"Развитие мыслительных процессов дошкольников средствами конструктора LEGO"
статья (средняя группа)
В этой статье раскрывается значимость конструктивной деятельности для развития мыслительных процессов дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_myslite_protsessov.docx | 15.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мыслительных процессов дошкольников средствами конструктора LEGO
Автор: Медведева Маргарита Юрьевна,
педагог дополнительного образования (1 кв.категория)
Учреждение: МБДОУ «Детский сад «Солнышко» города Тамбова
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Дети обнаруживают и используют зависимость между степенью влажности глины и ее податливостью при лепке, между формой конструкции и её устойчивостью, между силой удара по мячу и высотой, на которую он подпрыгивает, ударяясь о пол, и т.д. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.
Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. Кроме этого, конструирование тесно связано не только с интеллектуальным развитием ребенка, но и с сенсорным: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).
Работа с конструктором LEGO позволяет развивать конструктивные навыки не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разнообразными яркими формами конструктора.
Процесс становления конструкторский деятельности включает в себя следующие этапы, идущие в строгой логической последовательности: подготовительный – формирование предпосылок к овладению новой деятельности; этап формирования предметных конструкций; этап создания сюжетных конструкций, творческое конструирование.
Проводится построение простейших конструкций: дорожек, заборов, ворот, домиков, машин. Дети упражняются в распознавании цвета, закрепляют понятия «высокий-низкий», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «толстый-тонкий». Происходит знакомство с конструктивными возможностями различных деталей, отработка навыков точного соединения деталей. Преимущественная форма работы - конструирование по замыслу. Достаточное количество времени уделяется работе по образцу. В процессе занятий происходит закрепление умения создавать простейшие модели реальных объектов мира, активизируется навык умения анализировать строение предмета, закрепляется умение передавать характерные особенности предметов средствами конструктора LEGO, развивается фантазия.
Но современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике и новейшим информационным технологиям. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин, вызывая огромный интерес детей к познанию и развитию.
Поэтому целесообразно расширить предметно-развивающую обучающую среду за счет включения в нее не только реальных конструкторов LEGO Duplo, LEGO Dacta, LEGO City, различных упражнений на развитие логики, внимания, памяти, мышления, ориентировки в пространстве, но и цифрового конструктора - компьютерной программы LEGO Digital Designer. LDD открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои собственные проекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных процессов дошкольников средствами театральной деятельности
Сказка, театр, волшебство....ребенок окунается в мир фантазий .....и развивается....
Методические рекомендации по развитию мыслительных процессов дошкольников средствами конструктора LEGO
Для родителей воспитанников детского сада разработана система занятий по развитию элементов логического мышления и способностей к наглядному моделированию средствами конструктора LEGO и различных...
Конспект ООД по теме «Кинезиология как средство развития мыслительных процессов дошкольников» для детей подготовительной группы
Задачи: создать положительный эмоциональный настрой, снизить психоэмоциональное напряжение, развивать межполушарное взаимодействие, слуховое восприятие, ориентировку на листе, продолжить обучени...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Кинезиология как средство развития мыслительных процессов дошкольников»
Конспект по применению кинезиологических упражнений с дошкольниками....
Практическое пособие «ШЕСТЕРЁНКИ» для педагогов ДОУ по использованию технических сказок в развитии способностей к техническому творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора LEGO
Ведущая педагогическая идея практического пособия состоит в оказании практической помощи педагогам дошкольных организаций для методически грамотного использования авторских технических сказок в развит...
Педагогический проект "Развитие мыслительных процессов LEGO - конструирование у детей дошкольного возраста"
Проект «Развитие мыслительных процессов посредством LEGO-конструирования у детей дошкольного возраста»Цель проекта: Развитие технического творчества и формирование научно &ndash...
Рекомендации для педагогов "Блоки Дьенеша как способ развития мыслительных процессов дошкольников"
Рекомендации для педагогов "Блоки Дьенеша как способ развития мыслительных процессов дошкольников"...