"Развиваем память, мышление, внимание у дошкольников"
статья
Рекомендации для родителей (законных представителей) по развитию памяти, мышления, внимания у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_pamyat_myshlenie_vnimanie.docx | 752.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям
по развитию мышления
• Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.
• Учить составлять группу из отдельных предметов.
• Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
• Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
•Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
• Учить сравнивать предметы.
• Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
• Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
• Побуждать делать самостоятельные выводы.
• Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
• Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.
• Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.).
• Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
• Учить устанавливать причинно-следственные связи.
• Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.
• Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
• Способствовать переходу к решению задач в уме.
Игры и упражнения для развития мышления
• «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
• «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
• «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
• «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
• «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый — легкий», «сильный — слабый», «твердый — мягкий и др.
• «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
• Загадки.
Рекомендации родителям
по развитию памяти
• Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
• Обучать культуре запоминания.
• Учить вспоминать последовательность событий.
• Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.
• Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.
• Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
• Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.
Игры и упражнения для развития памяти
• «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.
• «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
• «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.
• «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
• «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее найти.
• «Что ты ел на обед?» Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.
• «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
• «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
• «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
• «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его.
• «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.
• «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Рекомендации родителям
по развитию внимания
Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.
• Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.
• Часто менять формы деятельности.
• Использовать на занятиях элементы игры.
• Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.
• Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.
• Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
• Учить управлять вниманием в соответствии с целью.
• Учить сосредоточиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь.
• Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
• Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания
• «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
• Игры-головоломки.
• Загадки.
• «Найди отличия».
• Найди два одинаковых предмета».
• «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
• «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».
• «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.
• «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
• «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия.
Подготовила
Шередина Екатерина Викторовна,
воспитатель,
первая квалификационная категория
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
играем и развиваем память и внимание
Родителям на заметку....
Консультация "Развиваем память и внимание дошкольников"
Консультация-практикум для родителей с подбором игр для развития памяти и внимания дошкольников....
Игры "Развиваем память и внимание"
Картотека игр на развитие памяти и внимания...
Мастер – класс «Развиваем память и внимание»
Мастер-класс для педагогов с подборкой простых игр на развитие внимания и памяти...
Консультация для родителей: "Развиваем память и внимание дошкольника 6-7 лет дома"
Данная консультация поможет родителям развивать память и внимание дошкольника дома....
Консультация для родителей воспитанников логопедической группы "Развиваем память и внимание - развиваем речь"
В ходе консультации учитель-логопед обращает внимание родителей воспитанников на необходимость развития психических процессов - памяти и внимания, следствием этой работы является эффективная коррекция...
Игры с детьми. Развиваем память, мышление, внимание.
Рекомендации для родителей. Игры с детьми для развития памяти, внимания и мышления....