Консультация для воспитателей «Фольклор как способ развития культуры речи»
консультация по теме

Галстян Нектар Самвеловна

 «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды, если она „затягивает“».

Д. С. Лихачев

Одна из самых важных задач обучения детей-дошкольников родному языку – развитие связной речи. Характерные особенности такой речи не только развернутость и связность, но и произвольность. Ребенок строит высказывание самостоятельно, ему не помогают реплики собеседника (как происходит в диалоге). Он должен сам выбирать словесную форму для выражения содержания, которое он сообщает, должен намечать последовательность отдельных частей, звеньев содержания – описание предметов, явлений, событий.

Прежде всего, речь должна быть содержательной, опираться на достаточные знания и ясные представления о предмете. Но этого мало – содержание должно быть выстроено в логической последовательности: существенные эпизоды нельзя пропускать, нельзя переставлять их беспорядочно, следует избегать ненужные вставки, логические переходы от одной части к другой, уметь закончить высказывание.

В помощи в овладении родным языком, то родители главную задачу должны видеть в обогащении словаря (углублении понимания смысла употребляемых слов) и в развитии связной речи.

Для обогащения, уточнения и расширения словаря детей используют самое ближайшее окружение ребенка: то, с чем он сталкивается дома, в детском саду, на улице. Вводить в словарь детей не только название предметов, но и название их деталей, частей. Не только название цветов (красный, синий, и т. д., но и их оттенков. Не только название формы, величины предмета, но и материала, из которого эти предметы сделаны.

Важно, разумеется, не просто знакомство ребенка с окружающим. Мы должны иметь в виду и чисто речевые задачи. Рассмотрели предметы, назвали их – закрепить в словесных играх.

Для обогащения словаря, для понимания переносного значения образных слов неоценимо чтение художественной литературы. Прочитали малышу сказку, рассказ, стихотворение – обратите его внимание на отдельные слова и выражения, повторите их, задержите на них внимание ребенка, тогда он запомнит и усвоит эти слова и будет использовать их в других речевых ситуациях.

Чтение литературных произведений доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство родного языка, способствует тому, что дети начинают пользоваться этим богатством.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (сказками, преданиях, легендами, пословицами, загадками) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 5-7 лет.

Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказка, рассказы). Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом («Репка»«Колобок»«Курочка ряба»). При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.

Ознакомление детей со средствами художественной выразительности не самоцель. Дело не только в том, что здесь развивается восприятие литературных произведений, что ребенок обогащает эстетически. Выразительной, образной должна быть и речь обыденного общения. Вспомним, что пословицы, поговорки, присказки – много из того, что называется малым формами фольклора, – родились и живут в обыденной речи, в повседневном общении.

Знакомство с разнообразными жанрами фольклора малой родины, с традициями и обычаями дедов и прадедов – важное средство воспитания основ гражданских чувств, культуры межнационального общения у дошкольников. В сказках и легендах ярко выражены нравственные нормы поведения, борьба добра со злом, при этом добро побеждает, преодолевая трудности, помогает дружба и взаимопомощь. Фольклор развивает речь детей, благодаря поэтичному, лаконичному языку. В сибирских сказках и легендах много сравнений, метафор, загадок, пословиц, ритмических поговорок. Благодаря такому языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго.

Ребенка окружает мир людей и их взаимоотношений, он и сам – частица этого мира. Его окружает мир предметов и явлений. Речь тоже явление. Это деятельность человека, одна из важных его деятельностей, которая складывается и совершенствуется по определенным законам.

Поэтому осознание речи ребенка – это не просто расширение его кругозора, знаний и представлений об окружающем мире. Это важное средство дальнейшего развития самой речи, ее совершенство.

Свою работу строила на следующих основных принципах:

• во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе краеведческого материала;

• во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательнойработы и видами деятельности детей.

• в-третьих, активного включения детей;

• в-четвертых, максимального использования развивающего потенциала сибирского фольклора в создании речевой среды.

Для того чтобы работа с дошкольниками в этом направлении велась успешно и плодотворно, педагогам необходимо использовать инновационные технологии обучения.

В систему реализации включены как традиционные, так и новые для ДОУ формы и методы работы: игровое моделирование, компьютерная презентация, пиктограммы, которые приучали детей видеть и откликаться на происходящее вокруг.

