« Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет, через дидактические игры и упражнения»
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация- практикум для родителей:
« Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет, через дидактические игры и упражнения».
Цель: познакомить родителей с понятием мелкой моторики рук и важностью её развития. Порекомендовать родителям различные игры и упражнения, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков.
Ход:
Уважаемые родители, сегодня я хочу поговорить с вами о развитии мелкой моторики рук у детей.
Мелкая моторика рук –это способность выполнять точные и мелкие движения пальцами и кистями рук в результате скоординированных действий нервной , мышечной и костной систем.
В развитии детей мелкая моторика играет чуть ли не самую важную роль, и процесс развития моторики рук начинается с рождения ребёнка.
Сперва малыш рассматривает свои ручки, в последствии- учится манипулировать ими. Сначала ребёнок берет предмет всей своей ладонью, а потом лишь двумя пальцами (указательным и большим). А дальше учится держать правильно кисть, карандаш, ложку и т.д.
Учёными уже не раз доказано, что мелкая моторика тесно связана с речевым центром. Потому что в головном мозге моторный и речевой центры находятся близко друг к другу.
В последнее десятилетие уровень речевого развития заметно снижается. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями).
Это можно объяснить несколькими причинами:
- взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.
- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...).
- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (вместо шнурков и пуговиц липучки, книжки с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Развитие мелкой моторики является постепенным процессом. Сперва движения малыша неумелые, даже можно сказать корявые, но постепенно тренируя свои ручки, ребёнок приобретает различные навыки и умения.
В развитии мелкой моторики ребёнку должны помочь взрослые, передавая свой опыт. Вы спросите как? Заниматься с ним развивающими играми, которые помогут совершенствованию мелкой моторики ребенка.
Можно сказать, что сейчас другое время и для развития есть современные гаджеты. Да, технические средства в какой-то степени помогают в развитии детей, но они не охватывают всю степень проблемы, они не задействуют практические умения, фантазию и воображение детей.
Сегодня я хочу познакомить вас некоторыми из таких игр и упражнений:
Например - Пальчиковые игры - это уникальное средство, здесь тесно взаимосвязаны мелкая моторика и речевое развитие.Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем».
«Замок».
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
Игры с крупами, бусинками, пуговками, макаронами и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок , выкладывать из них картинки, пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком, рисовать пальчиком и т.д.
Показ примерных игр с сыпучими материалами.
Шнуровка - идеальная игрушка для ребёнка. Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты - обычное дело взрослых.
Демонстрация нескольких игрушек-шнуровок.
Игры с прищепками – очень увлекательная и полезная игра. Дети очень любят эти, простые на первый взгляд, игры.
Демонстрация игры с прищепками и вариантами игры с ними.
Игры с резиночками - такие игры ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение.
Предложить родителям поиграть .
Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:
- занятия с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.
- рисование карандашами. Именно карандаши - «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след.
- мозаика, пазлы, конструктор – у этих игрушек тоже замечательный развивающий эффект .
- Также полезно заниматься аппликацией как плоскостной, так и объёмной, например аппликация в технике торцевания, это то чем мы с детьми занимаемся на кружке.
Предложить родителям посмотреть кружковые работы детей.
И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. И конечно же быть уверенными -наступит время, когда ваш любимый ребенок будет ловко и быстро работать всеми десятью пальцами, движения рук будут точными и аккуратными.
Я надеюсь, что наша беседа, была полезной и познавательной для вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры....
План по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"
Годовой план самообразования педагога по теме "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"...
Методическая разработка. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения. Дидактическое пособие "Послушные пальчики"
Методическая разработка.Развитие мелкой моторики у детей...
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения.
Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев руки, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды. Проблемой изучения мелкой моторики рук детей с интел...
Методическая разработка для воспитателей Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения. Дидактическое пособие "Послушные пальчики"
В методичеких рекомендациях представлено авторское дидактическое пособия "Послушные пальчики" и упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений рук детей младшего дошколь...