Методы и формы духовно-нравственного воспитания дошкольников
методическая разработка

Гуляева Людмила Викторовна

Предствляю ВАшему вниманию доклад на очень актуальную в настоящее время тему "Методы и формы духовно-нравственного воспитания дошкольников в МАДОУ детский сад № 74 г. Калининграда. Работа по данному материалу осуществляется в рамках реализации программы "Истоки на социокультурном опыте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_duhovno-nravstv_1.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский сад  №74   г. Калининграда

Формы и методы духовно-нравственного воспитания

дошкольников в МАДОУ д/с № 74

(в рамках реализации программы

«Истоки на социокультурном опыте»)

Подготовила:

Воспитатель высшей квалификационной категории: Гуляева Людмила Викторовна

Калининград

2020г.

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина.

В. А. Сухомлинский.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.  Мы живем в такое время, когда окружающая ребенка среда перенасыщена цифровыми источниками информации, что пагубно влияет на развитие формирования моральных основ в обществе.  Ребенок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения. Именно поэтому, привитие ребенку нравственных и духовных ценностей – одна из актуальных задач дошкольного образования. В настоящее время это направление работы педагогов активно развивается, включает всё новые методы развития личностных качеств детей.

Раннее детство – время эффективной установки ценностных ориентиров в жизни.

Цель духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении: формирование у детей гуменного отношения к окружающему миру.

В дошкольных образовательных учреждениях реализуются следующие  задачи нравственной направленности:

  • Сформировать в детях способность сопереживать;
  • Зародить уважение к своей нации и к представителям других национальностей;
  • Воспитать любовь к родному дому, семье;
  • Усвоение знаний о культуре и истории родной страны;

Задачи духовно-нравственного развития реализуются в рамках следующих воспитательных направлений:

  1. Духовно-образовательное направление (занятия, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков и пр.);
  2. Воспитательно-оздоровительное направление (праздники, подвижные игры, физкультминутки, прогулки);
  3. Культурно – познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в праздниках и развлечениях);
  4. Нравственно-трудовое направление (труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр).

В нашем ДОУ не первый год проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей всех возрастных категорий. В апреле 2017г наш детский сад является опорной площадкой по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Работа проводится по программе «Истоки на социокультурном опыте».

Целью нашей работы является:

  1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
  2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России.
  3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Чтобы достичь поставленной нами цели по духовно-нравственному воспитанию, перед нами стоят  следующие задачи

  1. Создать в ДОУ необходимые условия для организации работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.
  2. Повысить профессиональный уровень педагогов.
  3. Обеспечить образовательный процесс необходимой художественной и педагогической литературой.
  4. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.)

    Задачи воспитательной системы:

  1.  Развитие нравственного сознания, чувств, поведения ребенка.
  2.  Формирование эмоционально-волевой сферы личности дошкольника.
  3.  Развитие социальных умений и навыков поведения.
  4.  Воспитывать позитивное отношение к миру.

        

Для достижения поставленных задач по духовно-нравственному воспитанию детей в нашем ДОУ была предметно-пространственная среда.

  • Создание мини-музея  декоративно-прикладного искусства «Горница»;
  • Создание мини-музея народно-патриотического направления «С чего начинается Родина!»
  • Создание Центра духовного развития семьи «Вера, Надежда, Любовь»;

В каждой возрастной группе выделены небольшие зоны духовно-нравственного, а также народно-патриотического воспитания; имеются материалы для нравственного развития: книги на тему дружбы и семьи, сюжетные плакаты и картинки о родном городе и стране.

Формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в   МАДОУ д/с №74:

  1. Непосредственная образовательная деятельность (НОД);
  2. Игровая деятельность;
  3. Трудовая деятельность;
  4. Чтение художественной литературы;
  5. Взаимодействие с социумом;
  6. Проектная деятельность;
  7. Кружковая работа;
  8.  Взаимодействие с родителями;
  9. Внережимная деятельность.

НОД

Систематическая НОД -  важное средство образовательной работы с детьми всех возрастных категорий.  На занятиях дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворения и рассказы, обсуждают поступки людей, черты характера. В соответствии с возрастом воспитанников в нашем ДОУ постоянно проводятся беседы, в которых дети знакомятся с ситуациями в которых могут проявляться те или иные нравственные качества человека. Большое внимание уделяется чтению художественной литературы,  просмотр презентаций, кинофильмов и телепередач. Знакомя детей с окружающим миром, стараемся воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Интегрированные НОД могут быть организованы на самые разные темы.

Чтение художественной литературы

        Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Чтение художественных произведений заставляет детей сопереживать героям и даёт возможность оценить добрый поступок персонажа. Параллельное просматривание иллюстраций к произведениям помогает детям быстрее понять смысл эмоционального содержания персонажей.

Трудовая деятельность

Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым акциям: посильная помощь в генеральной уборке в группе, на веранде в мини-музеях, на субботниках. Развитию уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: поделки, открытки к различным праздникам и мероприятиям.

Игровая деятельность

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Ребенок впитывает образы жизни, стремится подражать действиям взрослых. В игровой деятельности развиваются психические имыслительные способности. Нравственный нормы активно усваиваются детьми именно в игровой деятельности.