Через исторические беседы, легенды и сказки, дети узнали об увлекательных и занимательных фактах из прошлого родного края, людях, живших раньше на территории нашего города и области.

Самостоятельная работа в уголке города и края включала в себя рассматривание иллюстративного материала, сбор краеведческой информации.

На всех наших мероприятиях для детей мы всегда рады видеть родителей, бабушек и дедушек, не только в качестве зрителей, но и активными участниками. Общение детей с родителями в процессе совместного творчества, совместной деятельности в играх, в продуктивной деятельности, само по себе оказывает благотворное воздействие на ребёнка, а значит и на его благополучие, на его здоровье.

Совместная деятельность детей и членов их семей, специально организованная практическая деятельность, например: рисование «В мире сибирских сказок»«Цветик-семецветик»«Фольклор Прибайкалья» и другие мероприятия, позволили создать атмосферу общности интересов детей и взрослых.

Устраивались выставки детских работ, на которых дети сами были экскурсоводами – рассказывали о фольклоре родного края через свое творчество.

Метод проектирования позволил объединить родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, развить интерес к истории родного города и края.

Ребенок усваивает родной язык, учится говорить, не осознавая, как он это делает. Его речевые навыки складываются помимо его сознания. Когда он воспринимает и понимает речь, он осознает, прежде всего, то смысловое содержание, которое в ней передается. Когда он выражает свою мысль в содержание. А вот понимание того, как именно, какими словами высказывается мысль, совсем не обязательно. Ребенок и не осознает этого очень долго, он даже вообще не знает, что говорит словами.

Приобретая умение не только эмоционально воспринимать произведение художественной литературы, сопереживать его героям, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Фольклор как способ развития культуры речи»

 «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды, если она „затягивает“».

Д. С. Лихачев

Одна из самых важных задач обучения детей-дошкольников родному языку – развитие связной речи. Характерные особенности такой речи не только развернутость и связность, но и произвольность. Ребенок строит высказывание самостоятельно, ему не помогают реплики собеседника (как происходит в диалоге). Он должен сам выбирать словесную форму для выражения содержания, которое он сообщает, должен намечать последовательность отдельных частей, звеньев содержания – описание предметов, явлений, событий.

Прежде всего, речь должна быть содержательной, опираться на достаточные знания и ясные представления о предмете. Но этого мало – содержание должно быть выстроено в логической последовательности: существенные эпизоды нельзя пропускать, нельзя переставлять их беспорядочно, следует избегать ненужные вставки, логические переходы от одной части к другой, уметь закончить высказывание.

В помощи в овладении родным языком, то родители главную задачу должны видеть в обогащении словаря (углублении понимания смысла употребляемых слов) и в развитии связной речи.

Для обогащения, уточнения и расширения словаря детей используют самое ближайшее окружение ребенка: то, с чем он сталкивается дома, в детском саду, на улице. Вводить в словарь детей не только название предметов, но и название их деталей, частей. Не только название цветов (красный, синий, и т. д., но и их оттенков. Не только название формы, величины предмета, но и материала, из которого эти предметы сделаны.

Важно, разумеется, не просто знакомство ребенка с окружающим. Мы должны иметь в виду и чисто речевые задачи. Рассмотрели предметы, назвали их – закрепить в словесных играх.

Для обогащения словаря, для понимания переносного значения образных слов неоценимо чтение художественной литературы. Прочитали малышу сказку, рассказ, стихотворение – обратите его внимание на отдельные слова и выражения, повторите их, задержите на них внимание ребенка, тогда он запомнит и усвоит эти слова и будет использовать их в других речевых ситуациях.

Чтение литературных произведений доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство родного языка, способствует тому, что дети начинают пользоваться этим богатством.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (сказками, преданиях, легендами, пословицами, загадками) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 5-7 лет.

Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказка, рассказы). Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом («Репка»«Колобок»«Курочка ряба»). При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.

Ознакомление детей со средствами художественной выразительности не самоцель. Дело не только в том, что здесь развивается восприятие литературных произведений, что ребенок обогащает эстетически. Выразительной, образной должна быть и речь обыденного общения. Вспомним, что пословицы, поговорки, присказки – много из того, что называется малым формами фольклора, – родились и живут в обыденной речи, в повседневном общении.

