"Маленькие пальчики – большие достижения"
статья
Статья, в основном, адресована родителям. Говорится о пользе развития мелкой моторики рук с помощью игр с пальчиками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkie_palchiki_-_bolshie_dostizheniya.docx | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Маленькие пальчики – большие достижения
"Ум ребёнка находится
на кончиках его пальцев"
В. А. Сухомлинский
Так о чём же пойдёт речь сегодня? Я предлагаю поговорить о пальчиковых играх. Конечно же, о пользе игр с пальчиками известно всем и нет смысла ещё раз об этом рассказывать. Давайте подумаем, когда появились пальчиковые игры, кто из придумал, да и зачем их придумали?
Игры с пальчиками появились очень давно. Ещё во II веке до н.э. древние китайцы говорили о пользе упражнений с участием рук и пальцев, что это гармонизирует тело и разум, отлично влияет на работу мозга. А в Японии есть акупунктура, ещё одно подтверждение в пользу упражнений с пальчиками. Намикоси Токудзиро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними.
Педагогика официально признаёт, что пальчиковые игры придумали немецкие специалисты. В 1873 году немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Фребель предположил, что ассоциация звука и смысла слов с телом ребёнка лучше всего подходит для стиля обучения маленьких детей. Он сделал вывод на основе собственных наблюдений и интуиции, поскольку в те времена не существовало теоретического обоснования.
В нашей стране изначально пальчиковые игры были потешками и пестушками – забавами взрослого с ребёнком и были они придуманы для ощущения телесного контакта, чтоб ребёнок почувствовал свои пальчики, ладони, локти, таким образом ребёнок формирует схему тела. В процессе таких игр взрослый выполнял простые движения: похлопывание, постукивание, поглаживание, чтоб успокоить малыша и одновременно получался массаж. А также, с помощью пальчиковых игр ребёнку рассказывали про окружающий мир – предметы быта, животных, людей и их деятельности и даже явления природы.
Например:
У девочек и мальчиков на руке пять пальчиков:
Палец большой – парень с душой,
Палец указательный – господин влиятельный,
Палец средний – тоже не последний,
Палец безымянный – с колечком ходит важный,
Пятый – мизинец, принёс вам гостинец.
С помощью данной игры ребёнок запоминает название пальцев на руке, а в будущем и на каком пальце носят колечко обручальное.
Или ещё игра, с помощью, которой можно закрепить как называют членов семьи:
Этот пальчик – мамочка, этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка, этот пальчик – дедушка,
Ну, а этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
Если в семье есть сёстра и (или) братья можно их добавить в стишок и поиграть со всеми пальчиками.
С помощью следующей игры можно рассказать ребёнку об ингредиентах для салата и как его готовить. Можно любое блюдо обыграть подобным образом:
Ножи точим, точим (двигаем вперёд – назад рёбрами ладоней по столу)
Мы капусту рубим, рубим 9стучим рёбрами ладоней по столу)
Мы капусту солим, солим (держа руки над столом, делаем пальчиками движения, как будто солим салат)
Ложечкой в мисочке помешали и в ротик «Ам» (поводить пальцем одной руки по ладони другой и поднести пальчик, как ложечку ко рту).
А ещё есть вариант, в котором ребёнку рассказывается о том, что важны гигиенические процедуры и одновременно успокоение перед сном:
Все котята мыли лапки: (трём ладошкой о ладошку, показываем, как моют руки) Вот так! Вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки: (трём ушки и животик) Вот так! Вот так!
А потом они устали: (расслабить ручки и ножки) Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали: (сложить ладошки, поднести к уху и наклонить голову) Вот так! Вот так!
Игру можно выполнять в процессе умывания перед сном.
Повторяя движения и слова за взрослым, ребёнок проводит самомассаж, а это влияет на развитие речи, внимания, мыслительного процесса. Главное ребёнок учится управлять своими движениями, развивается координация. Руки становятся послушными, а это помогает ребёнку справляться с мелкими движениями, чтобы прорисовать мелкие детали, а в дальнейшем ему это поможет при письме. Не просто так говорил афорист, писатель Равиль Алеев "Детский разум ручонками растёт" или В. А. Сухомлинский высказывался "Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее… ". Всё это не случайно. Действительно, рука имеет огромное «место» в коре головного мозга, в связи с чем пальчиковые игры представляют большое значение для развития ребёнка. Физиолог И. П. Павлов утверждал: "Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления даёт рука".
Шли времена и люди стали замечать разницу в развитии детей, с которыми играли с пальчиками и с которыми не проводились подобные упражнения и игры. Тогда начали специально придумывать пальчиковые игры, обращая внимание на то, в чём нужно помочь ребёнку. В наше время существует огромное множество картотек пальчиковых игр. Но очень хорошо, если вы сможете сами придумать игру или, если это сможет сделать сам ребёнок. Помогите малышу в этом.
Играйте со своим любимым чадом, подарите ему замечательные минутки развития и телесного контакта с мамочкой, папочкой и т.д. И в ответ Вы увидите счастливые улыбки, сияющие глазки и гармонично развитого ребёнка.
"Игра – высшая форма исследования" Альберт Эйнштейн.
Задорова Наталья Васильевна,
воспитатель детей дошкольного возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Русская народная песенка «Большие ноги шли по дороге…». Маленькие и большие следы
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»,«Музыка», «Социализация». Задачи:Познание: - Расш...
Знать правила движения - большое достижение! (сценарий развлечения по правилам дорожного движения)
Данное спортивное развлечение поможет дошкольникам закрепить знания по правилам дорожного движения....
Презентация: "Большие секреты маленьких пальчиков"
Презентация предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Презентация используется при реализации проекта «Влияние здоровьесберегающих технологий на формирование графического навыка у детей с...
конспект занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Большое достижение – знать правила движения»
конспект занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Большое достижение – знать правила движения»...
Маленькие пальчики большие возможности
Данное занятие позволяет научить детей посредством простых манипуляций с пальчиками и произнесением и пропеванием ритмических попевок благоприятно воздействовать на общее развитие и оздоро...
"Знать правила движения - большое достижение!"
С дорожной азбукой и правилами безопасности на улицах ребенок знакомится очень рано – как только начинает топать ножками рядом с родителями по улицам, где совсем недавно его катали спящего в кол...