Статья «Использование метода проектов в духовно – нравственном воспитании дошкольников»
статья

Ларионова Марина Владимировна

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

     Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, их задача – создать условие для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка. Ф.М.Достоевский писал: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: сердце, добрые чувства».

Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение  за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее  чуду.

   Одним из эффективных методов в работе с детьми по этому направлению является метод проектов. Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

 Реализуя цель - формирование у дошкольников  духовно-нравственных ценностей в ходе реализации проектной деятельности, мы  осуществили следующие проекты: «Здесь русский дух», «Сказка ложь, да в ней намек…», «Православные праздники», «Традиции семейного воспитания».

 Мы страстно желаем воспитать у детей любовь к Родине, но для начала в нем надо воспитать любовь к самому близкому – к родному, так как это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Поэтому очень важно создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома. В связи с этим нами был реализован проект «Здесь русский дух…». Его участники – дети подготовительной группы № 6. Этот проект направлен на решение следующих задач:  

- воспитывать желание познавать культуру своего народа;

- формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

В нашем детском саду существует мини-музей «Родная старина», являющийся имитацией русской избы. Экспонаты  музея – предметы русского быта: домашняя утварь, одежда, игрушки. Посещая музей, на первом этапе проектной деятельности дети знакомились с осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, с традициями и обычаями русского народа. На следующем этапе для более осмысленного понимания ребята классифицировали все экспонаты музея на группы. Для каждой классификационной группы создали свой сборник, где описали все предметы старины и их предназначение. Родители принимали активное участие в обогащении предметной среды музея, вовлекались в выполнение творческих заданий. Продуктом проекта стал репортаж из музея. Дети, участвовавшие в проекте, взяли на себя роль работников музея и, переодевшись в русские народные костюмы, изображали гостеприимных хозяев. Посетителями музея, гостями русской избы,  стали ребята других групп. Вместе со своими воспитателями они задавали вопросы по обустройству избы, назначению предметов; очень удивлялись, когда узнавали, что вместо шкафов были сундуки, холодильник заменяли туески, а пищу готовили не на плите, а в печи.

Одним из самых интересных стал проект  «Православные святыни Санкт -Петербурга». Наш город – это не только научный центр, но и центр православной культуры. Поэтому не случаен был интерес ребят к духовному наследию , к его святыням и памятным местам. Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».

Основная задача проекта: воспитывать чувство любви к своему городу, к его историческому прошлому и гордости за настоящее.

 В ходе проектной деятельности ребята знакомились  с храмами нашего города, через организацию таких форм работы, как познавательные беседы, показ иллюстративного материала, фото и видео материалов.  Тематика занятий проекта: «История возникновения родного города»;  «История в архитектурных памятниках», «Храмы города», «Наш город нам дорог».

Для закрепления представлений у детей воспитателями была создана подборка дидактических игр: «Узнай по описанию», «Для чего нужен?», «Назови одним словом», «Продолжи ряд», «Найди объект на карте»; была проведена викторина.

Результатом проектной деятельности детей стала организация экскурсионного бюро, где были представлены описания православных памятников и святынь города Санкт  - Петербурга. Экскурсионное бюро проводилось в форме сюжетно-ролевой игры. Участники проекта брали на себя роли работников бюро и  рассказывали о местных достопримечательностях своим посетителям, организуя воображаемые экскурсии к святым местам.

В последние годы происходит смещение акцентов в развитии детей дошкольного возраста в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют: возраст от рождения до 7 лет – это сензитивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственной сфер. Поэтому именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения. Проект  «Сказка ложь, да в ней намек…», был направлен на решение такой задачи как формирование  нравственных качеств:  сочувствия, отзывчивости, справедливости, скромности. В каждой сказке есть мораль, какое-то жизненное правило.

 Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

 Одной из задач этого проекта было воспитание уважения к нравственным нормам морали. Ребята под руководством воспитателя проводили классификацию - подбирали русские народные сказки на каждое жизненное правило. Например, слушаться старших учат такие сказки как «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»; не бояться трудностей – «Василиса Прекрасная», «Иван царевич и серый волк». Русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Теремок», «Зимовье зверей» о дружелюбии, а «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко» о великодушии и сострадании.

