Что такое любовь к детям? Научное обоснование этико-педагогического понятия «любовь к детям»
статья на тему
Статья представляет собой научное обоснование этического профессионального педагогического понятия «любовь к детям»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое любовь к детям?
Научное обоснование этико-педагогического понятия «любовь к детям»
«Любовь к детям» – это нравственно-эмоциональное чувство, показывающее степень развития нравственного сознания учителя. Любовь к детям проявляется в уровне нравственных отношений к ним. Эти отношения характеризуются такими качествами, как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, великодушия, доброты. К ним относятся и взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимная требовательность и ответственность.
(Шевченко Л. Л. Учитель. Педагогические условия воспитания нравственной культуры в учебно-воспитательном процессе вуза Монография Москва 2010 ббк 74)
- Любовь к детям
1)положительное эмоциональное отношение к ним; специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, развитию его способностей к самоопределению и самореализации, самостоятельной выработке системы жизненных ценностей и отношений;
2) одно из важнейших свойств, необходимое для человека, избирающего педагогическую деятельность.
(Педагогический словарь. — М.: Академия. Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.)
- «Любовь к ребёнку в нашей специальности – это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребёнку – всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».
(Василий Александрович Сухомлинский)
- Любовь к детям - это реальная и всесторонняя забота о них, причем такая, чтобы сами дети, объединившись в развивающийся воспитательный коллектив на основе серьезного труда-заботы, с помощью воспитателей или даже без них создали достаточный для себя и для общества образ жизни
(Антон Семенович Макаренко)
Проанализировав взгляды выдающихся педагогов на тему любви к детям, я пришла к выводу, что светочами педагогической культуры они стали именно потому, что любили детей. Ян Амос Коменский, Песталоцци, Ушинский, Лев Толстой, Макаренко, Януш Корчак, Сухомлинский считают, что любовь, гуманность - это фундамент воспитания, на котором складываются надежные взаимоотношения с детьми. Любить - это, прежде всего, давать, а любящий детей педагог может дать много: свои знания, свою радость и печаль, свои интересы и свою любовь. Он делится с детьми тем, что ему дорого, что его тревожит, что обязательно пригодится детям в жизни. Любить - это умение не оценивать ребенка, а быть рядом, умение ставить себя на место маленького человека.
Именно воспитание в любви способствует развитию ребенка, становлению его как личности. Дети должны жить в любви, воспитывать надо любя.
Читая труды этих великих людей, невозможно оставаться равнодушной. Особенно вдохновляет опыт Сухомлинского. Даже в самой «изуродованной, покрытой язвами и струпьями», циничной душе ребенка, Василий Александрович видит Человека. Не такого, какой он есть сейчас, а такого, каким он должен быть. «И когда удается очистить сердце детское от гнойника и язв, когда в глазах ребенка сияет одухотворенность красотой, а не блуждает лицемерная усмешка, я люблю этого настоящего человека, ибо в нем — частица моей души» - пишет В.А.Сухомлинский в книге «Как любить детей».
В учебном пособии Маленковой Л.И. «Теория и методика воспитания» я открыла для себя истину: чтобы полюбить детей надо стать оптимистом полюбить жизнь. Любить жизнь во всех ее проявлениях, уметь наслаждаться ею в каждое мгновение жизни, находить везде прелесть бытия. Уметь удивляться совершенству мира. И постепенно, исподволь передавать все эти чувства и ощущения ребенку (подростку), всем детям.
В основе понятия «любовь к детям» во всех исследуемых мною трактовках лежит гуманное отношение к воспитаннику в процессе воспитания и обучения. И все же некоторые различия имеются.
А.С. Макаренко к своим воспитанникам подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. Любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”. Антон Семенович считал наказание допустимым, за исключением физического воздействия.
Сухомлинский уважал детское незнание. Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время — научится». Оценка у Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Свое сердце, Василий Александрович действительно отдал детям, причем отдал полностью.
Несмотря на различия в педагогических системах Макаренко и Сухомлинского, в результате мы видим исцеленные души трудных детей и подростков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/30/picture-509784-1414656944.jpg)
Интеграция образовательных областей: научное обоснование вопроса.
Введение новшевств - процесс, который повсеместно вызывает обсуждения, споры, постоянно требующий аргументированности его неоходимости.Вместе с коллегами мы изучили вопрос Интеграции образовательных о...
Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Колосок»
Положениео нормах профессиональной этики педагогических работниковмуниципального казенного дошкольного образовательного учрежденияДетский сад «Колосок»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/29/picture-717218-1448753107.jpg)
Кодекс профессиональной этики педагогических работников
Кодекс профессиональной этики педагогических работников...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/07/picture-699726-1494180526.jpg)
Буклет для родителей "Что такое любовь"
Материал о том, как дети представляют себе любовь, к родителям в том числе....
Презентация "Педагогический стандарт педагога и модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников как инструменты повышения уровня профессионализма педагогов и качества образования обучающихся"
Данная презентация позволит познакомиться педагогам с новыми требованиями к ведению образовательной деятельности....
Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования
С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/26/picture-1388931-1645878753.jpg)
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Они, такие же, как и мы!» по ознакомлению с понятиями дети-инвалиды, дети с ОВЗ.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Они, такие же, как и мы!» по ознакомлению с понятиями дети-инвалиды, дети с ОВЗ.Задачи:• «Социально – ко...