Развитие творческого воображения дошкольников в ДОУ.
консультация
В играх проявляется творческое воображение ребёнка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явлений окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации и превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным «участником жизни взрослых» (Д. Б. Эльконин).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskogo_voobrazheniya_doshkolnikov_v_dou.docx | 67.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого воображения дошкольников в ДОУ.
Воображение — мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия. Оно тесно связано с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают в единстве. Воображение способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое. Понятия «воображение» и «фантазия» являются синонимами.
Л.Выготский доказал, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им определённого опыта. Ему удалось доказать, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни.
Мы можем влиять на развитие творческих возможностей ребёнка с раннего детства.
Развитие воображения у детей дошкольного возраста | |
Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Пассивное (непроизвольное), воссоздающее | Творческое воображение, не произвольное |
Отсутствует предварительный замысел | Предварительный замысел реализуется в деятельности |
Опорой в игровой деятельности являются предметы | Воображение переходит в умственный план. В игре опорой является роль |
Не могут придумать новую сказку | Сказки носит творческий, оригинальный характер. Сказки логичны, последовательны. Дети наделяют нравственными качествами, характерными особенностями героев, одушевляют героев. |
В игре отражают то, что видят | В игре отражают то, о чем знают, появляются режиссерские игры |
В играх ребёнок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает её, создаёт желанное будущее. Космонавты совершают дальние рейсы на Марс, Юпитер и другие планеты, строят там города, конструкторы создают удивительные машины.
Именно в игре можно начинать формировать у ребёнка основы умения находить собственное решение, оригинальные ответы, способность действовать в плане образных представлений.
Если у малыша до 3 лет это предметная игра, то у ребёнка 4-6 лет это сюжетно-ролевая игра, представляющая широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. В предметной игре ребёнок изображает только действия с отдельными предметами – действия, которые он видел у взрослых и которым стремится подражать. Старший дошкольный возраст - в сюжетно-ролевой игре ребёнок начинает воспроизводить те отношения, которые он наблюдает у взрослых людей и которым стремиться подражать. И чем дольше впечатлений ребёнок получает, тем разнообразней его игры, тем больше простора для развития его воображения.
Специальная работа воспитателя по ознакомлению детей с разными сферами жизни (работа повара, парикмахера, железнодорожника, врача и т.п.) обогащает и развивает их игры. А вместе развитием сюжета игр развиваются способности творческого воображения, накапливается тот материал, который пробуждает и направляет фантазию малыша.
С самого начала мы должны раскрыть перед ребёнком смысл творческой деятельности: не следовать готовым образцам, штампам, шаблонам, а искать как можно больше собственных оригинальных решений, не бояться свободно высказывать их, направлять своё воображение на поиск нового, доводить задуманное до конца. Наряду с переходом деятельности воображения во внутренний план у старшего дошкольника появляется ещё одна очень важная способность: подчинять своё воображение определённому замыслу, следовать намеченному плану. |
Эта особенность развития воображения играет совершенно особую роль, так как благодаря именно ей у ребёнка появляется возможность создавать свои первые законченные произведения. |
Все творческие проявления ребёнка следует поощрять, постепенно прививать ему некоторую критичность по отношению к продуктам его творчества. Развитие воображения ребёнка требует особого внимания ещё и потому, что в детском творчестве проявляется личность, эмоции, настроения и отношения с окружающим миром. |
Как развивать воображение у дошкольника
- Воображение развивается в игре, особенно в тех ее видах, где человек как бы выполняет определенную роль.
- Развивают воображение и такие игры, как сочинение сказок, стихов, рисование, лепка.
- Воображение развивается при чтении книг.
Воспитатель обязательно должен помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.
Как же помочь дошкольникам развивать
свое творческое воображение?
Существует много разнообразных способов:
- Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольника – читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Советуйте родителям ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т.д.
- Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили.
- Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсудите вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное.
- Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, стихи, рассказы.
- Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается воображение.
- Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.
- Используйте для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения. Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников целесообразно проводить в группах ДОУ планомерно.
Приёмы творческого воображения.
Существует ряд приёмов творческого воображения.
- Склеивание. Путём мысленного «склеивания» рождено множество героев легенд и мифов (дракон, русалка, кентавр, химера и др.). Тем же путём созданы такие интересные конструкции, как амфибия и др.Детям предлагается, соединяя элементы различных животных, составить из них живое существо с новыми необычными свойствами.
- Аналогии. Разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы, такие как облака, падающие тени, пятна краски, первые неумелые каракули малыша, пройдя через наше сознание, часто ассоциируются в нашем мозгу со сходными реальными предметами. Используя их, наше воображение создаёт определённые соотношения и связи.
Например, ребёнку нужно назвать как можно больше предметов, сходных с кораблём по каким – то существенным признакам. При решении этой задачи более результативен тот, кто способен систематизировать и классифицировать называемые предметы.
- Преувеличение и преуменьшение. Рассказ о каком – то событии, с преувеличением одного и преуменьшением другого.
- Акцентирование. Умение подметить и выделить главное (рассказать о самых характерных особенностях Деда Мороза, Бабы Яги и т.д.).
- Типизация. Один из самых сложных приёмов творческого воображения, который используется в художественном творчестве (из цветной бумаги вырезать несколько снежинок и посмотреть, какая из них больше других похожа на настоящую).
- Превращение незнакомого в знакомое. Этот приём включает в себя четыре операции:
1) личное уподобление – отождествление себя самого с каким – либо элементом проблемной ситуации (колесо от машины, веточка дерева и т.д.);
2) прямая аналогия или поиски сходных процессов в других областях знаний;
3) символическая аналогия или использование поэтических образов и метафор для формулирования задач;
4) фантастическая аналогия, при которой проблема решается «как в волшебной сказке».
Мы рассмотрели особенности развития творческого воображения в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте, и отметили, что развитию творческого воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие, как игра, конструирование, лепка, рисование.
Важнейшая задача педагогов дошкольных учреждений, по моему мнению, – способствовать развитию любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию творческого воображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого воображения дошкольников в процессе занятий тестопластикой
Воображение является основой развития творческой, уникальной и неповторимой личности уже с ранних этапов онтогенеза. На протяжении дошкольного детства, воображение ребенка проходит существен...
Развитие творческого воображения дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования
Развитие творческого воображениядошкольников средствами нетрадиционных техник рисования Исходя из актуальности рассматриваемого вопроса нами была выбрана тема кружковой работы: «Развитие творческого в...
Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования
Влияние нетрадиционных техник изодеятельности на развитие творческого воображения у дошкольников...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ В РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Цель данного пособия: Показать, какое место в педагогическом процессе отведено сказке, какими средствами она преподносится детям; помочь педагогу овладеть основными формами работы со сказками,...
Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования. Из опыта работы
Работая с детьми, я заметила, что в изобразительной деятельности склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Меня всегда интересовало, почему у ребенка, имеющего хо...
Развитие творческого воображения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в процессе непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Художественное творчество»
Возникающее в дошкольном возрасте творческое воображение – важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формирования личности ребёнка в целом....