Знакомство с разнообразными жанрами фольклора малой родины, с традициями и обычаями дедов и прадедов – важное средство воспитания основ гражданских чувств, культуры межнационального общения у дошкольников. В сказках и легендах ярко выражены нравственные нормы поведения, борьба добра со злом, при этом добро побеждает, преодолевая трудности, помогает дружба и взаимопомощь. Фольклор развивает речь детей, благодаря поэтичному, лаконичному языку. В сибирских сказках и легендах много сравнений, метафор, загадок, пословиц, ритмических поговорок. Благодаря такому языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго.

Ребенка окружает мир людей и их взаимоотношений, он и сам – частица этого мира. Его окружает мир предметов и явлений. Речь тоже явление. Это деятельность человека, одна из важных его деятельностей, которая складывается и совершенствуется по определенным законам.

Поэтому осознание речи ребенка – это не просто расширение его кругозора, знаний и представлений об окружающем мире. Это важное средство дальнейшего развития самой речи, ее совершенство.

Свою работу строила на следующих основных принципах:

• во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе краеведческого материала;

• во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательнойработы и видами деятельности детей.

• в-третьих, активного включения детей;

• в-четвертых, максимального использования развивающего потенциала сибирского фольклора в создании речевой среды.

Для того чтобы работа с дошкольниками в этом направлении велась успешно и плодотворно, педагогам необходимо использовать инновационные технологии обучения.

В систему реализации включены как традиционные, так и новые для ДОУ формы и методы работы: игровое моделирование, компьютерная презентация, пиктограммы, которые приучали детей видеть и откликаться на происходящее вокруг.

Через исторические беседы, легенды и сказки, дети узнали об увлекательных и занимательных фактах из прошлого родного края, людях, живших раньше на территории нашего города и области.

Самостоятельная работа в уголке города и края включала в себя рассматривание иллюстративного материала, сбор краеведческой информации.

На всех наших мероприятиях для детей мы всегда рады видеть родителей, бабушек и дедушек, не только в качестве зрителей, но и активными участниками. Общение детей с родителями в процессе совместного творчества, совместной деятельности в играх, в продуктивной деятельности, само по себе оказывает благотворное воздействие на ребёнка, а значит и на его благополучие, на его здоровье.

Совместная деятельность детей и членов их семей, специально организованная практическая деятельность, например: рисование «В мире сибирских сказок»«Цветик-семецветик»«Фольклор Прибайкалья» и другие мероприятия, позволили создать атмосферу общности интересов детей и взрослых.

Устраивались выставки детских работ, на которых дети сами были экскурсоводами – рассказывали о фольклоре родного края через свое творчество.

Метод проектирования позволил объединить родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, развить интерес к истории родного города и края.

Ребенок усваивает родной язык, учится говорить, не осознавая, как он это делает. Его речевые навыки складываются помимо его сознания. Когда он воспринимает и понимает речь, он осознает, прежде всего, то смысловое содержание, которое в ней передается. Когда он выражает свою мысль в содержание. А вот понимание того, как именно, какими словами высказывается мысль, совсем не обязательно. Ребенок и не осознает этого очень долго, он даже вообще не знает, что говорит словами.

Приобретая умение не только эмоционально воспринимать произведение художественной литературы, сопереживать его героям, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «ФОЛЬКЛОР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ»

Консультация для воспитателей«ФОЛЬКЛОР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ»Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в развитии ...

Консультация для воспитателей " Игра - основной способ развития детей дошкольного возраста."

       «Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям са...

Обобщение и распространение из опыта работы по самообразованию.«Фольклор, как способ развития активной речи детей младшего возраста »

Тема по самообразованию «Фольклор, как способ развития активной речи детей младшего возраста » Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хо...

Консультации для воспитателей «Фольклор в познавательном развитии детей»

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в развитии речи дошкольника. И именно в дошкольном возрасте при овладении языком своего...

Консультация для воспитателей «Сторителлинг как способ развития речевого творчества»

Консультация для воспитателей «Сторителлинг как способ развития речевого творчества» ...

Консультация для воспитателей «Сторителлинг как способ развития речевого творчества»

Консультация для воспитателей «Сторителлинг как способ развития речевого творчества» ...