Доклад "Преемственость детского сада и начальной школы"
статья (подготовительная группа)
Преемственность детского сада и школы, как уровни единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_preemstvennost_dou_i_nachalnoy_shkoly.docx | 37.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Преемственность ДОУ и начальной школы»
Доклад подготовила воспитатель Максимова О.Д.
Преемственность ДОУ и начальной школы, как уровни единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Как правило, ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, и по окончании впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.
Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними должны готовить дошкольников к системному обучению в школе, задействуя специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя предпосылки учебной деятельности.
С другой стороны педагоги школ должны иметь представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду. При переходе в школу меняются образ жизни ребенка, его социальная позиция. Новая социальная позиция требует умений самостоятельно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения, уметь общаться с детьми и взрослыми.
В содержании социально-психологической, нравственно- волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты: готовность к учению (обучению) и готовность к новому образу жизни.
Готовность к учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности. Самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и при внимательном отношении взрослых к этой проблеме она может приобрести характер довольно устойчивых проявлений в разнообразной деятельности. Возможно и формирование ответственности. Для того чтобы быть готовым к учению, ребенку надо уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым. И эти качества успешно формируются к концу дошкольного возраста. Непременной характеристикой готовности к обучению служат наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям.
Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками, знание норм поведения и взаимоотношений, умение общаться с детьми и взрослыми. При установлении взаимоотношений с одноклассниками дети не всегда умеют без конфликтов и обид отстаивать свою точку зрения, не заискивать перед другими, но и не противопоставлять себя другим. Эта наука дается ребенку нелегко, но в дошкольном детстве можно заложить ее фундамент.
Основные критерии подготовки первоклассников к школе
Нормальное физическое развитие
К нему относится не только мускулатура, но и координация движений. Ребенок обязан уметь выполнять мелкие и точные процессы. Его руки должны согласовывать действия с глазами. От этого зависит способность писать и рисовать.
Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие мелкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.
При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку? Существует много игр и упражнений по развитию моторики.
Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Поэтому необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
Немалую роль играет способ держания ручки или карандаша (участвуют в работе три пальца).
Занятие физкультурой: лазание по спортивной лестнице, подтягивание на канате, кувыркание на турнике, рука у него будет крепкой и твёрдой.
При такой всесторонней тренировке школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными. Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест “вырезание круга”.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.
- Желание учиться
Стремление к обучению ‒ это самый важный момент в период подготовки первоклассников к школе. Важно, чтобы ребенок серьезно относился к своей будущей социальной роли и старался получить максимальное количество знаний. В старшем возрасте это желание заложить будет практически невозможно.
- Управление поведением
Поначалу этот критерий будет для первоклассника наиболее сложным. От ребенка потребуется подавлять свою двигательную активность, выдерживать школьный режим и уметь организовать себя на уроке. Однако, уже в первые недели, большинство детей привыкают к такому ритму жизни.
- Приемы умственной деятельности
Сюда относится уровень развития познавательных способностей ребенка. Он должен уметь наблюдать за людьми, явлениями и предметами, выделять их свойства, стороны и параметры. Владение логическими операциями поможет быстро и надолго запоминать разнообразную учебную информацию. Главное– умение слушать и понимать.
- Проявление самостоятельности
Первоклассник должен уметь искать различные варианты решения несложных задач без помощи взрослых. Существенную роль в этом играет его стремление изучить что-то новое, удивительное и непознанное. Любознательные дети более инициативны и самодостаточны. На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.
- Пространственная ориентация
Под этим подразумевается не только знание окружающей обстановки или местности. Ориентация относится в целом к пространству и времени. Будущий школьник должен понимать, где необходимо писать в тетради, какое сейчас время года, который час, уметь применять глазомер для измерения предметов.
- Отношение к сверстникам и взрослым
Ребенку необходимо уметь работать в коллективе. Это означает не только высказывать свои желания, но и считаться с интересами окружающих. Хорошо, если школьник не будет бояться заговорить первым как со взрослыми, так и со своими товарищами.
- Отношение к труду
В этом возрасте уже предполагается сформированное умение работать для себя и для других. Детям важно осознавать серьезность и ответственность данного им поручения. Трудолюбие, аккуратность – необходимые качества в овладении навыками.
Традиционной формой подготовки будущих первоклассников к школе, являются занятия проводимые учителем начальных классов в период подготовки к школе. Организация таких занятий решает ряд задач:
облегчить естественный процесс знакомства со школой и создать благоприятную атмосферу, позволяющую будущим первоклассникам и учителю лучше понять друг друга.
Развивать интерес к обучению в школе;
В игровой форме познакомить детей с правилами работы на уроке, дать возможность получить новые впечатления.
