Повышение качества образования и воспитания детей через внедрение современных технологий, способствующих познавательно – речевому развитию воспитанников
методическая разработка
Повышение качества образования и воспитания детей через внедрение современных технологий, способствующих познавательно – речевому развитию воспитанников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы речевого развития. «Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста» Занимательный чудо-куб. Сказкатерапия - как средство развития речи детей дошкольного возраста. Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников» Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук. «Использование нетрадиционных методов работы в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста» Техники изо-терапии используемые для развития речи Поиграй со мною мама Массаж – это просто высший класс! Учим дома с детьми Поздравлялка Сегодня в номере:
Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников.
«Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста» Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. В настоящее время к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания высокий уровень развития речевых способностей в дошкольном возрасте включает: -владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении высказывания любого типа; - умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, возразить, объяснить; спорить и др. - знание норм и правил «речевого этикета», умение пользоваться ими в зависимости от ситуации; - умение читать, элементарное владение грамотой В результате занятий с применением современных образовательных технологий, снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива. Основной критерий в работе с детьми-доходчивость и простота в подаче материала и формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Лучше всего проводить внедрение приоритетных технологий на основе простейших примеров. Сказки, игровые и бытовые ситуации-вот та среда, через которую ребёнок научится применять тризовские решения встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
«Занимательный чудо-куб» Куб предоставляет широчайшие возможности для решения задач сенсорного развития детей: обогащения непосредственного чувственного опыта детей (зрительного, осязательного, слухового), формирования обследовательских действий по выделению цвета, величины, формы и называнию этих свойств предметов, представленных в пособии . Куб помогает развивать у детей ориентировку в пространстве: верх-низ, середина, уголок, перед, за, в, на; развивает представления о множестве: один – много. Занимательные игры и задания с кубом стимулируют детей к игровому и деловому инициативному общению со взрослым и со сверстниками на вербальном уровне, к проявлению доброжелательности, сопереживания, стремления оказать помощь друг другу. Куб содействует расширению представлений об окружающем мире, учит выражать свои знания в словах: существительных (скрепка, шнурок, прищепка, бантик, косичка, бусы, шарики, кубики, шар, куб, цилиндр, помпончик, магнит и др.); глаголах (заплести, провздеть , прищипнуть , завязать, достать, вложить, передвинуть, позвенеть и др.), прилагательных (большой, маленький, широкий, узкий, длинный, короткий, открытый, закрытый, зеленый, синий, красный, желтый, белый, мягкий, твердый, гладкий, пушистый, деревянный, и др.), наречиях далеко, близко, высоко, низко).
Куб стимулирует педагога к использованию малых фольклорных форм с целью приобщения детей к слушанию произведений ( потешек , песенок, поговорок, доступных сказок); с целью вызова эмоциональной реакции малышей на содержание и форму художественных образов (интонацию, ритм, рифму, выразительные звукосочетания) и выражения своих чувств мимикой, словом, действием. Пособие «Волшебные кубики» — это набор кубиков, которые по содержанию объединяют комплект картинок, необходимых для изучения любой темы. Кубики очень мобильны, в зависимости от изучаемой темы в прозрачные пластиковые кармашки на гранях куба помещается различный наглядный материал по обучению детей Кубики могут быть любого размера, картинки могут быть нарисованы, напечатаны в черно-белом или цветном разрешении. Величина кубиков варьируется в зависимости от возраста детей и величины используемых картинок. Куб способствует развитию связной речи : у детей с овершенствуется понимание речи взрослых: умение выполнять его инструкции, вступать в диалог, обращаться с вопросами, просьбами используя вежливые слова (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста»). Куб развивает грамматическую сторону речи: умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами, прилагательными; использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под), союзы (потому что, чтобы), употреблять вопросительные слова (что, где и др.).
