Формы работы с родителями по социально-комуникативному развитию дошкольников
консультация (старшая группа)
Данная консультация поможет родителям дошкольников развивать у них коммуникативную компетентность, способность налаживать отношения с окружающими при помощи языковых и неречевых средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_delyus_opytom.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель Новикова И А
Учитель – дефектолог Кишова В В
Воспитатель Целикова Н П
СП «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» ГБОУ ООШ №18 г. Новокуйбышевск
Формы работы с родителями по социально - коммуникативному развитию дошкольников.
Чтобы достичь желаемого благополучия в социальном и интеллектуальном развитии ребенка, в первую очередь необходимо развивать коммуникативную компетенцию детей, их способность налаживать отношения с окружающими при помощи языковых и неречевых средств.
Зверева О. Л., Кротова Т. В., Свирская Л., Козлова А. В. отмечают, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Многие родители мало общаются с детьми из-за нехватки времени, усталости родителей, неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним). Это отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Именно тесное взаимодействие между педагогами и родителями позволяет комплексно решать данную проблему.
Всем родителям необходимы педагогические и психологические знания, особенно, касающиеся социально-коммуникативного развития детей. Здесь особенно важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации через периодические издания, интернет, но часто пользуются случайной литературой или советами некомпетентных друзей.
Уровень психологического климата семьи — важный компонент для индивидуального подхода в повышении коммуникативной компетентности родителей.
Условия работы с семьей:— целенаправленность, систематичность, плановость;— доброжелательность и отзывчивость;— дифференцированный подход с учетом специфики каждой семьи (возраста и образовательного уровня родителей, материального состояния, социально-эмоционального благополучия и т.д.). Основные формы работы с родителями
Коллективные:
— общие и групповые родительские собрания;
— консультации и беседы;
— круглые столы, вечера вопросов и ответов, дискуссии;
— презентации семейного опыта.
Индивидуальные:
— консультации и беседы;
— встречи в семейной гостиной;
— телефон доверия;
— оформление альбома «Спрашивайте — отвечаем» для конкретных семей.
Совместная деятельность педагогов, детей и родителей:
— совместное проведение занятий и досугов
— семейные и межсемейные проекты;
— разнообразные конкурсы— семейные клубы по интересам.
Деятельность педагога по повышению социальной компетентности родителей включает две основные составляющие:
— педагогическую и, по возможности, психологическую помощь в повышении социального и эмоционального интеллекта родителей;
— выполнение педагогом роли посредника по социально-коммуникативному развитию детей между дошкольной образовательной организацией и семьей
Во взаимодействии с семьей эффективны постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения. Взаимопонимание родителей и педагогов, возможно лишь в том случае, если педагог не поучает, а размышляет вместе с родителями, тактично подводит их к пониманию необходимости получения дополнительных знаний по социально-коммуникативному развитию детей. Методы работы с родителями необходимо использовать в их совокупности, например, беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.
Организация разнообразных видов совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Это может быть изготовление коллективных семейных стенгазет и альбомов, пошив игрушек, какие-либо семейные и проекты и др. Очень хорошо привлечь к участию в ознакомлении дошкольников с культурой и традициями народов, живущих в России, к совместному труду на участках ДОО или попросить рассказать детям о своей работе.
Огромное значение имеют постановка общих спектаклей, подготовка к ним элементов декораций и костюмов. Желательно, чтобы в таких мероприятиях участвовали педагоги, дети разных возрастных групп и их родители. Расширение круга общения обеспечивает полноценную среду развития. Взрослые выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия с детьми, занимая не назидательную учебно-дисциплинарную позицию, а общаясь с ребенком на равных.
Родители не замечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети меньше общаются. Коммуникативные навыки наиболее интенсивно развиваются в детстве. Задача взрослых – помочь ребенку вступить в сложный мир взаимоотношений, приобрести новых друзей, находить выход из сложных ситуаций со взрослыми, и друг с другом. Следует отметить, что в присутствии родных овладение коммуникативной компетенцией происходит эффективнее, поскольку ребёнок чувствует себя более комфортно и уверенно, а также на то, что коммуникативная компетенция формируется у детей под воздействием среды и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.
