"Речь воспитателя как средство развития культуры речи детей"
презентация по развитию речи по теме

Мальцева Лариса Юрьевна

В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи и учить их надо на лучших образцах родного языка. 

Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так же и те  несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. 

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи.

В презентации отмечены требования к связной речи педагога и ее лексико – грамматическому оформлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rech_vospitatelya.ppt1.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речь воспитателя как средство развития культуры речи детей Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №3 «Белочка» г.о. Краснознаменск Материал подготовила заместитель заведующего ДОУ Мальцева Л. Ю.

Слайд 2

В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи и учить их надо на лучших образцах родного языка. Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи.

Слайд 3

Речь воспитателя должна быть: грамматически правильно построенной, связной; с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка; должна быть выдержана в определенном темпе, громкости; должна быть интонационно выразительной; доступной для понимания; с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Слайд 4

Некоторые недочеты речи педагога: Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе; Невнятность произношения; Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию); Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп; Неточность произнесения отдельных звуков или слов; Нарушения в лексико – грамматическом оформлении; Употребление в речи слов – паразитов; Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные); Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што ), его (вместо ево ), счастье ( щастье ) и т.д.; Речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.; Произнесение слов с неправильным ударением; Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Слайд 5

Требования к связной речи педагога и ее лексико – грамматическому оформлению Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речит содержание является необходимым качеством речи педагога; Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами; Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание; Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений, важно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия; При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты; Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из употребления.

Слайд 6

В качестве недостатков словаря воспитателей можно назвать: Частое употребеление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.); Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей; Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.

Слайд 7

В целом рассказ педагога должен быть: Полным; Красочным; С точно подобранными словами; Грамматически правильно оформлен; Выразителен; Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь; При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию; Шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.

Слайд 8

Таким образом, работая с детьми воспитатель должен обратить внимание на следующее: Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи; Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию; Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм; Стремиться правильно использовать интоннационные средства выразительности с учетом содержания высказывания; В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса; Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей); Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...

Консультация для воспитателей: "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"

Консультация для воспитателей: "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"«Речь воспитателя, как средство развития речи детей»Культурная речь - является обязательным эле...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Культурная речь - является обязательным элементом общей культуры человека. Речь воспитателя является для детей основным образцом родного языка.В умственном развитии детей огромное значение имеет ...

Консультация для воспитателей «Речь воспитателя как средство развития речи у детей»

Консультация для воспитателей«Речь воспитателя как средство развития речи у детей»Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека. Речь педагога является дл...

Консультация для воспитателей: "РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ"

Речь воспитателя является для детей основным образцом родного языка. Существуют правила, которых должен придерживаться педагог, разговаривая с детьми....