Методы и формы духовно-нравственного воспитания дошкольников
методическая разработка
Предствляю ВАшему вниманию доклад на очень актуальную в настоящее время тему "Методы и формы духовно-нравственного воспитания дошкольников в МАДОУ детский сад № 74 г. Калининграда. Работа по данному материалу осуществляется в рамках реализации программы "Истоки на социокультурном опыте"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_duhovno-nravstv_1.docx | 30.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №74 г. Калининграда
Формы и методы духовно-нравственного воспитания
дошкольников в МАДОУ д/с № 74
(в рамках реализации программы
«Истоки на социокультурном опыте»)
Подготовила:
Воспитатель высшей квалификационной категории: Гуляева Людмила Викторовна
Калининград
2020г.
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина.
В. А. Сухомлинский.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Мы живем в такое время, когда окружающая ребенка среда перенасыщена цифровыми источниками информации, что пагубно влияет на развитие формирования моральных основ в обществе. Ребенок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения. Именно поэтому, привитие ребенку нравственных и духовных ценностей – одна из актуальных задач дошкольного образования. В настоящее время это направление работы педагогов активно развивается, включает всё новые методы развития личностных качеств детей.
Раннее детство – время эффективной установки ценностных ориентиров в жизни.
Цель духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении: формирование у детей гуменного отношения к окружающему миру.
В дошкольных образовательных учреждениях реализуются следующие задачи нравственной направленности:
- Сформировать в детях способность сопереживать;
- Зародить уважение к своей нации и к представителям других национальностей;
- Воспитать любовь к родному дому, семье;
- Усвоение знаний о культуре и истории родной страны;
Задачи духовно-нравственного развития реализуются в рамках следующих воспитательных направлений:
- Духовно-образовательное направление (занятия, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков и пр.);
- Воспитательно-оздоровительное направление (праздники, подвижные игры, физкультминутки, прогулки);
- Культурно – познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в праздниках и развлечениях);
- Нравственно-трудовое направление (труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр).
В нашем ДОУ не первый год проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей всех возрастных категорий. В апреле 2017г наш детский сад является опорной площадкой по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Работа проводится по программе «Истоки на социокультурном опыте».
Целью нашей работы является:
- Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
- Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России.
- Стремление возродить традиции семейного воспитания.
Чтобы достичь поставленной нами цели по духовно-нравственному воспитанию, перед нами стоят следующие задачи
- Создать в ДОУ необходимые условия для организации работы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.
- Повысить профессиональный уровень педагогов.
- Обеспечить образовательный процесс необходимой художественной и педагогической литературой.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.)
Задачи воспитательной системы:
- Развитие нравственного сознания, чувств, поведения ребенка.
- Формирование эмоционально-волевой сферы личности дошкольника.
- Развитие социальных умений и навыков поведения.
- Воспитывать позитивное отношение к миру.
Для достижения поставленных задач по духовно-нравственному воспитанию детей в нашем ДОУ была предметно-пространственная среда.
- Создание мини-музея декоративно-прикладного искусства «Горница»;
- Создание мини-музея народно-патриотического направления «С чего начинается Родина!»
- Создание Центра духовного развития семьи «Вера, Надежда, Любовь»;
В каждой возрастной группе выделены небольшие зоны духовно-нравственного, а также народно-патриотического воспитания; имеются материалы для нравственного развития: книги на тему дружбы и семьи, сюжетные плакаты и картинки о родном городе и стране.
Формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в МАДОУ д/с №74:
- Непосредственная образовательная деятельность (НОД);
- Игровая деятельность;
- Трудовая деятельность;
- Чтение художественной литературы;
- Взаимодействие с социумом;
- Проектная деятельность;
- Кружковая работа;
- Взаимодействие с родителями;
- Внережимная деятельность.
НОД
Систематическая НОД - важное средство образовательной работы с детьми всех возрастных категорий. На занятиях дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворения и рассказы, обсуждают поступки людей, черты характера. В соответствии с возрастом воспитанников в нашем ДОУ постоянно проводятся беседы, в которых дети знакомятся с ситуациями в которых могут проявляться те или иные нравственные качества человека. Большое внимание уделяется чтению художественной литературы, просмотр презентаций, кинофильмов и телепередач. Знакомя детей с окружающим миром, стараемся воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Интегрированные НОД могут быть организованы на самые разные темы.
Чтение художественной литературы
Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Чтение художественных произведений заставляет детей сопереживать героям и даёт возможность оценить добрый поступок персонажа. Параллельное просматривание иллюстраций к произведениям помогает детям быстрее понять смысл эмоционального содержания персонажей.
Трудовая деятельность
Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым акциям: посильная помощь в генеральной уборке в группе, на веранде в мини-музеях, на субботниках. Развитию уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: поделки, открытки к различным праздникам и мероприятиям.
Игровая деятельность
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Ребенок впитывает образы жизни, стремится подражать действиям взрослых. В игровой деятельности развиваются психические имыслительные способности. Нравственный нормы активно усваиваются детьми именно в игровой деятельности.