Сказкотерапия как средство развития речи детей. Сказка как жанр художественной литературы используется в различных областях работы с детьми – дошкольниками. Исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики ( Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Аникин В.П., Болыпунова Н.Я., Кабачек О.А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через внедрения метода сказкотерапии , потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей. Сказки дарят детям радость, вносят разнообразие в жизнь. Они понимает сказку лучше, чем серьёзную для него взрослую речь. Если взрослые хотят объяснить что-то ребёнку, поддержать его, очень кстати вспомнить язык детства - сказку. При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность, к высказываниям ребёнка, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов, происходит совершенствование лексико - грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
Чем дольше ребенок верит в волшебных сказочных персонажей (Феи, Деда Мороз), который дарит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Сказка - это неотъемлемый элемент в воспитании ребенка. Роль сказки многогранна! от развития фантазии, до развития правильной и выразительной речи. Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.
Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников» Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи .
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук. 1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 — 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. 2. Лепка из пластилина геометрических фигур. Затем опознавание слепленных геометрических форм с закрытыми глазами. 3. Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку. 4.Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив). Рифмованная речь сопровождается движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слух, восприятие. В результате дети быстро овладевают правильным произношением звуков, проводят более уверенные лини. Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский
«Использование нетрадиционных методов работы в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста» Ароматерапия лечение с помощью эфирных масел разных растений Вероятное положительное влияние на психику эфирных масел. Гераниевое -снимает стресс и состояние тревоги. Лавандовое -снимает стресс, состояние тревоги, депрессию, повышает концентрацию внимания. Мятное -повышает настроение. Ромашковое (аптечная, римская ромашка)- успокаевает , способствует запоминанию. Розмариновое -улучшает память, действует расслабляющее. Эвкалиптовое -устраняет повышенную утомляемость, сонливость, влияет резервные силы в организме;оживляет умственную деятельность, ясность ума. Масло чайного дерева -эмоциональный антисептик; ликвидирует истерию и паникерство; развивает самостоятельность, активизирует процессы восприятия и запоминания, помогает быстро «переключиться» с одного предмета на другой. Пихтовое -устраняет ас-тено-депрессивное состояние, чувство неуверенности, необоснованное беспокойство. Антисептическое средство при вирусных инфекциях. Кедровое -устраняет нервозность, растерянность, упорядочивает мысли, придает уверенность в своих силах. Музыкотерапия Воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Наибольшим возбуждающим воздействием обладает: Музыка Вагнера Оперетты Оффенбаха «Болеро» Равеля «Весна священная» Стравинского «Каприз №24» Никколо Паганини Это связано с нарастающим ритмом. Эти мелодии должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми. Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают: Музыка Франсиса Гойи «Времена года» Чайковского «Лунная соната» Бетховена Фонограмма пения птиц Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычными окружающим фоном.
Су-джок терапия Лечебное воздействие на биологически активные точки кистей рук и стоп ног («су» - это кисть, « джок » - стопа) 1.Мяч находиться между ладоней ребенка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперед-назад. 2.Мяч находится между ладоней ребенка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням. 3.Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперед (как будто закручиваете крышку). 4.Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз). 5.Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку). 6.Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте его. 7.Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз). 8.Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп. Песочная терапия Игра с песком как способ развития ребенка. Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д. Игры с песком: Развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; Снимают мышечную напряженность; Помогают ребенку чувствовать себя защищенными, в комфортной для него среде; Стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию; Позволяют ребенку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации; Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности; Способствуют расширению словарного запаса; Помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; Позволяет развивать фонематический слух и восприятие; Способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; Помогаю в изучении букв, освоении навыков чтения и письма Су-джок терапия в коррекционной практике. Прокатывание шарика с одновременным проговариванием пальчиковой гимнастики, небольшим стихотворением.
