Публикация "Особенности психологического сопровождения одаренного ребенка с особыми возможностями здоровья средствами арт-терапии в условиях детского сада."
статья по коррекционной педагогике

Малькова Наталья Владимировна

Статья в сборнике «Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося : материалы четвертой всероссийской научно-практической конференции» /под ред. Е.Н. Лекомцевой Ярославль РИО ЯГПУ,2017.-5стр.

Анотация. В статье представлен опыт психологического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья.

Рассмотрены психологические особенности детей. Раскрыты особенности применения арт-терапевтических техник с данной категорией детей: изодеятельность, сказкотерапия, коллаж и аппликация, куклотерапия , лепка из платилина.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности психологического сопровождения одаренного ребенка с особыми возможностями здоровья средствами арт-терапии в условиях детского сада.

Аннотация: В статье представлен опыт психологического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья.

Рассмотрены психологические особенности детей. Раскрыты особенности применения арт-терапевтических техник с данной категорией детей: изодеятельность, сказкотерапия, коллаж и аппликация, куклотерапия , лепка из платилина.

Ключевые слова: одаренность, ребенок с особыми образовательными потребностями, арт-терапия, арт-терапевтические техники, этапы работы с продуктом творчества

Во всем мире растет интерес к решению проблемы обучения и воспитания одаренных детей с особыми возможностями здоровья в естественной для них микросреде в среде здоровых сверстников[7].

Детский сад – первое общественное учреждение, появляющееся на жизненном пути ребенка. В нем он должен познать все тонкости общения с окружающими людьми. Нам ближе динамический подход, как одно из направлений в изучении проблемы одаренности, который рассматривает одаренность как интегративное, не сводимое к интеллекту, креативности или когнитивным функциям свойство личности. Данная теория на первый план выводит проблему развития детской одаренности, потенциала каждого ребенка(Д. Б. Богоявленская, В. П. Зинченко, И. И. Ильясов, Н. С. Лейтес, В. Д. Шадриков, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич, Э. П. Торрэнс и др.). В данном возрасте одаренность проявляется как общая, и лишь в последующие возрастные периоды она может быть избирательной к какой-либо деятельности.

В настоящее время, одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,

незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.[9] Людей, наделенных неординарными способностями, нечасто можно назвать абсолютно здоровыми. Одаренность в детском возрасте не редко сочетается различными нарушениями здоровья. У многих одаренных детей диагностированы речевые нарушения и аутоиммунные заболевания, неврологические и психические расстройства, включая синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), трудности обучения (особенно дислексию), аутизм (в том числе синдром Аспергера), биполярное расстройство и т.д

Для детей, у которых одаренность сочетается с трудностями в получении знаний, нарушением внимания (включая СДВГ) или другими нарушениями когнитивных функций и поведения, предлагаются термины: «двойной дар» (“twice gifted”) или «двойная исключительность» (“twice exceptional”).[7,8, 10]. Тип дважды исключительного ребенка образно описала Е.И. Щебланова. По ее мнению, одаренный ребенок может казаться обладающим многими возрастами сразу. Ему может быть 8 лет при езде на велосипеде, 12 лет при игре в шахматы, 15 лет при изучении алгебры, 10 лет при сборе окаменелостей и 2 года, когда ему надо разделить сладости со своей сестрой [11].

Наше образовательное учреждение осуществляет лечение, воспитание, образование и психолого-педагогическую коррекцию отклонений в развитии дошкольников с ДЦП, нарушениями опорно-двигательного аппарата и ЗПР. «Исключительность» наших воспитанников обусловлена, с одной стороны, их одаренностью, с другой – проблемами связанными с усвоением знаний, нарушением внимания и поведения, трудностями передвижения т. е. она заключается, с одной стороны, в их преимуществах, а с другой – в их слабых сторонах. Такие дети требуют больше внимания со стороны всех специалистов и создания иных коррекционных подходов и методов адаптации по сравнению с одаренными детьми, с одной стороны, и детьми с проблемами обучения, нарушением

опорно-двигательного аппарата, проблемами поведения и внимания – с другой. Необходимо развитие и дальнейшее усиление «сильных» сторон, а также коррекция «слабых» сторон личности таких детей. Некоторые из наших воспитанников обладают «двойной исключительностью».

Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания над чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. При оценке уровня одаренности ребенка с ОВЗ оценивается не только его склонность, но и его потенциальные возможности [7]

Одно из направлений работы нашего детского сада – создание условий для оптимального развития одаренных детей с ОВЗ, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Дети с особенностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не достаточно самостоятельны и часто нуждаются в повышенном контроле со стороны взрослого. Мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т.д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания ( у многих имеются серьезные нарушения речи), как это происходит у здоровых детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, и как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии различных способностей ребенка.

Большинству одаренных детей с ОВЗ свойственны специфические проблемы в формировании образа себя, положительной самооценки. Особые условия развития этих детей часто ведут к низкой самооценке, которая часто сочетается с нереалистичными ожиданиями. Разрыв между реальным и

идеальным «Я» может оказать сильное влияние на способность добиваться успеха и строить взаимоотношения с окружающими.

Современная  жизнь  диктует  человеку  особые  условия:  необходимо

быть уверенным в себе, конкурентоспособным, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Именно поэтому в работе педагога – психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья уделяется большое внимание развитию творческих способностей.

Процесс психологического сопровождения воспитанников с ярко выраженными способностями в той или иной сфере осуществляется в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями и потребностями ребенка, с учетом его актуальных проблем и запросов. Средства арт-терапии в данном случае являются оптимальными формами работы, создающими предпосылки и возможности творческого раскрытия и развития личности ребенка [1,5].

Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Учеными давно доказано, что творчество помогает ребенку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию. Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее экологичным методом, т.к., находясь в творческом процессе, ребенок получает для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности.

Терапия творчеством актуальна при работе с детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему [1,4,5]. Образы художественного творчества отражают все виды

подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, психологические травмы, воспоминания, сновидения и т.д). При их словесном описании у ребят могут возникать затруднения. «Творя» дети

могут делать то, что в обычной жизни строго запрещено, либо не принято (придумывать, рвать бумагу, рисовать необычным способом, проигрывать травматическте ситуации и т.д.). Удовлетворяется желание и интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее. Дети «передвигаются» от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими людьми

Техники арт-терапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям. В работе с детьми используются следующие техники[1,2,3,4,5]:

  • изотерапия (рисование красками , цветными карандашами,)

Одна из наиболее распространенных техник арт-терапии. Рисовать может каждый. Важно настроиться не на результат, а на сам процесс создания рисунка и позволить рукам творить, экспериментировать, наносить на чистый лист бумаги линии, штрихи, образы. Рисовать можно на белой и цветной бумаге, карандашами и акварелью, мелками и пастелью. Рисование дает возможность отобразить и увидеть свой внутренний мир,

эмоциональные        переживания,        мечты        и        ресурсы,        а        также        развивает

чувственно-двигательную и зрительно-двигательную координацию, укрепляет психическое здоровье ребенка, способствует восстановлению эмоционального равновесия детей, устранению имеющихся нарушений поведения.

На занятиях дети рисуют карандашами, красками –акварелью и пальчиковыми красками. Часто дети боятся начать сразу рисовать руками, как переходный вариант мы применяем рисование зубной пастой. Форма работы с детьми : индивидуальная или подгрупповая (малыми группами)

  • Сказкотерапия (сочинение и проигрывание сказок);

В своей работе мы используем программу Т.Зинкевич –Евстингеевой «Волшебая страна внутри нас»[2]. В условиях детского сада занятия в основном проводятся индивидуально или в групповой форме (3-4 человека), программа состоит из 12 занятий. Данная программа реализуется с детьми близкими к интеллектуальной норме. Программа направлена на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы. Ребенок вместе с психологом путешествует по сказочной стране чувств. В которой он является королем или королевой, а его чувства слугами . В процессе занятий используются различные виды творческой деятельности : рисование, сочинене сказки, элементы театрализованной деятельности, элементы релаксации.

