Использование метода проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников
статья (подготовительная группа)
«Детство – каждодневное открытие мира и,
поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metoda_proektov_v_duhovno.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников
«Детство – каждодневное открытие мира и,
поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В.А. Сухомлинский
В современном обществе, когда происходят глубочайшие изменения в жизни государства, одним из актуальных направлений работы с детьми дошкольного возраста становится духовно - нравственное и патриотическое воспитание. Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи, детского сада – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Задача педагога – соединить обучение и воспитание через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков. На основе этих знаний у них формируются такие патриотические качества, как: любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели. К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё отечество. Идеи этих и других авторов используем в своей деятельности. ФГОС ДО предполагает, что в основе социализации, развития инициативы и творческих способностей ребенка лежит его сотрудничество со взрослыми и сверстниками. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей черты, особенности, традиции, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых - то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Основываясь на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, проектная деятельность развивает у них познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, оказывает возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, мы создаем в группах дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Именно поэтому актуальна разработка и реализация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Богатыри земли Русской».
Цель проекта: Воспитание духовно - нравственных и патриотических чувств детей дошкольного возраста через ознакомление с семейными ценностями, малой и большой Родиной. Формирование позитивных установок в воспитании гражданственности, патриотизма, развитие социально-эмоционального интеллекта в изучении фактов истории родного края.
Задачи проекта:
- Расширение представлений о семье, о детском саде, о Санкт-Петербурге, как о родном городе, России как о родной стране. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города; расширять знания об его истории, и выдающихся личностях, которыми гордится вся Россия
- Развитие интереса к культурным традициям города, национальным праздникам;
- Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину; Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- Формирование бережного отношения к родному городу, его культурному наследию.
Воспитывать гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающего мира в целом;
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, родному городу.
- Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
- Повысить педагогическую компетентность родителей в нравственном воспитании детей.
Условия для успешного внедрения проектной деятельности:
развивающая среда
уровень общения со сверстниками
способность к сотрудничеству
профессионализм педагога
потребность родителей
опора на собственный опыт ребенка
Формы работы по проекту:
работа с детьми:
- Чтение и рассматривание художественной литературы, энциклопедий;
- Проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми;
- Продуктивная деятельность;
- Проведение НОД;
-Участие в концертах для ветеранов «Солнечный круг», в акциях: "Полевая почта", "Бессмертный полк". Природоохранные акции "Лес Победы", "Экологический марафон"; "Покормите птиц зимой"
- Трудовые поручения в группе и на участке детского сада;
- Связь с социумом: посещение музеев, библиотек.
- работа с родителями:
- консультации, рекомендации, советы;
- Привлечение к участию в выполнении совместных с детьми творческих работ;
- Проведение бесед, оформление выставок творческих работ, стенгазет;
- Проведение викторин, досугов, праздником, развлечений;
Продукты проектной деятельности:
- Оформление уголков по духовно – нравственно и патриотическому
воспитанию: государственные символы Санкт-Петербурга,
- выставка детских работ «Богатыри земли Русской»
- создание мини-музея "Стойкий оловянный солдатик";
- оформление панно «Мой город»;
- проведение тематических праздников («Слава русскому солдату», «День России»;
- связь с социумом участие в конкурсах для детей МО «Озеро Долгое»,
-тематические экскурсии в районную библиотеку «Знаменитые полководцы - Суворов, Кутузов»
Предполагаемые результаты:
- осознание патриотического чувства в формировании взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
- повышенный интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга, России.
- бережное отношение к природе своего края.
- освоение доступных знаний детей в символах родного города, государства.
- ощущение любви к своему родному краю, стране.
- осознанное желание быть полезным своей Родине.
- повышение педагогической компетентности родителей в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей.
Использование технологии проектирования помогает нам в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет: Тема: «Использование метода проектов при организации физического воспитания дошкольников » Воспитатель: Корясова О.Н.
Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, важная составляющая гармоничного развития ребёнка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовател...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Самостоятельная деятельность ребенка имеет большое значение для его развития и поведения (умение самому найти себе занятие, сосредоточенно заняться чем-либо, развитие инициативы и т. п.). В процессе э...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Самостоятельная деятельность ребенка имеет большое значение для его развития и поведения (умение самому найти себе занятие, сосредоточенно заняться чем-либо, развитие инициативы и т. п.). В процессе э...
Использование метода проектов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Использование метода проектов является инновационным в педагогической деятельности ДОУ....
Использование метода проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Современная концепция образования направлена на повышения качества обучения на различных уровнях. В дошкольных учреждениях воспитатели в соответствии с сегодняшними реалиями стараются использовать мно...
Статья «Использование метода проектов в духовно – нравственном воспитании дошкольников»
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возмо...
«Использование метода проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
Опыт работы музыкального руководителя на тему: «Использование метода проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников»...