Консультация по развитию культуры речи
консультация

Григорьева Ирина Васильевна

Консультация для мам и бабушек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для мам и бабушек.

ЩЁКИ, ГУБЫ И ЯЗЫК.

        Ребёнок плохо говорит? Не страшно, ещё разговориться, считают многие. Ведь дислалия – нарушение произношения и употребление звуков речи встречается почти у половины детей 5 - 6 лет и не связана с органическим повреждением центральной нервной системы или органов слуха. Однако такое отношение неправильно, а порой и вредно: дислалия со временем может стать причиной возникновения дислексии (нарушение навыка чтения) и дисграфии (расстройства процесса письма). Поэтому принимать меры нужно обязательно!

Что влияет на речь?

        Дислалия бывает двух видов:

        Механическая (органическая). Обусловлена анатомическими врождёнными или приобретёнными дефектами строения органов речи – неправильное расположение зубов, дефекты прикуса, патологические размер или форма языка, неправильное строение нёба, укороченная подъязычная уздечка (распространённая патология), дефекты губ.

        Функциональная. Поражений органов речи нет, но ребёнок искажает звуки. Виноваты биологические факторы – общая мышечная слабость на фоне заболеваний, лёгкая мозговая дисфункция, повлёкшая задержку психического развития, запоздание появления речи, нарушение звукового восприятия, тугоухость в период становления речи.

        Большую роль играет способ питания: если ребёнка долго кормить перетёртой пищей, намеренно избегая твёрдых кусочков, у него будет недоразвита жевательная функция и недостаточно укреплены мышцы языка, что затем неблагоприятно скажется на произношение ряда звуков. Очень важны и социальные факторы ограничения речевых контактов с ребёнком, речевые ошибки окружающих. Так же на распространённость недоразвития речи сегодня заметно влияет ранняя теле – и компьютерная зависимость.

Сам себе логопед.

        Доступным и эффективным методом профилактики любой дислалии является артикуляционная гимнастика, которую стоит начинать делать, не дожидаясь нарушения речи. Если с 1,5 – 2 лет уделять ей всего 5 минут в день, к 4 – 6 годам большинству родителей не придётся обращаться за помощью к логопеду. Для органов артикуляционная гимнастика важна не менее, чем для рук и для ног. Регулярные тренировки хорошо растягивают короткую подъязычную уздечку и часто приводят к нормализации этого дефекта, устраняя необходимость в операции. Упражнения укрепляют мышцы языка, вырабатывают умение владеть им, подготавливая к правильному произношению звуков речи.

Гимнастика включает упражнения для щёк, губ и языка. Динамические упражнения (ДУ) основаны на повторении одной позиции 6 – 8 раз, статистические (СУ) – на удержании её несколько секунд, для малышей естественно делать упражнения в игровой форме во время прогулки, в транспорте, в очереди, за обедом.

Упражнения для языка:

  • Блинчик / Лопатка – широкий расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе (СУ).
  • Иголочка – рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперёд (СУ).
  • Горка – рот открыт, зубы обнажены, кончик языка упёрт в нижние резцы, а сам язык выгнут дугой (СУ).
  • Лошадка – поцокивание языком по нёбу, при этом рот должен быть открыт, а нижняя челюсть оставаться неподвижной (ДУ).
  • Грибок – распластанный язык прижат к нёбу (СУ).
  • Орешки – узкий язык по очереди упирается в щёки (ДУ).
  • Маляр – широкий язык гладит нёбо от передних зубов (ДУ).
  • Часики – язык передвигается попеременно к правому и левому уголкам губ, нижняя челюсть неподвижна (ДУ).
  • Дятел / Барабанщик – рот широко раскрыт, губы растянуты, как в улыбке, кончик языка постукивает по нёбу прямо над верхними зубами со звукам: «д – д – д – д». Важно следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть была неподвижна (ДУ).
  • Гармошка – рот раскрыт, язык плотно прижат к нёбу, нижняя челюсть сильно оттягивается вниз. Следить, чтобы язык не отрывался от нёба (ДУ).
  • Язык попеременно тянется вверх к носу и вниз к подбородку (ДУ).
  • Язык «чистит» верхние и нижние зубы (ДУ).
  • Поворот головы вправо, язык одновременно высунут влево, затем наоборот – голова влево, язык вправо (ДУ).
  • Широкий язык облизывает верхнюю губу сверху вниз (ДУ).
  • Рот закрыт, язык совершает круговые движения по внутренней поверхности губ и щёк в одну, затем в другую сторону (ДУ).

Упражнения для губ:

  • Улыбка – губы растянуты, как в улыбке (можно издавать звук «и – и – и), зубы сомкнуты (СУ).
  • Трубочка – губы вытянуты вперёд, можно со звуком «у – у – у» (СУ).
  • Чередование Улыбки и Трубочки со звуками «иу – иу – иу» (ДУ). Вариант: улыбаться без звука, а при вытягивании губ издавать свист.
  • Окошко – рот открывается, зубы размыкаются (ДУ). Можно это делать и в игровой форме, показывая, как волк стучит зубами.
  • Ниточка рот закрыт, губы с силой сжаты (СУ). Следить за тем, чтобы губы были симметричны друг другу, а зубы не выпячивались.
  • «ТПР!» - имитация звука расслабленными губами на выдохе (ДУ).

Упражнения для щёк.

  • Шарик – щёки одновременно надуты, затем сдуты.
  • Щёки надуты по очереди.   

Не  обязательно ограничиваться только приведёнными упражнениями, можно придумать свои или превратить в полезные занятия обычные действия – например, облизывать выпуклую и вогнутую поверхности ложек разной величины, намазанные чем – то вкусным, либо слизывать варенье с тарелки всей поверхностью языка. Также можно подобрать весёлые логические сказки и стишки, и превратить их в чтение в увлекательную игру.

        Следует уделять внимание и развитию речевого дыхания. Малыша нужно учить дуть ртом и выдыхать носом, тренируясь на одуванчике, ватке, полосках бумаги, мыльных пузырях, свистульках

        Вместе с артикуляционной гимнастикой стоит проводить пальчиковую, развивающую мелкую моторику. В головном мозге речевая область располагается рядом с двигательной, а на ладонях находятся рефлекторные точки, падающие импульсы в центральную нервную систему, поэтому упражнения для детских ручек и пальчиков, а также массаж положительно влияют на развитие речи у ребёнка.

Вестник ЗОЖ

№ 5 (619), март 2019

Алёна Артамонова,

логопед,

тренер – реабилитолог,

кандидат медицинских наук.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речь воспитателя как средство развития культуры речи детей"

В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи и учить их надо на лучших образцах родного языка.  Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости прави...

Консультация "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".

Консультация будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Даны различия таких понятий как "фонематический слух" и "фонематическое восприятие" Представлены возрастные нормы развития фонематиче...

Консультация по Звуковой Культуре Речи

Этот  материал  поможет  родителям  больше  узнать  звуковой  культуре  речи   детей    5-6  лет....

Консультация "Формирование звуковой культуры речи во 2 младшей группе"

Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха....

Консультация для воспитателей «Фольклор как способ развития культуры речи»

laquo;Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды, если она „затягивает&l...

Консультация для воспитателей на тему: «Влияние театрализованной деятельности и музыки на развитие культуры речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему: «Влияние театрализованной деятельности  и музыки на развитие культуры речи у детей дошкольного возраста»...