На следующем этапе  дети под руководством воспитателя придумывали на каждое жизненное правило  сказки, в них прослеживалась определенная мораль и раскрывались положительные нравственные качества главных героев. К работе подключились родители, в результате дети собрали и оформили сборник своих  сказок. Этот сборник был представлен на презентации для детей других групп. Ребята показали также инсценировку собственной сказки, где была отображена мораль - слушаться старших. В ней встретились и объединились герои, нарушившие когда-то это жизненное правило, в итоге пришедшие к правильному нравственному поведению.

Еще один проект по духовно-нравственному воспитанию, который был реализован – «Православные праздники».

 Задачи данного проекта: познакомить  детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России; привить уважение и любовь к православным традициям своего народа. Участие в церковных праздниках укрепляет связь с Церковью, создает ритм и настрой внутренней жизни, которые укрепляют семейные отношения и дружеские связи. Для детей – это,  прежде всего,  внешняя радость, которую им необходимо доставлять.

В ходе реализации проекта проводились такие формы работы как чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике, беседы с детьми о православных праздниках, просмотр детской православной программы «Купелька» на DVD, просмотр сказки «Рождественский вертеп», знакомство с живописью на библейские сюжеты. Воспитатели совместно с детьми оформили выставку детских рисунков, посвященную православным праздникам. К проектной деятельности активно подключились родители. Совместными усилиями был оформлен сборник, куда вошли рассказы об особенностях проведения православных праздников в семье, детские рисунки. Тематика сборника: «Рождество Христово»; «Крещение»; «Пасха». Продуктом проекта стала разработка сценария праздника, посвященного Пасхе.

 Проект  - «Традиции семейного воспитания».

Задачи проекта - формирование представлений о духовно-нравственных традициях в  семье и формах традиционного семейного уклада.

Важным моментом в духовно–нравственном воспитании является возрождение семейных традиций. Несоблюдение евангельской заповеди «Чти отца твоего и матерь твою» открывает нам причины семейных проблем. В ней заложен духовный смысл благополучия и долголетия в семье.

В ходе реализации проекта дети выясняли, как традиции в семье влияют на воспитание ребенка; прослеживали, какие качества личности развиваются при соблюдении той или иной традиции.

В рамках проекта с детьми проводились беседы на темы: «Обычаи и традиции наших предков», «Бабушкина рассказы», творческое рассказывание: «Наша дружная семья», «Мир семейных увлечений», «Выходной день в моей семье»;  досуги: «Народные праздники на Руси», «Традиции россиян». «Русские посиделки». Был  организован просмотр мультфильмов: «Новый год у ворот»,  «Проводы масленицы». Итогом работы стало создание альбома – «Семейные традиции воспитанников».

 При реализации наших проектов источниками знаний являлись  воспитатели, родители, библиотекари, познавательная литература, журналы и газеты, а также личный опыт детей. Одним из самых важных в методическом отношении этапов реализации проекта является защита проекта. Без нее работа не может быть завершенной. Цель презентации проекта – публично представить свою работу. Это самый трудный этап проектной деятельности, но он позволяет ребенку еще раз все осмыслить,   прочувствовать и продемонстрировать результаты своей работы. Это вызывает чувство удовлетворения и гордости за свой труд, а также вызывает интерес у детей, не участвовавших в проекте.

Таким образом, в процессе работы над различными проектами, объединёнными общей  идеей - духовно-нравственным воспитанием, создаётся воспитательное пространство детского сада, которое формирует личностно-значимые качества, воспитывает морально-устойчивую личность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование метода проектов в духовно – нравственном воспитании дошкольников»

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

     Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, их задача – создать условие для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка. Ф.М.Достоевский писал: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: сердце, добрые чувства».

Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение  за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее  чуду.

   Одним из эффективных методов в работе с детьми по этому направлению является метод проектов. Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

 Реализуя цель - формирование у дошкольников  духовно-нравственных ценностей в ходе реализации проектной деятельности, мы  осуществили следующие проекты: «Здесь русский дух», «Сказка ложь, да в ней намек…», «Православные праздники», «Традиции семейного воспитания».

