Развитие связной речи ребенка до школы.
консультация (подготовительная группа)
консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_detey_7_let_.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи ребенка до школы:
советы родителям от логопеда
Перечислим критерии развития связной речи.
- Умение отвечать на вопросы взрослых точными и последовательными предложениями.
- Способность составлять рассказы по одной и нескольким сюжетным картинкам.
- Умение сочинить истории или рассказать о своих впечатлениях от поездки.
- Способность передать содержание картинки по памяти.
- Умение придумать продолжение сказки или увлекательной истории автора.
Для того чтобы выявить нарушение развития связной речи, необходимо провести диагностику.
Простой тест для проверки уровня развития связной речи дошкольника.
Каждый родитель сможет в домашних условиях проверить развитие связной речи ребенка. Самое главное правило: не заставляйте ребенка заниматься и ни в коем случае не говорите, что вы собираетесь его проверять.
Выберите самое удобное время для общения с дошкольником, например, утром после завтрака. Скажите, что сейчас вы с ним поиграете. В процессе тестирования не делайте ему замечаний, заметив ошибку, и не помогайте справляться с предложенным заданием.
В настоящее время вы лишь определяете уровень развития связной речи своего ребенка.
- Поставьте перед ребенком его любимую игрушку.
Скажите, что вы отправляетесь в увлекательное путешествие. Покажите картинку с изображением места, куда вы поедете. Предложите малышу придумать рассказ по картинке.
- Для второго теста вам понадобится серия из 3−4 сюжетных картинок. Скажите, что Буратино или герой современного мультфильма Дружок запутал историю. Необходимо разложить картинки в правильном порядке и придумать по ним интересную историю.
Речь соответствует возрастной норме, если ребенок самостоятельно, без наводящих вопросов составил рассказ из 5 и более предложений по картинке. Фразы точные, без грамматических ошибок. Предложения состоят из 5 и более слов, в речи использованы союзы и предлоги. История рассказана плавно и выразительно.
- Третье задание состоит в том, чтобы малыш описал свою любимую игрушку. Если малыш сомневается и не знает, как это сделать, можно задать ему несколько вопросов. У тебя есть любимая игрушка? Как ее зовут, как она выглядит? Как ты любишь с ней играть?
Речь развивается нормально, если ребенок составил описательный рассказ из 4-5 распространенных предложений.
Высоким показателем речевого развития будет, если ребенок рассказывает о своих игрушках, событиях или праздниках без помощи взрослого.
- Заключительным заданием является проверка умения ребенка пересказывать небольшие тексты. Прочитайте малышу рассказ из 5−6 предложений 2 раза и попросите пересказать текст. Ребенок 6 лет должен уметь пересказывать текст без помощи взрослых.
Не стоит переусердствовать и давать все задания сразу. Можно давать по одному заданию в день. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш даже не понял, что его проверяют.
Причины, которые тормозят развитие связной речи
У родителей часто возникает вопрос: почему у нашего ребенка речь плохо развивается, ведь мы ему даем все, что нужно. Ответ не может быть однозначным. Каждый ребенок развивается по−своему. Одной причины быть не может.
Правила, которые помогут развить связную речь ребенку
Не стоит думать, что помочь развитию связной речи малышу может только специалист. Есть простые правила, которые помогут вам поверить в свои силы, и вы начнете сами заниматься с ребенком.
- Общайтесь с ребенком.
Разговаривайте с ребенком на прогулке, в машине, в автобусе, в магазине, по дороге из детского сада или школы. Отключите мобильный телефон и подарите полчаса времени общению с вашим ребенком. Обращайте внимание ребенка на все, что вас окружает.
- Радуйтесь вместе с ребенком его маленьким достижениям и планируйте вместе следующий день.
- Станьте примером правильной и красивой речи.
У ребенка в раннем возрасте речь развивается в основном по подражанию. Ваш малыш будет употреблять те фразы, которые услышит от вас. Следите за своей речью. Старайтесь говорить с ребенком не спеша, развернутыми предложениями. Избегайте сложных научных терминов, говорите просто и понятно.
- Отвечайте на вопросы ребенка.
Дети задают очень много вопросов. К возрасту пяти лет малышей можно назвать «почемучками». На все «почему?», «как?», «когда?» нужно найти время ответить. Не игнорируйте вопросы ребенка и постарайтесь найти достойные ответы.
- Читайте книги ребенку.
Каждый день читайте книги ребенку и не только перед сном. Лучше выбрать книгу вместе с малышом. Помните, что во время чтения вас не должны отвлекать, ребенок должен видеть, что чтение вам очень интересно.
Научите ребенка читать.
Учить ребенка читать «с пеленок» не стоит. Вы сами заметите, когда малыш заинтересуется буквами и словами. Если малыш сам научится прочитывать слова, тогда вскоре он сможет сам читать любимые стихи и рассказы.
- Учите пересказывать.
Важно не просто прочитать книгу, необходимо понять ее содержание. После того, как вы прочитали сказку или рассказ, попросите ребенка рассказать, что он запомнил. Если малыш затрудняется, помогите ему или перескажите сами. Вскоре малыш попробует сам пересказать любимую сказку.
Рассматривайте иллюстрации в книгах.
Дети младшего возраста любят книги с яркими картинками. Школьники также предпочтут читать произведение с иллюстрациями. Не теряйте возможности развивать связную речь с готовым материалом. Внимательно рассмотрите иллюстрации, назовите главных героев, обратите внимание на одежду героев, чем занимаются, что находится вокруг них.
- Фантазируйте вместе с малышом.
Придумывайте свои маленькие истории, можно из жизни ребенка. Дети обожают, когда они сами становятся героями сказки. Если вы сможете увлечь малыша, он сам начнет пытаться сочинять.
- Путешествуйте с ребенком.
Разнообразие впечатлений стимулирует развитие связной речи. Не упускайте возможности поговорить с ребенком во время путешествия. Рассказывайте ребенку о том, куда вы едите, чем вы будете заниматься. Не забывайте фотографироваться с ребенком и обязательно проявляйте снимки. Вместе с ребенком рассматривайте фотографии и составляйте рассказ о вашем путешествии. А когда к вам придут гости, попросите малыша самостоятельно по фотографиям рассказать эту историю.
Обращайте внимание на развитие связной речи ребенка, уделяйте время на свободное общение с малышом, полюбите разговаривать с ребенком. Если у вас получится следовать предложенным правилам, тогда и связная речь ребенка будет развиваться правильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный лист "Роль родителей в развитии связной речи ребенка"
Информационный лист...
Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи ребенка, путем пальчиковой логоритмики. Конспект занятия с детьми с ОНР подготовительной к школе группы "Зимний калейдоскоп"
Обобщение и уточнение знаний детей о зиме. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие связной речи. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти,...
План по самообразованию «Развитие связной речи подготовительной к школе группы»
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....
Конспект занятия «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи» (подготовительная к школе группа))
Тема: «Зимующие птицы» Цель: Расширение представлений детей о зимующих птицах.Задачи:Коррекционно-образователеные:1.Уточнить и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы&raq...
Конспект занятия по развитию связной речи (подготовительная к школе группа с ТНР)
Конспект занятия по развитию связной речи (подготовительная к школе группа с ТНР) с опорой на картинный материал по теме "Поздравляем маму"...
Консультация для родителей "Развитие связной речи ребёнка до школы"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей: «Развитие связной речи ребенка до школы».
Некоторые родители считают, что если ребенок умеет читать, произносит все звуки, немного пишет и считает, то он готов к школе. Но немногие понимают, что важной составляющей готовности к школе является...