Развитие мыслительных процессов у дошкольника по средствам загадок.
статья
Развитие мыслительных процессов у дошкольника по средствам загадок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alshanova_e.n._statya_1.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мыслительных процессов у дошкольника по средствам загадок.
Гаврилюк О.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад» №92, г. Орёл
Альшанова Е.Н., воспитатель МБДОУ «Детский сад» №92, г. Орёл
Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник старается упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем понятные связи и закономерности.
На основе наглядно-активного мышления развивается наглядно-образное мышление, делаются первые обобщения, основанные на опыте практической предметной деятельности и закрепленные в слове. Ребёнок пусть и несовершенно, пытается визуально и эффективно анализировать то, что видит вокруг. Но некоторые дети уже начинают проявлять способность решать задачи по образному представлению. Со временем ребенок решает все сложные и разноплановые задачи, требующие обособления и использования связей, отношений между предметами, явлениями, действиями.
Одной из форм устного народного творчества, в которой наиболее красочные, характерные признаки предметов или явлений даются в предельно лаконичной, образной форме - это загадка. Загадки разнообразны как по тематике, так и по содержанию. Они отражают явления природы, растительный и животный мир, предметы труда и быта человека. Главная особенность загадки в том, что это словесно-логическая задача. Загадки это не простонародное творчество или развлечение, это отличный способ развить мышление у детей, весело проводя время. Вместе с дошкольниками данный способ, применять с целью исследования элементов тела, животных, птиц, сказочных героев и много другого.
Загадка-это слово или выражение, которое может описать объект, не называя его. Это означает, что это выражение образно сравнивает объект с чем-то подобным, используя их общее свойство. Ответить на вопрос, решить сложную логическую задачу значит отгадать загадку. В работе с детьми дошкольного возраста загадки могут использоваться на занятиях, в трудовой и игровой деятельности, в быту. Таким образом, имеется большое разнообразие загадок. Задача педагога умело подобрать их для собственных воспитанников.
В зависимости от описанных явлений или признаков предмета можно выделить основные виды загадок для дошкольника:
1. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но не редко подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь.
2. Загадки обманки - это юмористические и весёлые загадки с неожиданными ответами. Благодаря рифме, ответ, который так и проситься сорваться с губ, не представляет собой правильным.
3. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
4 Загадки на образное мышление - эти загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять значительные приметы и сопоставлять, тренируют быстроту и гибкость ума, смекалку, способность находить оригинальные решения.
5. Сюжетные загадки - существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет играет основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.
6. Логические загадки решаются с помощью суждения истинности любого соображения по отдельности и разных вариантов соображений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.
7. Юмористические загадки традиционно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме вопроса или загадки.
Использование загадок на занятии усиливает эмоциональную активность дошкольников, их мотивацию ко всему окружающему. Этому в большой мере содействует предметность, яркость и конкретность факта или образа, что лежат в источнике загадки, а также соответствуют психологическим особенностям восприятия дошкольником всего, что его окружает. Множество шансов предоставляет загадка для умственного формирования детей, для знакомства их со словесным художественным творчеством. Сочиняя или отгадывая загадку, они сосредотачивают внимание на реальном предмете. Дошкольники ещё не обладают достаточным опытом восприятия объекта, потому необходимо обращать их внимание на отдельные, самые выразительные, самые значительные показатели определенного факта или явления. Загадки тем и полезные, что во время их изучения дошкольник учится рассматривать предмет, обнаруживать его приметы. Играя в загадку, ребенок сдает экзамен на смекалку, где выясняется, как хорошо он знает признаки, свойства, качества предметов и явлений. Загадка - забава в отгадывание того, что завуалированно, что представлено в другом качестве, в другом образе. Загадка учит образности и нестандартности мышления.
Благополучность решения мыслительной задачи, заключенной в загадке, зависит от того, какие стороны явлений и предметов и с какой многогранностью в ней отражены. Логическая задача в загадке выражена в своеобразную художественную форму. Вследствие этого она особо притягательна. И построение загадки, и ее лексика собирают внимание ребенка, вызывают интерес к задаче. Дошкольникам нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого умственного соревнования. Это умственное соревнование, в свою очередь, развивает догадливость, смекалку, изобретательность, быстроту реакции, развивает умственную активность. Отгадывание загадок улучшает и дисциплинирует ум, приучает дошкольника к четкой логике, к размышлению, пониманию, развивает способность к анализу, формирует умение делать выводы. Загадки используют от простых к сложным, с учётом возрастных особенностей детей. Многим детям нравится самим придумывать загадки.
Список литературы:
1. [Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования : учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-еизд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018.]
2.[ Бочарова, Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г.Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019.]
3.[ https://www.maam.ru/]
4.[ https://infourok.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная деятельность как средство развития мыслительных операций дошкольников.
Цели:Создавать условия для систематического постепенно усложняющего освоения детьми элементарных приемов во время игр с песком, водой, экспериментов с природным материалом, бросовым материалом, мелким...
О проектном методе как средстве развития мыслительной деятельности дошкольников.
Метод проектов становится все более популярным в ДОУ.Он позволяет активизировать познавательную активность и самостоятельность детей, творческое мышление и развивает личность дошкольников....
Методические рекомендации по развитию мыслительных процессов дошкольников средствами конструктора LEGO
Для родителей воспитанников детского сада разработана система занятий по развитию элементов логического мышления и способностей к наглядному моделированию средствами конструктора LEGO и различных...
"Развитие мыслительных процессов дошкольников средствами конструктора LEGO"
В этой статье раскрывается значимость конструктивной деятельности для развития мыслительных процессов дошкольников...
Презентация "Система игр с логическими блоками Дьенеша как средство развития мыслительных операций дошкольников"
В презентации отображён опыт работы с детьми по развитию мыслительных операций посредством использования логических блоков Дьенеша на занятиях и в свободной деятельности детей. Материал расположен на ...
Конспект ООД по теме «Кинезиология как средство развития мыслительных процессов дошкольников» для детей подготовительной группы
Задачи: создать положительный эмоциональный настрой, снизить психоэмоциональное напряжение, развивать межполушарное взаимодействие, слуховое восприятие, ориентировку на листе, продолжить обучени...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Кинезиология как средство развития мыслительных процессов дошкольников»
Конспект по применению кинезиологических упражнений с дошкольниками....