 Мы страстно желаем воспитать у детей любовь к Родине, но для начала в нем надо воспитать любовь к самому близкому – к родному, так как это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Поэтому очень важно создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома. В связи с этим нами был реализован проект «Здесь русский дух…». Его участники – дети подготовительной группы № 6. Этот проект направлен на решение следующих задач:  

- воспитывать желание познавать культуру своего народа;

- формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

В нашем детском саду существует мини-музей «Родная старина», являющийся имитацией русской избы. Экспонаты  музея – предметы русского быта: домашняя утварь, одежда, игрушки. Посещая музей, на первом этапе проектной деятельности дети знакомились с осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, с традициями и обычаями русского народа. На следующем этапе для более осмысленного понимания ребята классифицировали все экспонаты музея на группы. Для каждой классификационной группы создали свой сборник, где описали все предметы старины и их предназначение. Родители принимали активное участие в обогащении предметной среды музея, вовлекались в выполнение творческих заданий. Продуктом проекта стал репортаж из музея. Дети, участвовавшие в проекте, взяли на себя роль работников музея и, переодевшись в русские народные костюмы, изображали гостеприимных хозяев. Посетителями музея, гостями русской избы,  стали ребята других групп. Вместе со своими воспитателями они задавали вопросы по обустройству избы, назначению предметов; очень удивлялись, когда узнавали, что вместо шкафов были сундуки, холодильник заменяли туески, а пищу готовили не на плите, а в печи.

Одним из самых интересных стал проект  «Православные святыни Санкт -Петербурга». Наш город – это не только научный центр, но и центр православной культуры. Поэтому не случаен был интерес ребят к духовному наследию , к его святыням и памятным местам. Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».

Основная задача проекта: воспитывать чувство любви к своему городу, к его историческому прошлому и гордости за настоящее.

 В ходе проектной деятельности ребята знакомились  с храмами нашего города, через организацию таких форм работы, как познавательные беседы, показ иллюстративного материала, фото и видео материалов.  Тематика занятий проекта: «История возникновения родного города»;  «История в архитектурных памятниках», «Храмы города», «Наш город нам дорог».

Для закрепления представлений у детей воспитателями была создана подборка дидактических игр: «Узнай по описанию», «Для чего нужен?», «Назови одним словом», «Продолжи ряд», «Найди объект на карте»; была проведена викторина.

Результатом проектной деятельности детей стала организация экскурсионного бюро, где были представлены описания православных памятников и святынь города Санкт  - Петербурга. Экскурсионное бюро проводилось в форме сюжетно-ролевой игры. Участники проекта брали на себя роли работников бюро и  рассказывали о местных достопримечательностях своим посетителям, организуя воображаемые экскурсии к святым местам.

В последние годы происходит смещение акцентов в развитии детей дошкольного возраста в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют: возраст от рождения до 7 лет – это сензитивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственной сфер. Поэтому именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения. Проект  «Сказка ложь, да в ней намек…», был направлен на решение такой задачи как формирование  нравственных качеств:  сочувствия, отзывчивости, справедливости, скромности. В каждой сказке есть мораль, какое-то жизненное правило.

 Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

 Одной из задач этого проекта было воспитание уважения к нравственным нормам морали. Ребята под руководством воспитателя проводили классификацию - подбирали русские народные сказки на каждое жизненное правило. Например, слушаться старших учат такие сказки как «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»; не бояться трудностей – «Василиса Прекрасная», «Иван царевич и серый волк». Русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Теремок», «Зимовье зверей» о дружелюбии, а «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко» о великодушии и сострадании.

На следующем этапе  дети под руководством воспитателя придумывали на каждое жизненное правило  сказки, в них прослеживалась определенная мораль и раскрывались положительные нравственные качества главных героев. К работе подключились родители, в результате дети собрали и оформили сборник своих  сказок. Этот сборник был представлен на презентации для детей других групп. Ребята показали также инсценировку собственной сказки, где была отображена мораль - слушаться старших. В ней встретились и объединились герои, нарушившие когда-то это жизненное правило, в итоге пришедшие к правильному нравственному поведению.