С детьми младшего дошкольного возраста (1.5-4 года) проводятся нравственные игры с предметами. Воспитатель выступает в роли партнера и развивает игровую деятельность, включает в содержание игры нравственный аспект. К возрасту 5 лет формируется способность к сюжетно-ролевым играм. Дети активно взаимодействуют друг с другом, им нравится примерять различные роли. В нравственной сюжетно-ролевой игре детям предлагается действовать в рамках социальных или литературных ролей, которые знакомят с моральными ценностями.

В рамках нравственного воспитания активно проводятся дидактические игры, материалом для которых выступают иллюстрации на основе знакомых сказок, ряды сюжетных картинок, стихотворные тексты и др.

Игры проводятся как в группе, так и на улице.

Сотрудничество с социумом

Наш детский сад активно сотрудничает и взаимодействует с общественными организациями г. Калининграда:

  • ГУК КОМ «Художественная галерея»;
  • Калининградский областной театр кукол;
  • Областная детская библиотека им. А. Гайдара;
  • Детская музыкальная школа им. Глиэра;
  • Дом художника;
  • Городской парк культуры и отдыха»;
  • МОУ СОШ  №14;
  • ГАУКО ДО «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма.

Кружковая работа

В нашем ДОУ постоянно осуществляется кружковая работа с детьми разных возрастных групп. Занятия реализуются в соответствии с выбранной программой дополнительного образования. Выделяют несколько направлений кружковой деятельности.

  • Кружок «Чудеса природы» (познавательное развитие). Кружок имеет экологическую направленность. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми углубленными знаниями о природных явлениях.
  • Кружок «Здоровейка» (физическое развитие)
  • Кружок «В гостях у сказки» (художественно-эстетическое развитие).

Кружковая работа, которая ведется с детьми  в различных направлениях,  активно перекликается с работой, которая ведется в целях развития  духовно-нравственных качеств воспитанников.

Проектная деятельность

Метод проектов предполагает использование разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость интегрирования различного рода знаний и умений. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать  полученные знания, развивать творческие способности. Обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей, применение полученных знаний в разных видах деятельности. Проект состоит из нескольких этапов. Первый этап – определение темы, вида проекта, становятся цели и задачи. Второй этап – предварительная работа (беседы, наблюдения, экскурсии, чтение литературы). Третий этап – практическая часть (эксперименты, игры, художественно-продуктивная часть, создание коллекций). Четвертый этап – работа с родителями. Заключительный этап – результат проектной деятельности.

Взаимодействие с родителями

Одной из важнейших задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьей. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. В работу с родителями входит:

  • Собрания на духовно-нравственные темы;
  • Открытые занятия воспитательно-образовательного процесса;
  • Вечера вопросов и ответов;
  • Анкетирование и тестирование;
  • Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;
  • Экскурсии;
  • Индивидуальные и групповые консультации;
  • Наглядные виды работ;
  • Проведение совместных мероприятий;
  • Привлечение родителей к посильному труду по благоустройству территории ДОУ.

Основная цель в работе с семьёй – достижение единства в воспитании ребенка.

Внережимная деятельность

Внережимная деятельность по духовно-нравственному воспитанию осуществляется через 2 направления – развлекательное и познавательное. Развлечения в детском саду – это разнообразные формы досуга: праздники, спектакли, народные забавы, творческие вечера и мастер-классы. В развлекательных формах соединятся различные виды детской активности: воспитанники танцуют, поют, что-то мастерят, участвуют в соревнованиях. К познавательным мероприятиям относятся экскурсии, походы и пр.

В настоящее время в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания воспитанников в нашем МАДОУ детский сад № 74 были организованы и проведены следующие мероприятия:

  • Проведение семинара «Семья и детский сад - единое образовательное пространство» (2018 г).
  • Проведение мастер-класса (на базе ЦРР детский сад № 105) Традиционная народная кукла «Пасхальная голубка» (2018г);
  • Празднование Рождества Христова в детском саду (ежегодно);
  • Проведение областного семинара «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» (2019г.);
  • Проведение развлекательного мероприятия с элементами театрализованной деятельности «День народной игры»;
  • Проведение развлекательных мероприятий, приуроченных к основным православным праздникам;
  • Регулярно осуществляется проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию.
  • Ежегодно педагоги нашего ДОУ принимают участие в научно-практической конференции «У истоков творчества».

Духовно-нравственное воспитание следует воспринимать как целостную систему средств и приёмов развития детей. Работа педагога по формированию в каждом ребёнке моральных качеств выходит за пределы детского сада. Воспитатель активно взаимодействует с родителями – восстанавливаются и укрепляются семейные ценности. Расширяются представления дошкольников о значении нравственности в жизни людей. Формирование гуманистов и патриотов начинается в раннем детстве, а основными проводниками выступают семья и детский сад.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народное декоративно-прикладное искусство как одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольника

В настоящие время, когда ребенок получает большой поток информации, в том числе и негативного содержания, существует острая необходимость на ранних этапах развития личности привить потребность в освое...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Методические рекомендации для педагогов на тему: «Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников»

Важная тема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Охотно делимля опыто с коллегами....

Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...