Развитие познавательных процессов дошкольников средствами театральной деятельности
консультация (средняя группа) на тему

Сказка, театр, волшебство....ребенок окунается в мир фантазий .....и развивается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fattahova_-_statya.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Фаттахова Татьяна Анатольевна

МБДОУ №34

  г.Нижнекамск, Татарстан

Развитие познавательных процессов дошкольников средствами театральной деятельности

Дошкольный возраст - период интенсивного познавательного развития, расцвета творческой фантазии.

Театрализованная деятельность создает условия для проявления и развития творческих  и познавательных способностей.  Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Развитие познавательных способностей ребенка средствами театрализованной деятельности - это не развитие креативного интеллекта, а развитие творческой личности. В связи с этим  следует отметить возможный вклад театрализованной деятельности в актуализацию двух важнейших потребностей, по мнению Л.И.Божович, направляют развитие личности ребенка: 1)потребность в новых впечатлениях; 2) потребность в самоутверждении.

Первая - проявляется в любознательности, стимулирует развитие восприятия, речи, мышления, воображения. Вторая - стимулирует собственную активность ребенка, выдумки, изменения окружающего, стремление заслужить поощрение взрослого.  Однако только специально организованная, обогащенная замыслом и средствами совместная деятельность ребенка и взрослого способствует амплификации (углублению, усилению) детского развития. В этой связи организация театрализованной деятельности будет способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной.

У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказок, в других - персонажи становятся их игрушки, куклы. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада.  Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности, развитие творческих способностей и познавательных процессов.

А умело, поставленные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственной речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи». Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется, развивается память, внимание и воображение.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его познавательной активности, творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.

Наше время становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.  

 Так же важна заинтересованность  в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, он постепенно тоже признает эти ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. Ведь театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Список литературы

1. Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1997. - 72 с.

2.Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.

3.Сорокина, Н.Ф. Развитие творческих способностей у детей от 3 до 5 лет средствами кукольного театра/ Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 96с. + вкл.8с. - (Дошкольное воспитание и развитие)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"

Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной  деятельности....

Методическая разработка на тему: «Развитие родной речи дошкольников средствами театральной деятельности»

Театр — один из видов искусства, помогающий решить в детском саду многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные: с художественным образованием и воспитанием детей; формированием э...

Развитие познавательного интереса дошкольников средствами проектной деятельности

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) направлен на поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступеня...

Деловая игра для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности»

Деловая игра для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности»Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интере...

Мастер-класс для педагогов по изготовлению декораций для настольного театра в рамках деятельности областной стажерской площадки «Развитие творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности»

Театрализованная деятельность в детском саду может включаться в организованную образовательную деятельность, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостояте...

Консультация для воспитателей « Развитие познавательных способностей дошкольников средствами трудовой деятельности»

Консультация для воспитателей "Развитие познавательных способностей дошкольников средствами трудовой деятельности"...

Консультация для родителей: "Игровая деятельность как средство развития познавательных процессов дошкольников"

Консультация для родителей: "Игровая деятельность как средство развития познавательных процессов дошкольников"...