Еще один проект по духовно-нравственному воспитанию, который был реализован – «Православные праздники».

 Задачи данного проекта: познакомить  детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России; привить уважение и любовь к православным традициям своего народа. Участие в церковных праздниках укрепляет связь с Церковью, создает ритм и настрой внутренней жизни, которые укрепляют семейные отношения и дружеские связи. Для детей – это,  прежде всего,  внешняя радость, которую им необходимо доставлять.

В ходе реализации проекта проводились такие формы работы как чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике, беседы с детьми о православных праздниках, просмотр детской православной программы «Купелька» на DVD, просмотр сказки «Рождественский вертеп», знакомство с живописью на библейские сюжеты. Воспитатели совместно с детьми оформили выставку детских рисунков, посвященную православным праздникам. К проектной деятельности активно подключились родители. Совместными усилиями был оформлен сборник, куда вошли рассказы об особенностях проведения православных праздников в семье, детские рисунки. Тематика сборника: «Рождество Христово»; «Крещение»; «Пасха». Продуктом проекта стала разработка сценария праздника, посвященного Пасхе.

 Проект  - «Традиции семейного воспитания».

Задачи проекта - формирование представлений о духовно-нравственных традициях в  семье и формах традиционного семейного уклада.

Важным моментом в духовно–нравственном воспитании является возрождение семейных традиций. Несоблюдение евангельской заповеди «Чти отца твоего и матерь твою» открывает нам причины семейных проблем. В ней заложен духовный смысл благополучия и долголетия в семье.

В ходе реализации проекта дети выясняли, как традиции в семье влияют на воспитание ребенка; прослеживали, какие качества личности развиваются при соблюдении той или иной традиции.

В рамках проекта с детьми проводились беседы на темы: «Обычаи и традиции наших предков», «Бабушкина рассказы», творческое рассказывание: «Наша дружная семья», «Мир семейных увлечений», «Выходной день в моей семье»;  досуги: «Народные праздники на Руси», «Традиции россиян». «Русские посиделки». Был  организован просмотр мультфильмов: «Новый год у ворот»,  «Проводы масленицы». Итогом работы стало создание альбома – «Семейные традиции воспитанников».

 При реализации наших проектов источниками знаний являлись  воспитатели, родители, библиотекари, познавательная литература, журналы и газеты, а также личный опыт детей. Одним из самых важных в методическом отношении этапов реализации проекта является защита проекта. Без нее работа не может быть завершенной. Цель презентации проекта – публично представить свою работу. Это самый трудный этап проектной деятельности, но он позволяет ребенку еще раз все осмыслить,   прочувствовать и продемонстрировать результаты своей работы. Это вызывает чувство удовлетворения и гордости за свой труд, а также вызывает интерес у детей, не участвовавших в проекте.

Таким образом, в процессе работы над различными проектами, объединёнными общей  идеей - духовно-нравственным воспитанием, создаётся воспитательное пространство детского сада, которое формирует личностно-значимые качества, воспитывает морально-устойчивую личность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные методы и приёмы духовно-нравственного воспитания дошкольников»

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и...

Методы и приемы духовно - нравственного воспитания дошкольника

Выступление на методическом объединении воспитателей ДОУ...

Использование метода проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Современная концепция образования направлена на повышения качества обучения на различных уровнях. В дошкольных учреждениях воспитатели в соответствии с сегодняшними реалиями стараются использовать мно...

Использование метода проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников

laquo;Детство – каждодневное открытие мира и,поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,познанием человека и Отечества, их красоты и величия»В.А. Сухомлинский...

Методы и формы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Предствляю ВАшему вниманию доклад на очень актуальную в настоящее время тему "Методы и формы духовно-нравственного воспитания дошкольников в МАДОУ детский сад № 74 г. Калининграда. Работа по данн...

«Использование метода проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Опыт работы музыкального руководителя на тему: «Использование метода проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников»...

Статья" Роль педагогических проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников"

Цель : формирование у детей дошкольного возраста духовно- нравственного отношения и чувств к традициям своей семьи, истории и культуре родного края и своей Родины.Одной из наиболее эффективных и...