В работе с семьёй используются разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, направленные на привлечение родителей к совместной деятельности, создание особой «семейной» атмосферы в группе. Одна из нетрадиционных форм включения родителей в деятельность, развитие свободного общения дошкольника со взрослыми и сверстниками является создание семейных стенгазет. Газета может быть создана в рамках календарно-тематической недели или важного события группы. Дети вместе с родителями отбирают фото, где отображено значимое событие в жизни ребенка, которое вызвало сильные и положительные эмоции, обсуждают этот момент в жизни ребенка или его семьи. Стенгазета обычно вывешивается в раздевалке доступном для детей месте, рассматривание и обсуждение может быть длительным: во время утреннего приема, сбора на прогулку, ухода домой. Причем родители являются активными участниками диалога. Ценность данной формы работы заключается в том, что дети учатся свободно общаться в непринужденной обстановке, возрастает речевая активность дошкольников.
Проектная деятельность – одна из форм сотрудничества с родителями. Участие детей и родителей в проектах дает возможность участникам проявить свое творчество в обстановке сотрудничества. Поиск возможных вариантов достижения цели проходит в тесном общении с окружающими людьми (родителями, педагогами, детьми и пр.)
Создание семейных альбомов – форма активного сотрудничества педагогов и родителей. Конечным итогом данной формы работы является развитие свободного общения и развития лексической стороны устной речи, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм.
Так, например, в рамках тематической недели «Одежда» родителям было предложено сшить одежду для кукол, при этом обсудить свойства тканей и выбрать нужную, этапы и последовательность выполнения работы. В группе ребенок, опираясь на фотографии, рассказывал о результатах своей трудовой деятельности, отвечал на вопросы детей и педагогов. Дети были очень горды своим результатом труда. В результате появился интересный альбом «Шьем одежду для кукол». Главными результатами работы с родителями является повышение коммуникативной компетенции дошкольников и улучшение детско-родительских отношений.
Во всех формах работы с родителями и детьми создаются условия для развития коммуникативной личности – ее компетентности (языковой способности), эмоциональности, общительности, инициативности, самостоятельности, свободы речевого поведения, а также развитие языковой способности (фонетической, лексической, грамматической стороны языка ребенка).
И если работа с родителями будет проводиться в системе, то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так тем самым создастся атмосфера взаимоуважения
Список литературы
1. Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011 (Модули Программы ДОУ).
2. Белая К. Ю. «Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ».
3.Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей психологии/ А. А. Леонтьев. : Избр. псих. труды. – Л., Воронеж, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с родителями по формированию и развитию у дошкольников безопасного поведения на улице
Презентация о результатах работы с родителями по формированию и развитию у дошкольников безопасного поведения на улице....
«Театрализованная деятельность как эффективная форма работы по познавательному, речевому и творческому развитию дошкольников»
«Сказки любим, сказки знаем»...
Формы работы с родителями по формированию у младших дошкольников привычки к здоровому образу жизни
1. Проведение родительских собраний, консультаций.2....
презентация: «Формы работы с родителями в процессе экологического воспитания дошкольников»
Тема моей презентации: «Формы работы с родителями в процессе экологического воспитания дошкольников»В наше время проблемы экологического воспитания детей не только не потеряли ...
Из опыта работы по самообразованию по теме: «Экологический театр, как инновационная форма работы по экологическому воспитанию и речевому развитию дошкольников».
В работе описан опыт, который рассказывает об экологическом воспитании дошкольников посредством театрализованной деятельности. К задачам, кроме экологических, добавляются еще и речевые. То есть,...
Формы работы с родителями по формированию и развитию у дошкольников безопасного поведения на улице
Презентация о результатах работы с родителями по формированию и развитию у дошкольников безопасного поведения на улице....
Презентация опыта работы на ГМО Разнообразные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Проблема нравственного и патриотического воспитания детей является одной из старейших проблем педагогики. Существуют многочисленные современные и классические труды по данной проблематике. Однако при ...