Синий цвет: оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли,понижает аппетит, стимулирует умственную деятельность. Красный цвет: активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы. Зеленый цвет: успокаивает, создает хорошее настроение (поэтому люди любят зеленый лес, луг, зеленовато-голубую воду), повышает защитные силы организма, способствует угасанию воспалений, стимулирует зрение. Розовый цвет: Тонизирующее воздействие. Желтый цвет: вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия Хромотерапия терапевтическое воздействие цвета на организм человека Голубой цвет: оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении. Фиолетовый цвет: угнетает психические и физиологические процессы, снижает настроение.
Техники изо-терапии используемые для развития речи Пальцевая живопись Рисование мягкой бумагой Рисование тычком полусухой жесткой кистью Рисование на стекле Ниткография Техника « кляксография » Техника « пластилинография » Рисование ватными палочками Уважаемые родители, пробуйте, творите вместе с детьми и сами не заметите как мир творчества унесет Вас в страну незабываемых открытий…
Поиграй со мною мама
Учим с детьми Массаж - это просто высший класс Как на этой на неделе Прилетали две тетери: Походили – пощипали, Походили – поклевали. Посидели-посидели И обратно улетели. Прилетят в конце недели Наши милые тетери. Мы тетерок будем ждать – Дадим им крошек поклевать. Сопровождаем слова поглаживаниями, пощипываниями и покалачиванием спинки. Били лён, били (стучим кулачками по спине) Топили, топили (растираем ладонями) . Колотили, колотили (похлопываем) . Мяли, мяли (разминаем пальцами) Трепали, трепали (трясём за плечи) Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней) На столы накрывали (поглаживаем ладонями) Ручку ручкою погладим, Пальчик пальчиком потрём, Отдохнём совсем немножко, А потом опять начнём Били лён, били (стучим кулачками по спине) Топили, топили (растираем ладонями) . Колотили, колотили (похлопываем) . Мяли, мяли (разминаем пальцами) Трепали, трепали (трясём за плечи) Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней) На столы накрывали (поглаживаем ладонями)
Учим дома с детьми Мы на пальчиках считали И ужасно хохотали: Разве это пальчики? Это ж просто мальчики! Вот большой, смешной толстяк, Любит хвастать просто так. Как дела? - спроси его. Он подпрыгнет, крикнет: -Во! Указательный поманет , Погрозит, укажет путь, А потом в носу застрянет: Где-то ж надо отдохнуть! Средний палец – злой мальчишка. Щелкнет по лбу – будет шишка, Щелк по шару – лопнет шар, Щелк – и в обморок комар. Безымянный до утра Выбирает имена: Может Петя? Или Вова? Или Алла Пугачева? Мальчик-с-пальчик? Карабас? Все уж было тыщу раз! Надоело, спать пора, Лучше выберу с утра! А мизинец – мой любимец! Поведу его в зверинец, Эскимо ему куплю – Очень маленьких люблю!
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества образования и воспитания на основе применения инновационных технологий - учебно-методических комплектов по обучению детей татарскому и русскому языку
Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОО пришли технологии личност...
Презентация. Современные технологии способствующие познавательно-речевому развитию дошкольников.
....
Повышение качества образования и воспитания детей через внедрение современных технологий, способствующих познавательно – речевому развитию воспитанников.
Повышение качества образования и воспитания детей через внедрение современных технологий, способствующих познавательно – речевому развитию воспитанников....
Внедрение современных технологий и методов речевого развития как эффективное условие развития навыков связной речи каждого обучающего.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.Говорить умеют п...
План самообразования воспитателя логопедической группы на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных развивающих игр для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».
С развитием научно-технического прогресса в нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) повышает требования ...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО.
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО....
Консультация для педагогов в рамкам семинара: « Повышения качества образования в дошкольной организации через эффективное взаимодействие с семьями воспитанников» «Понятие «взаимодействие»", «взаимодействие взрослого с ребенком» «педагогическое взаимод
laquo;Понятие «взаимодействие»", «взаимодействие взрослого с ребенком» «педагогическое взаимодействие» Типы взаимодейст...