Использование технологии "мнемотехника" в образовательном процессе ДОУ
консультация (старшая группа)
Цель работы: Использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_yanvar_chigrin_m.a._1word.docx | 302.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 53»
«Использование технологии «мнемотехника» в образовательном процессе ДОУ»
ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА?
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОТЕХНИКА - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций и конечно развитие речи.
Цель работы: Использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.
АКТУАЛЬНОСТЬ
При работе с детьми, с нарушениями речи, мной было замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.
В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.
Поэтому передо мной встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Задачи:
1. Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
2. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
3. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
4. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
5. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
Алгоритм работы с моделью:
В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:
I этап. Это введение элементов схем, символов.
Например, обозначения:
- цвета:
- формы:
- величины:
- действия:
II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.
III этап. Введение отрицаний.
Например:
- небольшой
- некруглый
- несъедобный
IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
VI этап. Рассматривание таблицы и разбор
того, что на ней изображено.
VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.
Использование данной технологии в работе даёт на протяжении четырех лет устойчивые результаты обучения, воспитания и развития дошкольников:
В начале своей работы по мнемотехнике, попробовала взять опорные картинки к выбранному стихотворению на каждую строчку. Картинки были яркими, узнаваемыми. После прочтения дети воспроизводили стихотворение по опорным картинкам. Поэтические тексты были коротенькими (3-4 строчки).
На следующем этапе, подбирала “рисуемое “ стихотворение, кодировала его при помощи символов, выразительно прочитывала и по ходу чтения изображала текст, затем вместе с детьми воспроизводила повтор стихотворения с опорой на таблицу.
После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагала готовую - схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.
Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Уже к концу подготовительной группы каждому ребёнку достаточно 10 – 15 минут для заучивания больших стихотворений из трёх – четырёх четверостиший.
За время работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи была создана серия мнемотаблиц на стихотворения различной тематики, подобраны таблицы для рассказа по временам года, различных лексических тем: «Животные», «Посуда» «Зимующие птицы», «Насекомые», «Профессии» и многие другие.
Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
Таким образом, с помощью технологии мнемотехники можно достичь следующих результатов:
- У детей появилось желание пересказывать сказки, рассказы- как на занятии, так и в повседневной жизни;
- Расширились знания об окружающем мире;
- Обогатился словарный запас;
- Детям стало легче преодолевать робость, застенчивость и свободно держаться перед аудиторией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по использованию в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста информационно- образовательных ресурсов.
Тема: «Путешествие в страну Транспорт» Цель: Ощутить радость самостоятельных открытий в результате коллективной интеллектуально-творческой деятельности. Задачи:Образовательные:Способствовать...
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик
Результативность использования в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик воспитателем...
консультация для педагогов"Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий."
консультация для педагогов"Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий."...
Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик
Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик в дошкольном учреждении для аттестации воспитателя...
Использование в образовательном процессе современных педагогических техологий, как важнейшая составляющая успешной реализации задач образовательной области "Речевое развитие"
Современные педагогические технологии являются важнейшей составляющей успешной реализации образовательного процесса в ДОО.Представленныий материал нацелен на повышение компетентности педагогов в вопро...
Консультация для педагогов ДОУ «Использование в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»
При использовании в образовательной деятельности игровых технологий у воспитанников развиваются творческие способности, творческое мышление и воображение....
Федеральный перечень учебников, относящихся к уровню дошкольного образования.Цифровые образовательные ресурсы в сети Интернет к использованию в образовательном процессе дошкольного образования.
Уважаемые коллеги! Предлагаю перечень цифровых образовательных ресурсов, которые можно использовать в образовательном процессе дошкольного образования....