Выявить первичные знания будущих первоклассников, определение стартовых возможностей детей
Дать возможность получить новые впечатления, приобрести опыт общения друг с другом, формировать навык учебного сотрудничества.
Итак, чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, необходимо дать им определенные знания, выстроенные в систему, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности. Следует также развивать у ребенка любознательность, познавательные интересы и способность осознанно воспринимать новую информацию. Подготовка по основным направлениям: развитие речи, обучение грамоте, математическая подготовка ,умелые ручки.
МАТЕМАТИКА
Занятия нацелены на то, чтоб ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в прямом и обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Предлагается решение несложных задач из окружающей его жизни.
Обучение грамоте – чистое произношение звуков русского языка (если ребёнок не выговаривает звуки, необходимы занятия у логопеда); второе условие – развитие фонематического слуха, дошкольник должен слышать и повторять звуки.
Развитие речи
Наибольшие трудности в начальной школе испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и четко излагать свои мысли, объяснять то или иное, рассказывать об окружающем.
Обсуждая прочитанное, учим ребёнка ясно выражать свои мысли. Иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняем, почему он так думает, помогаем довести свою мысль до конца. Приучаем последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.
Умелые ручки Развитие мелкой моторики рук.
Одной из предпосылок успешного обучения в школе является достаточно высокий уровень развития мелких движений. У многих детей шести лет это умение сформировано недостаточно. Для повышения уровня развития мелких движений проводим занятия рисованием, лепкой, аппликацией, играми нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
Занятия лепкой, аппликацией, рисованием способствуют развитию у ребенка образных представлений, мелкой моторики, пространственного мышления, фантазии.
Мелкая моторика - это координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. Развитие мелкой моторики способствует развитию речи, памяти, внимания
Правильная подготовка первоклассников к школе ‒ это залог последующего успешного обучения. Все 6-7-летние дети отличаются высоким уровнем развития и пластичностью мышления. В этом возрасте развивается память, логика и воображение. Ребенка легко можно побудить что-то рассматривать, слушать, запоминать и анализировать. Поэтому важно не упустить момент, когда следует формировать его навыки и наполнять новыми знаниями.
Развитие речи. Обучение грамоте
К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов.
Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
В связи с выше сказанным провожу работу на:
- правильность произношения звуков;
- умение различать звуки речи на слух;
- владение элементарными навыками звукового анализа слов;
- словарный запас;
- связную речь.
Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде их смешения и замены букв, а также неумение правильно применять при письме некоторые грамматические правила. Запись любого слова предполагает умение определить каждый звук и обозначить его соответствующей буквой. Если ребенок не может различить звуки, при письме возникают неизбежные затруднения. Для выявления отклонений в речевом развитии дошкольника подберите картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: с, сь, з, зь, ц, щ, ж, ч, щ, р, рь, л, ль, й. Каждый из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затруднения ребенка при произношении.
Математическая подготовка
- считать в пределах 10 (прямой и обратный счет);
- уменьшать и увеличивать число на 1;
- сравнивать числа в пределах 10, называть наименьшее, наибольшее, уравнивать число предметов;
- сравнивать предметы по длине, высоте, ширине, весу;
- размещать предметы в порядке возрастания, убывания;
- различать цвет и форму предметов;
- различать геометрические фигуры;
- ориентироваться на листе бумаги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание преемственных связей между детским садом и начальной школой
Опыт работы детского сада по созданию преемственных связей со школой....
День Музыки в детском саду и начальной школе
Сценарий мероприятия расчитан для старших дошкольников и учащихся первых классов. Международный день музыки отмечается 1 октября. Для приобщения детей к истокам мировой музыкальной культуры проводится...
Спортивное развлечение по преемственности между детским садом и начальной школой "Путешествие в страну Спортландию"
Спортивное развлечение для дошкольников (6-7 лет) , первоклассников и их родителей. В развлечении используются: эстафеты, игры, танцы....
ПРОГРАММА «Плавание в детском саду и начальной школе» (для детей от 5 до 10 лет) Срок реализации: 6 лет
Кружок «Плавание» является одним из основных в программе. Направленность обязывает детей изучать этот предмет, так как он является самым главным из всех получаемых знаний по плаванию. Занятия ведутся,...
"Создание системы взаимодействия между детским садом и начальной школой"
Построение системы взаимодействия работы дошкольного и начального образования. Основные цели, задачи работы и предполагаемые результаты....
«Анализ, описание и результативность технологии взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы»
Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу – это переход ребёнка на качественно-новую ступень своего развития....
Проект образовательной программы для детского сада МОУ "Начальная школа-детский сад г. Можайска"
Программа включает конкретное содержание образовательных областей с учётом возрастных и индивидуальных осо...