С детьми младшего дошкольного возраста (1.5-4 года) проводятся нравственные игры с предметами. Воспитатель выступает в роли партнера и развивает игровую деятельность, включает в содержание игры нравственный аспект. К возрасту 5 лет формируется способность к сюжетно-ролевым играм. Дети активно взаимодействуют друг с другом, им нравится примерять различные роли. В нравственной сюжетно-ролевой игре детям предлагается действовать в рамках социальных или литературных ролей, которые знакомят с моральными ценностями.
В рамках нравственного воспитания активно проводятся дидактические игры, материалом для которых выступают иллюстрации на основе знакомых сказок, ряды сюжетных картинок, стихотворные тексты и др.
Игры проводятся как в группе, так и на улице.
Сотрудничество с социумом
Наш детский сад активно сотрудничает и взаимодействует с общественными организациями г. Калининграда:
- ГУК КОМ «Художественная галерея»;
- Калининградский областной театр кукол;
- Областная детская библиотека им. А. Гайдара;
- Детская музыкальная школа им. Глиэра;
- Дом художника;
- Городской парк культуры и отдыха»;
- МОУ СОШ №14;
- ГАУКО ДО «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма.
Кружковая работа
В нашем ДОУ постоянно осуществляется кружковая работа с детьми разных возрастных групп. Занятия реализуются в соответствии с выбранной программой дополнительного образования. Выделяют несколько направлений кружковой деятельности.
- Кружок «Чудеса природы» (познавательное развитие). Кружок имеет экологическую направленность. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми углубленными знаниями о природных явлениях.
- Кружок «Здоровейка» (физическое развитие)
- Кружок «В гостях у сказки» (художественно-эстетическое развитие).
Кружковая работа, которая ведется с детьми в различных направлениях, активно перекликается с работой, которая ведется в целях развития духовно-нравственных качеств воспитанников.
Проектная деятельность
Метод проектов предполагает использование разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость интегрирования различного рода знаний и умений. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности. Обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей, применение полученных знаний в разных видах деятельности. Проект состоит из нескольких этапов. Первый этап – определение темы, вида проекта, становятся цели и задачи. Второй этап – предварительная работа (беседы, наблюдения, экскурсии, чтение литературы). Третий этап – практическая часть (эксперименты, игры, художественно-продуктивная часть, создание коллекций). Четвертый этап – работа с родителями. Заключительный этап – результат проектной деятельности.
Взаимодействие с родителями
Одной из важнейших задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьей. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. В работу с родителями входит:
- Собрания на духовно-нравственные темы;
- Открытые занятия воспитательно-образовательного процесса;
- Вечера вопросов и ответов;
- Анкетирование и тестирование;
- Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;
- Экскурсии;
- Индивидуальные и групповые консультации;
- Наглядные виды работ;
- Проведение совместных мероприятий;
- Привлечение родителей к посильному труду по благоустройству территории ДОУ.
Основная цель в работе с семьёй – достижение единства в воспитании ребенка.
Внережимная деятельность
Внережимная деятельность по духовно-нравственному воспитанию осуществляется через 2 направления – развлекательное и познавательное. Развлечения в детском саду – это разнообразные формы досуга: праздники, спектакли, народные забавы, творческие вечера и мастер-классы. В развлекательных формах соединятся различные виды детской активности: воспитанники танцуют, поют, что-то мастерят, участвуют в соревнованиях. К познавательным мероприятиям относятся экскурсии, походы и пр.
В настоящее время в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания воспитанников в нашем МАДОУ детский сад № 74 были организованы и проведены следующие мероприятия:
- Проведение семинара «Семья и детский сад - единое образовательное пространство» (2018 г).
- Проведение мастер-класса (на базе ЦРР детский сад № 105) Традиционная народная кукла «Пасхальная голубка» (2018г);
- Празднование Рождества Христова в детском саду (ежегодно);
- Проведение областного семинара «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» (2019г.);
- Проведение развлекательного мероприятия с элементами театрализованной деятельности «День народной игры»;
- Проведение развлекательных мероприятий, приуроченных к основным православным праздникам;
- Регулярно осуществляется проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию.
- Ежегодно педагоги нашего ДОУ принимают участие в научно-практической конференции «У истоков творчества».
Духовно-нравственное воспитание следует воспринимать как целостную систему средств и приёмов развития детей. Работа педагога по формированию в каждом ребёнке моральных качеств выходит за пределы детского сада. Воспитатель активно взаимодействует с родителями – восстанавливаются и укрепляются семейные ценности. Расширяются представления дошкольников о значении нравственности в жизни людей. Формирование гуманистов и патриотов начинается в раннем детстве, а основными проводниками выступают семья и детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народное декоративно-прикладное искусство как одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольника
В настоящие время, когда ребенок получает большой поток информации, в том числе и негативного содержания, существует острая необходимость на ранних этапах развития личности привить потребность в освое...
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Методические рекомендации для педагогов на тему: «Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников»
Важная тема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Охотно делимля опыто с коллегами....
Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...
Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...