  • Коллаж , апликация

Коллаж создается путем наклеивания на какую-либо основу предметов

  • материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении

(наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой; необходимую форму картинкам можно придавать не только с помощью ножниц, но и руками). Коллаж позволяет получить успешный результат и сформировать положительную установку на творческую деятельность, отреагировать негативные эмоции и выразить свои мысли и представления. Кроме того, коллаж является дополнительным диагностическим средством для выявления актуального состояния ребенка, уровня его интеллектуального, коммуникативного, эмоционального и моторного развития.

  • куклотерапия (изготовление кукол, проигрывание историй с куклами); Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.

Данный метод широко используется для улучшения социальной адаптации, при работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму. Игры с куклами часто применяются для диагностики детско-родительских отнощений (Дети,

пережившие жестокое обращение, часто ведут себя следующим образом: они раздевают кукол, бьют их, кладут их вместе в кровать, проигрывают семейные роли. Пережившие физическое насилие часто проигрывают различного рода наказания) . Все дети играют так, как это происходило и происходит с ними на самом деле.

  • лепка из соленого теста и пластилина

Материалом для создания образов и композиций служат пластелин или тесто. Это мягкий и податливый материал, способный принимать любую форму в руках творца. Он позволяет создавать самые разные

фигуры и легко изменять их, проживая в процессе творчества, целую гамму чувств. Работа с пластилином развивает мелкую моторику рук, что особенно важно при работе с детьми с диагнозом ДЦП .

Этапы работы с продуктом творчества (для детей с сохранными психическими функциями)

  1. Прояснение отношения ребенка к процессу рисования, к самой работе (ребенок делится своими ощущениями, чувствами (осознание себя).

  1. Описание рисунка с точки зрения ребенка (осознания себя).

  1. Обсуждение  содержания  рисунка  (его  частей,  деталей,  образов,

предметов, людей, животных; проговаривание и обсуждение конкретных чувств, вызванных изображенной ситуацией (работа с переживаниями).

  1. Описание рисунка с использованием слова «Я» (описать рисунок так, как будто картинкой является сам ребёнок).

  1. Идентификация себя с важными предметами на рисунке ( «Я –

дерево» - обострение осознания себя).

  1. Работа с героями рисунка (диалог между двумя героями рисунка или противоположными сторонами образа или предмета (например, доброта

  • злость, любовь и ненависть, горе и радость, сила и слабость, либо счастливая и печальная сторона образа).

  1. Обсуждение цветовой гаммы рисунка .

  1. Установление параллелей с ситуациями из жизни, их обсуждение (

на этом этапе рисунок откладывается и прорабатываются реальные жизненные ситуации или рассказы, вытекающие из рисунка или возникшие в ходе беседы).

Работа педагога-психолога с ребенком невозможна без тесного взаимодействия специалиста с семьей. Появления в семье ребенка с особенностями развития по-разному воспринимается родителями. Установки родителей оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье, на весь ход воспитания и развитие ребенка. Именно эти установки могут быть одним из препятствий на пути развития тех или иных способностей ребенка.

Опыт работы нашего детского сада показал необходимость психологической поддержки родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь матерей, поскольку именно на их плечи чаще всего ложится бремя ответственности за воспитание ребенка. Работа с родителями осуществляется как в групповой, так и в индивидуальной форме, включает в себя мониторинг психологического климата в семье, проблем в воспитании, обучение приемам и методам коррекционно-развивающей работы в домашних условиях, оказание консультативной и практической помощи.

