Консультация для воспитателей «Прививаем ребёнку любовь к чтению - развиваем любовь к книге с детства »
консультация по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Прививаем ребёнку любовь к чтению - развиваем любовь к книге с детства »
Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига
Вечных истин немеркнущий свет —
Это — книга...
Т. Л. Щепкина-Куперник
Жизнь человечества в XXI веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств» . Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям. Необходимы не только разработанные специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка. Приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку читающему и, как следствие, много знающему должно всячески демонстрировать и воспитывать в ребенке, начиная с дошкольного детства, а не со школьных лет, как это было ранее. Процесс чтения и понимания текста, вдумчевого к нему отношения не только способствует восприятию целостной картины мира, но и служит духовному единению людей вне наций, рас, религий, сословий и т.д., учит толерантности, взаимопониманию и взаимоуважению.
«За свою продолжительную историю общество не придумало механизма более совершенного, чем чтение, чтобы формировать сознание, духовный мир человека. Справедливо утверждение: если люди перестанут читать, они перестанут думать»
М. Ненашев
Сама действительность поставила перед нами проблему объединения усилий всех категорий взрослых для полноценного участия в жизни ребенка. В контактах с малышом мы, взрослые, ищем новые принципы, новое содержание общения в том случае, если хотим стать ребенку родным человеком, другом, собеседником, опытным посредником между ним и окружающим его миром. Мы опускаемся перед ним «на корточки», чтобы стать ближе, вглядеться в него, понять его проблемы и сделать их своими.
Первостепенная задача взрослых — сделать ребенка грамотным читателем.
Грамотный, или талантливый, как его называет С. Я. Маршак, читатель — это читатель, воспринимающий текст согласно авторскому замыслу, постигающий его смысловую и художественную сущность, видящий его как произведение искусства, это читатель, умеющий обращаться с книгой, найти нужную для себя книгу, извлечь из нее информацию.
Зачастую у взрослых, как специалистов в области дошкольного воспитания, так и не имеющих отношения к нему, складывается неправильное представление о понятии «грамотный читатель». Их воображение создает образ малыша, измученного упражнениями в технике чтения и анализе книг, в запоминании множества фактов, терминов, имен.
Между тем сама проблема заключается не в понятии «грамотный читатель», а в готовности взрослого реализовать ее. Сделать ребенка грамотным читателем в дошкольном детстве вовсе не означает научить его читать, заставлять его анализировать прочитанное по всем канонам филологической науки.
Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, не лениться читать, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств, и тогда он и не заметит, как и когда рядом с ним вырастет содержательный и глубокий человек.
ЗАДУМАЙТЕСЬ НАД СКАЗАННЫМ:
1. Лев Толстой называл воображение, творчество и соображение высшими человеческими способностями.
2. «Мораль, ее нормы становятся основой поведения человека не тогда, когда они им просто познаются, а когда становятся объектом эмоционального отношения к ним» (психолог //. М. Якобсон).
Прежде чем начать работу с родителями и детьми воспитатель должен обдумать, усвоить, принять несколько положений:
1. Он сам должен глубоко и искренне осознавать проблему чтения как общегосударственную задачу развития культуры, науки, благосостояния нации.
Почему так? Потому что, не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.
Человек читающий умеет пользоваться информацией, исследовать ее. В наше время умение извлечь информацию, способность принимать правильное и быстрое решение на основе ее анализа ценится как высокое профессиональное достижение.
Чтение — это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.
Задумайтесь:
Идея «Сказки о рыбаке и рыбке» у А. Пушкина родилась в процессе чтения сборника немецких народных сказок, собранных братьями Гримм. Таких примеров множество.
2. Воспитатель должен быть убежден в том, что детская литература, которую он каждодневно читает ребенку, — это настоящее искусство, у которого свой объект изображения - ребенок, детство, детская жизнь, своя тематика и специфика.
3. Воспитатель должен знать, что детская литература лежит в основе базовой культуры личности. Прислушаемся тому, что по этому поводу говорит знаток и критик детской литературы М. Петровский: читатель из ребенка вырастет или не вырастет, но «прочитанное им в детстве, прочитанное им в детстве может оказаться единственным его литературным багажом — и единственной точкой культурного пересечения с другими его соотечественниками. Для тех же, кто, вырастая делается читателем, прочитанное в детстве превращается в пожизненную базу культурного развития. Так или иначе через: детскую литературу проходят все. Следовательно, прочитанное в детстве — общая, свойственная всем и усвоенная всеми часть общенационального богатства - его самая демократическая часть. При таком подходе резко меняется ценностный статус детской литературы. Из чего-то симпатичного, но несерьезного и второстепенного она возводится в ранг основоположения национальной культуры»
4. Воспитателю нужно знать самому и объяснять родителям, что литература оказывает на человека латентное (скрытое), не проявляющееся сразу воздействие. Приобщая ребенка к литературе, взрослому придется рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды.
5. В процессе общения с детской литературой взрослый человек (и воспитатель, и родитель) заметит, как меняется он сам, как меняются его взгляды на природу детства, на ребенка, на детское произведение, как все то, что в общении с ребенком ранее казалось незначительным, наполнится глубоким смыслом, будет воспринято по-иному.
6. Необходимо убедить родителей в том, что общение ребенка с художественным текстом должно быть ежедневным.
Только осознав, обдумав ранее сказанное, воспитатель может начинать работу с детьми и родителями. Работа с родителями может быть трех видов: просветительская, консультативная, информационная.
Формы работы
Просветительская | Консультативная | Информационная |
Родительский лекторий | Групповые и индивидуальные устные консультации по тем вопросам, которые возникают у родителей | Устная и письменная информация (выпуск информационного листка) |
Родительское собрание | Письменные консультации | Газета |
Выставки книг | Привлечение родителей для решения вопросов, общих для семьи и ДОУ (например формирование круга детского чтения) | |
Диспут, дискуссия | ||
Конкурсы |
Задача ДОУ в лице воспитателя — сделать родителей психологически, педагогически, интеллектуально готовыми к воспитанию и развитию малыша.
Литература:
- Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: пособие для воспитателей детского сада. — СПб.: Детство-Пресс, 1999.
- Демурова Н. М. Что читать детям: спасительные книги. Что читать детям в трудных ситуациях в жизни. — М.: 1995.
- Петровский М. Книги нашего детства. — М.: Книга, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Прививаем ребёнку любовь к чтению - развиваем любовь к книге с детства »
Консультация позволит воспитателям организовать совместную работу с родителями, для того, чтобы дети полюбили читать....
Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к чтению» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Памятка для родителей«Прививаем детям любовь к чтению» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...
Как прививать детям интерес к чтению и любовь к книгам?
Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно. Настоящая литерату...
Консультация для родителей "10 советов, как привить ребёнку любовь к чтению и книгам"
О том, что современные дети мало читают, говорят на каждом углу. Больше всего в этом обвиняют гаджеты, но всё же и до их появления люди делились на читающи...
Консультация для родителей «Прививаем детям любовь к чтению»
laquo;Человек, любящий и умеющий читать, -счастливый человек.Он окружен множеством умных,добрых и верных друзей.Эти друзья — книги.»(К. Паустовский)...
Как прививать ребёнку любовь к чтению
Почему дети не любят читать. Сначала давайте разберёмся в том, почему современный ребёнок не хочет читать и какие действия родителей могут отбить у него охоту к книгам. Об этом сказано и написано мног...
Консультация для родителей на тему: "10 способов, как привить ребёнку любовь к чтению книг"
Своевременное развитие словаря - один из современных факторов подготовки детей к школьному обучению. Взрослые должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился...