Педагогический проект "Развитие мыслительных процессов LEGO - конструирование у детей дошкольного возраста"
проект (подготовительная группа)
Проект «Развитие мыслительных процессов посредством LEGO-конструирования у детей дошкольного возраста»
Цель проекта: Развитие технического творчества и формирование научно – технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора лего.
«Если ребёнок в детстве не научился
творить, то и в жизни он будет
только подражать и копировать»
Л. Н. Толстой.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO и FUN S BOT на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Однако в дошкольном образовании опыт системной работы по развитию технического творчества дошкольников посредством использования робототехники отсутствует.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_detskom_sadu.docx | 624.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект в детском саду.
LEGO-конструирования
Проект «Развитие мыслительных процессов посредством LEGO-конструирования у детей дошкольного возраста»
Автор-составитель: Ионова Вера Николаевна,
воспитатель МДОУ «Богдановский детский сад»
Педагогический проект в детском саду.
LEGO-конструирования
Автор-составитель: Ионова Вера Николаевна, воспитатель МДОУ «Богдановский детский сад»
Проект «Развитие мыслительных процессов посредством LEGO-конструирования у детей дошкольного возраста»
Цель проекта: Развитие технического творчества и формирование научно – технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора лего.
«Если ребёнок в детстве не научился
творить, то и в жизни он будет
только подражать и копировать»
Л. Н. Толстой.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO и FUN S BOT на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Однако в дошкольном образовании опыт системной работы по развитию технического творчества дошкольников посредством использования робототехники отсутствует.
Основные ориентиры проекта:
Название: «Развитие конструктивных способностей у дошкольников через использование конструктора Лего »
Участники: Дети, родители, педагоги.
Срок реализации: 3 года (01.01.2017 по 30.05.2020 г.)
Тип проекта: творческий
Актуальность проекта заключается в следующем:
-востребованность развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе в естественнонаучном направлении;
-отсутствие методического обеспечения формирования основ технического творчества, навыков начального программирования;
-проект отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации образования.
Новизна проекта заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Цель проекта – развитие технического творчества и формирование научно – технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора лего
Задачи:
- формировать первичные представления о конструировании и робототехнике, ее значении в жизни человека;
- приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
- развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира:
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
Планируемые результаты реализации проекта
- ребенок овладевает робото-конструированием, проявляет инициативу в познавательно-исследовательской и технической деятельности;
- ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в пары);
- ребенок обладает установкой положительного отношения к робото-конструированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;
- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании;
- ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора LEGO и FUN S BOT;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с конструктором;
- ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;
- ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;
- ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике, создает действующие модели роботов на основе конструктора LEGO и FUN S BOT по разработанной схеме; демонстрирует технические возможности роботов;
- ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на основе конструктора LEGO и FUN S BOT.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный: разработка проекта;
Практический.
Заключительный: подведение итогов и презентация проекта.
I этап. Подготовительный
Разработка проекта
Заинтересовать участников изучением данной темы;
Изучить методическую и научно-популярную литературу;
Подобрать иллюстрационный материал и видеоматериал по теме лего-конструирование
Подобрать материал (конструктор);
Составить план работы (занятий, мероприятий).
II этап. Практический (основной)
Средняя группа
№
п\п Тема Срок
1 Знакомство с конструктором. Спонтанная игра детей. Сентябрь
2 Исследователи цвета лего – деталей. Скрепление лего – деталей. Сборка прямой змейки. Сентябрь
3 Исследователи цвета лего – деталей. Скрепление лего – деталей.
Сборка длинной красной змейки и короткой синей. Сборка длинной желтой змейки и короткой зеленой змейки. Сентябрь
4 Исследователи цвета лего – деталей. Строим разноцветные башни. Башенка высокая желтая и низкая красная. Высокая синяя и низкая синяя. Сентябрь
5 Конструируем заборчики: одного и двух цветов. Октябрь
6 Конструируем широкие ворота и заборчик. Октябрь
7 Конструируем домик. Октябрь
8 Конструирование по замыслу: домик и заборчик. Выставка работ. Октябрь
9 Свободная игровая деятельность детей. Строим город. Обыгрывание построек. Ноябрь
10 Конструируем мебель: стол, стул. Ноябрь
11 Учимся читать схему. Конструируем по схеме: домик. Ноябрь
12 Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек. Ноябрь
13 Конструирование легкового автомобиля по собственному замыслу. Декабрь
14 Учимся «читать» схему. Конструирование легкового автомобиля по схеме. Декабрь
15 Строим гараж для машин. Обыгрывание построек. Выставка работ. Декабрь
16 Моделируем новогоднюю елочку. Выставка работ. Декабрь
17 Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек. Январь
18 Конструирование пирамиды одного цвета Январь
19 Конструирование пирамиды двух цветов Февраль
20 Учимся строить объемный домик Февраль
21 Конструирование спецтехники, обыгрывание. Февраль
22 Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек. Февраль
23 Зоопарк. Строим вольеры для животных Март
24 Конструирование самолета по схеме Март
25 Конструирование вертолета. Март
26 Конструирование военной техники: машина Март
27 Конструирование военной техники: танк Апрель
28 Конструирование военной техники. Выставка работ. Апрель
29 Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек. Апрель
30 Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек. Апрель
31 Конструирование «Мой любимый детский сад». Май
32 Конструирование «Мой любимый детский сад». Обыгрывание построек. Май
33 Конструирование по замыслу детей. Обыгрывание. Май
34 Конструирование по замыслу детей. Обыгрывание. Май
Старшая группа
№
п\п
1 Беседа. Дать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека,
о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств;
Сентябрь
2 «Что такое робот?» Изучение принципов и конфигураций роботов . Сентябрь
3 «Робоазбука» (презентация). Изучаем функции каждой части и учимся соединять их. Сентябрь
4 Рычаг и штатив. Собираем предметы из разных блоков.
Виды роботов. Сентябрь
5 Чтение сказки «Три поросенка». Собираем трех поросят. Октябрь
6 Собираем волка. Обыгрывание персонажей -роботов из сказки. Выставка персонажей-роботов. Октябрь
7 Чтение сказки «Прятки». Собираем жирафа из истории «Прятки» Октябрь
8 Собираем страуса из истории «Прятки» Октябрь
9 Собираем краба из истории «Прятки» Ноябрь
10 Собираем слона из истории «Прятки». Обыгрывание персонажей-роботов из сказки. Выставка персонажей-роботов. Ноябрь
11 Собираем крокодила, используя цветные блоки, рамки, материнскую плату и двигатель. Обыгрывание персонажа-робота. Ноябрь
12 Обыгрывание персонажей-роботов. Ноябрь
13 Собираем лягушку, используя цветные блоки, рамки, материнскую плату и двигатель. Декабрь
14 Продолжаем собирать лягушку, используя цветные блоки, рамки, материнскую плату и двигатель. Выставка персонажа-робота. Декабрь
15 Обыгрывание персонажа-робота. Декабрь
16 Моделируем по собственному замыслу. Обыгрывание построек и персонажей. Декабрь
17 Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек. Январь
18 Чтение сказки «Жадная маленькая собачка», конструируем собачку, используя цветные блоки, рамки, материнскую плату и двигатель. Январь
19 Продолжаем конструировать собачку, используя цветные блоки, рамки, материнскую плату и двигатель. Обыгрывание персонажа-робота. Выставка персонажа-робота. Февраль
20 Собираем кролика, используя цветные блоки, рамки, материнскую плату и двигатель. Февраль
21 Продолжаем конструировать кролика, используя цветные блоки, рамки, материнскую плату и двигатель. Обыгрывание персонажа-робота. Выставка персонажа-робота. Февраль
22 Работа с родителями. Организация выставки «Робот выходного дня» Февраль
23 Собираем «Малыша Утенка», робот утенок издает звуки «Кря-кря», робот может распознавать белую бумагу, руку человека.
Как заставить робота двигаться? Используем ИК – инфракрасные сенсоры. Март
24 Продолжаем собирать «Малыша утенка» используя инфракрасные сенсоры
Обыгрывание персонажа-робота. Выставка персонажа-робота. Март
25 ИК – в нашей жизни. Знакомство с инфракрасными сенсорами в жизни человека.
Беседа. Что такое «Трассирующая линия»?
Конструируем «Паровозик Томас». Робот издает звук «Чух-чух», двигается по черной линии на столе. Используем ИК – инфракрасные сенсоры. Март
26 Беседа. Что такое «Трассирующая линия»?
Продолжаем собирать «Паровозик Томас» используя инфракрасные сенсоры. Изучаем принципы движения робота по линии.
Обыгрывание персонажа-робота. Выставка персонажа-робота. Март
27 Конструируем «Пожарную машину». Функции: Если на пути пожарной машины находиться препятствие, она его объезжает. Используем ИК – инфракрасные сенсоры. Апрель
28 Продолжаем собирать пожарную машину используя инфракрасные сенсоры. Изучаем принципы избегания препятствия.
Обыгрывание персонажа-робота. Выставка персонажа-робота. Апрель
29 Конструирование по собственному замыслу спец. техники. Обыгрывание персонажей – роботов. Апрель
30 Собираем лыжника. Когда лыжник подходит к краю стола, то он издает «Вау» и меняет направление.
Используем ИК – инфракрасные сенсоры. Апрель
31 Продолжаем собирать лыжника, используя инфракрасные сенсоры. Обыгрывание персонажа-робота. Выставка персонажа-робота. Май
32 Конструирование по собственному замыслу. Обыгрывание персонажей – роботов. Май
33 Конструирование по замыслу детей персонажей – роботов. Май
34 Конструирование по собственному замыслу . Выставка персонажей - роботов. Май
Подготовительная группа
№
п\п
1 Знакомство с пультом управления и со способами настройки ИД пульта управления.
Принципы пульта управления. Сентябрь
2 Конструируем робота «Гоночная машина F1» Используем пульт управления. Сентябрь
3 Продолжаем собирать гоночную машину F1.Обыгрывание персонажа-робота. Выставка персонажа-робота.
4 Конструируем робота «Дон Кихот» (рыцарь и осел). Сентябрь
5 Продолжаем собирать робота «Дон Кихот». Используем пульт управления. Обыгрывание персонажа-робота. Выставка персонажа-робота. Октябрь
6 Конструирование по собственному замыслу. Обыгрывание персонажей – роботов. Октябрь
7 Конструируем робота «Танк». Октябрь
8 Продолжаем собирать робота «Танк». Используем пульт управления. Обыгрывание персонажа-робота. Выставка персонажа-робота. Октябрь
9 Собираем робота «Жук». Ноябрь
10 Продолжаем собирать жука. Обыгрывание персонажей-роботов. Выставка персонажей-роботов. Ноябрь
11 Конструирование по собственному замыслу. Обыгрывание персонажей – роботов. Ноябрь
12 Собираем робота, используя все режимы материнской платы. Самолет «Биплан». Ноябрь
13 Продолжаем собирать самолет. Учимся управлять «Бипланом». Обыгрывание. Выставка персонажа-робота. Декабрь
14 История развитие робота.
Собираем вертушку, используя электродвигатель и ИК датчик. Декабрь
15 Продолжаем собирать вертушку. Учимся управлять вертушкой. Обыгрывание. Выставка персонажа-робота. Декабрь
16 Моделируем по собственному замыслу. Обыгрывание построек и персонажей. Декабрь
17 Конструируем «Боевой автомобиль». Боевой робот использует пульт управления ДУ для удара по другим машинам. Январь
18 Продолжаем собирать боевой автомобиль. Учимся управлять роботом. Обыгрывание – соревнование. Выставка персонажа-робота. Январь
19 Моделируем по собственному замыслу. Обыгрывание построек и персонажей. Февраль
20 Что такое «Авоидер»? История происхождения авоидера.
Собираем робота «Авоидер» с управлением Хуна – Е (обходит обьекты). Февраль
21 Продолжаем собирать робота «Авоидер», учимся управлять Хуна – Е. Обыгрывание – соревнование персонажей – роботов. Выставка персонажа-робота. Февраль
22 Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек. Февраль
23 Беседа. Энергия робота – электричество, глаза робота - ИК датчик 2.
Собираем робота «Скорпиона», используя принципы электричества.
Март 24 Продолжаем собирать «Скорпиона» используя принципы электричества.
Обыгрывание персонажа-робота. Выставка персонажа-робота. Март
25 Беседа о лучах. Собираем робота «Пингвина» с помощью двигателя.
Март
26 Продолжаем собирать «Пингвина» используя двигатель. Пингвин танцует на сцене при помощи двигателя в режиме "Свободного движения". Обыгрывание персонажа-робота. Выставка персонажа-робота. Март
27 Конструируем «Робота – футболиста» используем пульт. Апрель
28 Продолжаем собирать «Робота – футболиста» используем два двигателя, робот может двигаться в 4-х направлениях. Управляется при помощи пульта Обыгрывание персонажа-робота, играем в футбол. Выставка персонажа-робота. Апрель
29 Конструирование по собственному замыслу. Обыгрывание построек и персонажей – роботов. Апрель
30 Конструирование роботов по схеме на SMART –доске. Апрель
31 Продолжаем конструировать на SMART-доске . Май
32 Конструирование по собственному замыслу. Обыгрывание персонажей – роботов. Май
33 Конструирование по замыслу детей персонажей – роботов. Май
34 Конструирование по собственному замыслу детей роботов. Выставка персонажей-роботов. Май
Совместная деятельность - взрослого и детей подразумевает особую систему их взаимоотношений и взаимодействия. Ее сущностные признаки, наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей) Содержание программы реализуется в различных видах совместной деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, на основе моделирования образовательных ситуаций лего- конструирования, которые дети решаются в сотрудничестве со взрослым. Игра – как основной вид деятельности, способствующий развитию самостоятельного мышления и творческих способностей на основе воображения является продолжением совместной деятельности, переходящей в самостоятельную детскую инициативу.
Основные формы и методы образовательной деятельности:
- конструирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;
- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный (показ, работа по инструкции);
- практический (сборка моделей);
- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- исследовательский метод;
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.
Способы и направления поддержки детской инициативы обеспечивает использование интерактивных методов: проектов, проблемного обучения, беседа, обучения в сотрудничестве, взаимного обучения, портфолио.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Изучение правил дорожного движения с использованием LEGO – конструирования с детьми дошкольного возраста»
Уже много-много лет детские конструкторы LEGO развлекают и развивают невероятное количество детей. В свете новых федеральных государственных образовательных стандартов является актуальным использовани...
LEGO-конструирование в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества детей
На современном этапе значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и об...
LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей
План работы по самообразованию...
Рабочая программа дополнительного образования по «LEGO – конструированию» для детей дошкольного возраста
Рабочая программа дополнительного образования по «LEGO – конструированию» для детей дошкольного возраста...
«LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей»
План работы по самообразованию воспитателя по теме:«LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей» Цель: приобщение дошкольни...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОКРУЖЕНИЯ
Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Поэтому, проблема толерантнос...
Консультация для родителей. “LEGO - конструирование для детей дошкольного возраста”
Лего - конструктор - это широкие технические характеристики, многофункциональность, эстетический внешний вид....