Оказание психологической помощи семьям позволяет через нейтрализацию личностных проблем родителей, возникающих вследствие их эмоциональных переживаний, связанных с нарушениями ребенка, оптимизировать его развитие и способствовать дальнейшему развития его способностей.

Коррекционные занятия направлены на формирование адекватного стиля воспитания часто проводятся в диаде «родитель+ребенок» с использованием различных арт-терапевтических техник (совместное

рисование, сочинение общей сказки т.д.) Целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они

активно        включаются        в        психокоррекционный        и        одновременно        в

воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных детско-родительских контактов и способствует раскрытию способностей ребенка.

  • процессе занятий творческой деятельности у детей с ОВЗ формируется правильная оценка своих возможностей и восприятие своих дефектов не как болезненного состояния, а как особенности организма, с которой нужно считаться, но не более того. Стабилизируется эмоциональное состояние воспитанников, создаются предпосылок для регуляции эмоциональных реакций, повышается уверенность в собственных силах.

Появляется возможность невербального контакта с детьми с синдромом Дауна, развивается мелкая моторика, преодолеваются психологические защиты, происходит активизация родителей .

Библиографический список

1.Арт-терапия        —        новые        горизонты        /        Под        ред.        А.И.        Копытина.        -

М.:Когито-Центр, 2006. - 336 с

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.

— СПб.: "Златоуст", 1998. — 352 с.

  1. Зинкевич- Евстгнеева Т.Д. , Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунокв сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с., цветные вклейки

  1. Лебедева  Л.  Д.  Практика  арт-терапии:  подходы,  диагностика,

система занятий. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.

  1. Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании иарт-терапии.— СПб.:

Речь, 2006. — 336 с.

  1. Никольская И.М. Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков: учебное пособие /И.М. Никольская. – Изд. 2-е испр и доп. – СПб. :2014. – 56

с.

  1. Поддержка одаренности – развитие креативности : материалы международного конгресса, Витебск, 22–27 сентября 2014 г. : в 2 т. / Вит. гос. ун-т ; редкол.: И.М. Прище- па (гл. ред.), О. Грауманн, М.Н. Певзнер. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – Т. 2. – 240 с.

  1. О. А. Пылаева О.А. Одаренность у детей и ассоциированные проблемы. Феномендвойной исключительности. Одаренность и трудности обучения. Одаренность и синдром дефицита внимания и гиперактивности /Журнал детской неврологии 2015 №3 стр15-35

  1. Рабочая концепция одаренности [Текст] / под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова, Ю.Д. Бабаева и др. - М., 2003.

  1. Сивашинская, Е.Ф. Одаренность с дисгармоничным типом развития как свойство ребенка с синдромом Аспергера / Поддержка одаренности – развитие креативности : материалы международного конгресса, Витебск, 22–27 сентября 2014 г. : в 2 т. 37-40 с.

11Щебланова, Е.И. Неравномерность развития одаренных детей. Школьные трудности при нарушениях внимания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/view_article.php?id=200801804. – Дата доступа: 07.12.2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение одаренного ребенка в ДОУ.

В программе психологического сопровождения одаренного ребенка в ДОУ рассматриваются основные направления работы психолога по выявлению и сопровождению"одаренного" ребенка: диагностика,составление инди...

Технологическая карта приемов оптимизации эмоционального благополучия ребенка с особыми возможностями здоровья

Технологичная карта раскрывает   приемы оптимизации эмоциоанльного благополучия ребенка с особыми возможностями здоровья в детском саду...

Психологическая готовность к школе как эффективный метод успешной адаптации и социального взаимодействия ребенка с особыми возможностями здоровья

Известно, что психологическая готовность к школе – важный аспект развития и взросления ребенка. Это важная веха его жизненного пути. Ребенок готовится войти в полноценную взрослую школьную жизнь...

Консультация для родителей "Формирование игровой деятельности ребенка с особыми возможностями здоровья"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17736819","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"418","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17736822","...

Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с особыми возможностями здоровья

Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с особыми возможностями здоровья...