Развитие познавательных процессов дошкольников средствами театральной деятельности
консультация (средняя группа) на тему
Сказка, театр, волшебство....ребенок окунается в мир фантазий .....и развивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Фаттахова Татьяна Анатольевна
МБДОУ №34
г.Нижнекамск, Татарстан
Развитие познавательных процессов дошкольников средствами театральной деятельности
Дошкольный возраст - период интенсивного познавательного развития, расцвета творческой фантазии.
Театрализованная деятельность создает условия для проявления и развития творческих и познавательных способностей. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Развитие познавательных способностей ребенка средствами театрализованной деятельности - это не развитие креативного интеллекта, а развитие творческой личности. В связи с этим следует отметить возможный вклад театрализованной деятельности в актуализацию двух важнейших потребностей, по мнению Л.И.Божович, направляют развитие личности ребенка: 1)потребность в новых впечатлениях; 2) потребность в самоутверждении.
Первая - проявляется в любознательности, стимулирует развитие восприятия, речи, мышления, воображения. Вторая - стимулирует собственную активность ребенка, выдумки, изменения окружающего, стремление заслужить поощрение взрослого. Однако только специально организованная, обогащенная замыслом и средствами совместная деятельность ребенка и взрослого способствует амплификации (углублению, усилению) детского развития. В этой связи организация театрализованной деятельности будет способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной.
У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказок, в других - персонажи становятся их игрушки, куклы. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности, развитие творческих способностей и познавательных процессов.
А умело, поставленные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственной речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи». Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется, развивается память, внимание и воображение.
В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.
Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его познавательной активности, творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.
Наше время становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, он постепенно тоже признает эти ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. Ведь театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Список литературы
1. Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1997. - 72 с.
2.Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.
3.Сорокина, Н.Ф. Развитие творческих способностей у детей от 3 до 5 лет средствами кукольного театра/ Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 96с. + вкл.8с. - (Дошкольное воспитание и развитие)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/30/picture-130355-1351620559.jpg)
Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"
Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/25/picture-768250-1458921618.jpg)
Методическая разработка на тему: «Развитие родной речи дошкольников средствами театральной деятельности»
Театр — один из видов искусства, помогающий решить в детском саду многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные: с художественным образованием и воспитанием детей; формированием э...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/14/picture-962747-1513268403.jpg)
Развитие познавательного интереса дошкольников средствами проектной деятельности
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) направлен на поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступеня...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/30/picture-1301845-1609301031.jpg)
Деловая игра для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности»
Деловая игра для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности»Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интере...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/21/picture-1365489-1637483905.jpg)
Мастер-класс для педагогов по изготовлению декораций для настольного театра в рамках деятельности областной стажерской площадки «Развитие творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности»
Театрализованная деятельность в детском саду может включаться в организованную образовательную деятельность, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостояте...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/12/picture-1386489-1644689837.jpg)
Консультация для воспитателей « Развитие познавательных способностей дошкольников средствами трудовой деятельности»
Консультация для воспитателей "Развитие познавательных способностей дошкольников средствами трудовой деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/03/picture-1385897-1735889307.png)
Консультация для родителей: "Игровая деятельность как средство развития познавательных процессов дошкольников"
Консультация для родителей: "Игровая деятельность как средство развития познавательных процессов дошкольников"...