Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Советы логопеда родителям по развитию мышц языка, щек, губ у малышей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации логопеда

Комплекс артикуляционных упражнений

для детей младшего дошкольного возраста

 (с 2-х лет).

Упражнения для губ, щёк и нижней челюсти.

   Птенчик. Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 сек. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Повторить упражнение не менее 3 раз.

   Трубочка. Губы вытянуть вперед, как при произнесении звука «у», и удерживать в таком положении в течение 3-5 сек. Затем принять нейтральное положение. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Повторить упражнение не менее 3 раз.

Улыбка. Широко улыбнуться, верхние и нижние зубы не видны (челюсти сжаты), и удерживать губы в таком положении в течение 3-5 сек. Затем принять нейтральное положение. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Повторить упражнение не менее 3 раз.

Малыш. Губы вытянуть хоботком, как при произнесении звука «у», и удерживать в таком положении в течение 2-3 сек. Затем широко открыть рот, как при произнесении звука «а», и удерживать эту позу также 2-3 сек. Произвести перемену артикуляционных поз не менее 3 раз.

Трубочка – улыбка. Губы вытянуть вперед трубочкой и удерживать в таком положении в течение 2-3 сек. Затем широко улыбнуться, удерживая позу в течение 2-3 сек. Произвести смену артикуляционных поз не менее 3 раз.

Шарик. Рот закрыт. Щёки надуть воздухом и удерживать их в таком положении в течение 5 сек. Затем выпустить воздух через губы. Если у ребёнка это упражнение не получается, то можно предложить ему просто подуть, сжав в этот момент губы пальцами, в результате чего воздух изнутри «надует» щёки. Повторить упражнение не менее 3 раз.

Поцелуй маму. Рот закрыт. Втянуть щёки внутрь ротовой полости, всосав в себя воздух. Удерживать позу в течение 2-3 сек. Если у ребёнка упражнение не получается, то можно предложить ему вытянуть губы немножко вперед и причмокнуть. Повторить упражнение не менее 3 раз.

Поиграем на губах. Рот закрыт. Губы в нейтральном положении. Слегка ударяя указательным пальцем по губам, произносить звук «б» в течение 5-7 сек. Повторить упражнение не менее 3 раз.

Заборчик. Рот закрыт. Зубы сжаты. Отвести губы в стороны, обнажив зубы. Удерживать губы в таком положении в течение 3-5 сек. Повторить упражнение не менее 3 раз.

Упражнения для языка.

   Лопатка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении в течение 5 сек. Затем убрать язык и закрыть рот. Повторить упражнение не менее 2-3 раз.

   Полакаем, как котёнок. Рот открыт. Губы в улыбке. Высовывать изо рта и втягивать обратно широкий язык, совершая лакательные движения в течение 5-7 сек. Повторить упражнение не менее 2-3 раз.

Иголочка. Рот открыт. Губы в улыбке. Высунуть изо рта вперёд узкий и острый, как жало, напряженный язык. Удерживать позу в течение 5 сек. Затем убрать язык и закрыть рот. Повторить упражнение 2-3 раза.

Часики. Рот открыт. Губы в улыбке. Высунуть узкий, как жало, язык и совершать им движения из одного угла рта к другому и обратно. Выполнить 5-10 движений.

Качели. Рот открыт. Губы в улыбке. Высунуть острый, как жало, язык и совершать им движения, то поднимая язык к носу, то опуская его к подбородку. Выполнить 5-10 движений.

Обезьянка. Рот открыт. Губы в улыбке. Поместить кончик языка между нижней губой и нижними зубами и удерживать такую позу в течение 5 сек. Затем, подняв кончик языка вверх, вставить его между верхними зубами и верхней губой, сохраняя такое положение также в течение 5 сек. Произвести перемену положений не менее 2 раз.

Орешки. Рот открыт Кончиком языка изнутри оттопырить правую щёку и удерживать эту позу в течение 3 сек. Затем так же оттопырить левую щёку и удерживать в течение того же времени. Произвести перемену поз не менее 2 раз.

Лошадка. Рот открыт. Губы в улыбке. Присосать широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать. Сначала упражнение выполнить в медленном темпе, постепенно его убыстряя. Длительность выполнения 5-10 сек.

Останови лошадку. Рот закрыт. Губы сомкнуты, находятся в нейтральном положении. С усилием подуть так, чтобы воздушная струя заставила вибрировать губы. При этом на одном дыхании произносить звуки, похожие на «тпру», заставляя губы вибрировать как можно дольше. Выполнить упражнение 1-2 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста (с 2-х лет)

На занятиях с малышами 2-х летнего возраста  в игровой форме воспитатель знакомит детей  со своими органами артикуляции, учатся выполнять простейшие арт упражнения, дети учатся копировать эт...

Комплекс массажных упражнений (для детей младшего дошкольного возраста).

Комплекс  массажных упражнений (для детей младшего дошкольного возраста)....

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста

Специально подобранные упражнения позволяют улучшить работы мышц, участвующих в процессе речи, поставить дыхание, помочь в правильной постановке звуков....

Консультация для родителей. "Комплекс артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста".

Артикуляционный комплекс упражнений – это зарядка для укрепления мышц речевого аппарата. Самостоятельно проводимая артикуляционная гимнастика в домашнем формате не только допустима, но и ве...

Тематические комплексы общеразвивающих упражнений для детей младшего дошкольного возраста

Тематические комплексы общеразвивающих упражнений с использованием разнообразного спортивного инвентаря для детей младшего дошкольного возраста ....

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста

Специально подобранные упражнения позволяют улучшить работы мышц, участвующих в процессе речи, поставить дыхание, помочь в правильной постановке звуков....

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет)

Если у ребенка обнаружена задержка в развитии речи (после 3 лет), гимнастика станет отличным помощником в реабилитации. При заикании можно использовать гимнастику для расслабления мимических и артикул...