Части суток- детям дошкольного возраста
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasti_sutok.docx | 15.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Части суток – детям дошкольного возраста
Время — очень сложное для детей понятие. Оно абстрактное, его невозможно потрогать и попробовать на вкус. Взрослые постоянно говорят о времени: «мама придёт в 8», «смотреть мультик можно 15 минут», «обедать пойдём через полчаса».
Ребёнка необходимо знакомить с единицами измерения времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год), ведь так ему будет проще дождаться с работы маму или выдержать занятие с логопедом.
Рассказывать о времени нужно, продвигаясь по чёткой схеме: от простого к сложному.
Начинайте не раньше 2-3 лет
В 2-3 года учите малыша ориентироваться в частях суток, различать и называть утро, вечер, день, ночь.
Определять эти промежутки проще по характерным для них видам деятельности и внешним признакам. Так, утром мы просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, ночью — спим. Для каждого времени суток у нас есть приветствия или слова прощания: доброе утро, спокойной ночи. Расскажите про восход солнца и луны.
Действуйте через личный опыт ребёнка
Насыщайте части суток существенными признаками детской активности, максимально приближенной к его личному опыту. Обращайте внимание на части суток в повседневной жизни: «Пришёл вечер, мы принимаем ванну и готовимся ко сну», «Наступает ночь, а ночью все люди отдыхают. И мы ложимся спать» и тому подобное.
Рассматривайте и читайте книгу Вольта Суслова «Часы». А затем закрепляйте эти знания в игре «Подскажи словечко». Начинайте предложения, которые малыш должен завершить. Например: «Обедаем мы днём, а ужинаем — …»
Другая полезная игра — «Когда это бывает?» : используйте готовые картинки с частями суток или сфотографируйте разные рутинные дела. Покажите их ребенку, спросите, что он делает на фотографиях, когда это происходит. Пусть разложит фотографии по порядку.
Расширяйте представление о частях суток и их последовательности с 3-4 лет
На этом этапе важно научить ребёнка определять последовательность частей суток с разных точек отсчёта. Для этого задавайте вопросы: «Что наступит после утра? Что делают дети днём?... Закончилась ночь. Что наступит после ночи?» и тому подобное.
Для того чтобы малыш понимал такие свойства времени, как текучесть и непрерывность, предлагайте ему разложить карточки с изображением частей суток так, чтобы они начинались с дня, вечера или ночи (но не с утра).
Используйте стихотворения о частях суток, отмечайте характерные особенности, которые можно увидеть в природе. Для этого отлично подойдёт «Ночная книга» Ротраут Сюзанны Бернер. Закрепляйте знания в игре «Назови соседей». Вы говорите «день», а ребенок — «утро» и «вечер» и так далее.
Чувство времени можно развивать с 5-6 лет
В 5-6 лет подводите детей к понятию «сутки». Рассказывайте о том, что одни сутки образуют утро, день, вечер и ночь. В этом же возрасте уже пора развивать чувство времени, то есть умение отличать длительность временных интервалов (1 и 3 минуты).
Во время сборов на прогулку используйте песочные часы, они привлекают внимание детей и способствуют развитию чувства времени. Предложите одеться, пока песчинки пересыпаются в нижний отсек часов. Легко ли это сделать за три минуты? А сможет ли одеться за три минуты папа?
Поиграйте в «Молчанку». Предложите помолчать минуту (засеките на телефоне или песочных часах). После игры поинтересуйтесь, легко ли было молчать. Показалась ли минута медленной или быстрой?
Читайте книжки, которые наглядно рассказывают о часах и времени: «Воплощение времени» Натальи Сапунковой, «Часы — часики» Эльмиры Котляр, «Который час?» Вольта Суслова, «Часы с кукушкой» Софьи Прокофьевой. По последней книжке снят мультфильм, который тоже полезно посмотреть и обсудить с дошкольником.
В 6-7 лет продолжайте развивать чувство времени
Детям очень нравится игра «Угадай, чей голосок?». Найдите аудиозаписи голоса петуха (живые часы), боя курантов на Спасской башне (Красная площадь), тиканья часов/будильника, голоса кукушки (часы с кукушкой), боя маятника (напольные часы) и звонка будильника. Пусть он послушает отрывки и угадает, какие часы их издают.
Еще одна полезная игра — «Какой? Какие? Какая?». Взрослый задаёт вопрос: «На стене висят часы (какие?)» — Ребёнок отвечает: «Настенные». Аналогично: «На полу стоят часы (какие?)», «Из песка созданы часы (какие?)», «В кармане лежат часы (какие?)».
Проверьте, понимает ли ваш ребёнок смысл этих крылатых выражений: «счастливые часов не наблюдают», «делу — время, потехе — час», «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «время дороже золота», «время ни за какие деньги не купишь».
В следующей статье поговорим о том, как знакомить детей с днями недели, временами года и научить определять время по часам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» (Части суток)
Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека.Слайд №2. Слово "время" происходит от древнерусского "время", что ...
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЧАСТЯМИ СУТОК СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Методические рекомендации...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА- ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЧАСТЯМИ СУТОК
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском са...
Комплексы дыхательной гимнастики для часто болеющих детей дошкольного возраста
упражнения после сна, утром, в свободное время для детей подверженных простудным заболеваниям...
Игры, как основная часть развития детей дошкольного возраста
Подвижная игра - незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. ...
Конспект занятия по ФЭМП "Временные отношения.Части суток" старший дошкольный возраст
интегрированное занятие с презентацией...
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Закрепление знаний частей суток и счёте до 5 для детей дошкольного возраста»
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Задачи:Образовательные:l продолжить закреплять прямой счёт до 5 и обратно; умение наход...