"Маленькие пальчики – большие достижения"
статья

Задорова Наталья Васильевна

Статья, в основном, адресована родителям. Говорится о пользе развития мелкой моторики рук с помощью игр с пальчиками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkie_palchiki_-_bolshie_dostizheniya.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Маленькие пальчики – большие достижения

"Ум ребёнка находится

на кончиках его пальцев"

В. А. Сухомлинский

Так о чём же пойдёт речь сегодня? Я предлагаю поговорить о пальчиковых играх. Конечно же, о пользе игр с пальчиками известно всем и нет смысла ещё раз об этом рассказывать. Давайте подумаем, когда появились пальчиковые игры, кто из придумал, да и зачем их придумали?

Игры с пальчиками появились очень давно. Ещё во II веке до н.э. древние китайцы говорили о пользе упражнений с участием рук и пальцев, что это гармонизирует тело и разум, отлично влияет на работу мозга. А в Японии есть акупунктура, ещё одно подтверждение в пользу упражнений с пальчиками. Намикоси Токудзиро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними.

Педагогика официально признаёт, что пальчиковые игры придумали немецкие специалисты. В 1873 году немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Фребель предположил, что ассоциация звука и смысла слов с телом ребёнка лучше всего подходит для стиля обучения маленьких детей. Он сделал вывод на основе собственных наблюдений и интуиции, поскольку в те времена не существовало теоретического обоснования.

В нашей стране изначально пальчиковые игры были потешками и пестушками – забавами взрослого с ребёнком и были они придуманы для ощущения телесного контакта, чтоб ребёнок почувствовал свои пальчики, ладони, локти, таким образом ребёнок формирует схему тела. В процессе таких игр взрослый выполнял простые движения: похлопывание, постукивание, поглаживание, чтоб успокоить малыша и одновременно получался массаж. А также, с помощью пальчиковых игр ребёнку рассказывали про окружающий мир – предметы быта, животных, людей и их деятельности и даже явления природы.

Например:

У девочек и мальчиков на руке пять пальчиков:

Палец большой – парень с душой,

Палец указательный – господин влиятельный,

Палец средний – тоже не последний,

Палец безымянный – с колечком ходит важный,

Пятый – мизинец, принёс вам гостинец.

С помощью данной игры ребёнок запоминает название пальцев на руке, а в будущем и на каком пальце носят колечко обручальное.

Или ещё игра, с помощью, которой можно закрепить как называют членов семьи:

Этот пальчик – мамочка, этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка, этот пальчик – дедушка,

Ну, а этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Если в семье есть сёстра и (или) братья можно их добавить в стишок и поиграть со всеми пальчиками.

С помощью следующей игры можно рассказать ребёнку об ингредиентах для салата и как его готовить. Можно любое блюдо обыграть подобным образом:

Ножи точим, точим (двигаем вперёд – назад рёбрами ладоней по столу)

Мы капусту рубим, рубим 9стучим рёбрами ладоней по столу)

Мы капусту солим, солим (держа руки над столом, делаем пальчиками движения, как будто солим салат)

Ложечкой в мисочке помешали и в ротик «Ам» (поводить пальцем одной руки по ладони другой и поднести пальчик, как ложечку ко рту).

А ещё есть вариант, в котором ребёнку рассказывается о том, что важны гигиенические процедуры и одновременно успокоение перед сном:

Все котята мыли лапки: (трём ладошкой о ладошку, показываем, как моют руки) Вот так! Вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки: (трём ушки и животик) Вот так! Вот так!

А потом они устали: (расслабить ручки и ножки) Вот так! Вот так!

Сладко-сладко засыпали: (сложить ладошки, поднести к уху и наклонить голову) Вот так! Вот так!

Игру можно выполнять в процессе умывания перед сном.

Повторяя движения и слова за взрослым, ребёнок проводит самомассаж, а это влияет на развитие речи, внимания, мыслительного процесса. Главное ребёнок учится управлять своими движениями, развивается координация. Руки становятся послушными, а это помогает ребёнку справляться с мелкими движениями, чтобы прорисовать мелкие детали, а в дальнейшем ему это поможет при письме. Не просто так говорил афорист, писатель Равиль Алеев "Детский разум ручонками растёт" или В. А. Сухомлинский высказывался "Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее… ". Всё это не случайно. Действительно, рука имеет огромное «место» в коре головного мозга, в связи с чем пальчиковые игры представляют большое значение для развития ребёнка. Физиолог И. П. Павлов утверждал: "Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления даёт рука".

Шли времена и люди стали замечать разницу в развитии детей, с которыми играли с пальчиками и с которыми не проводились подобные упражнения и игры. Тогда начали специально придумывать пальчиковые игры, обращая внимание на то, в чём нужно помочь ребёнку. В наше время существует огромное множество картотек пальчиковых игр. Но очень хорошо, если вы сможете сами придумать игру или, если это сможет сделать сам ребёнок. Помогите малышу в этом.

Играйте со своим любимым чадом, подарите ему замечательные минутки развития и телесного контакта с мамочкой, папочкой и т.д. И в ответ Вы увидите счастливые улыбки, сияющие глазки и гармонично развитого ребёнка.

"Игра – высшая форма исследования" Альберт Эйнштейн.

Задорова Наталья Васильевна,

воспитатель детей дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Русская народная песенка «Большие ноги шли по дороге…». Маленькие и большие следы

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»,«Музыка», «Социализация». Задачи:Познание: - Расш...

Знать правила движения - большое достижение! (сценарий развлечения по правилам дорожного движения)

Данное спортивное развлечение поможет дошкольникам закрепить знания по правилам дорожного движения....

Презентация: "Большие секреты маленьких пальчиков"

Презентация предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Презентация используется при реализации проекта «Влияние здоровьесберегающих технологий на формирование графического навыка у детей с...

конспект занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Большое достижение – знать правила движения»

конспект занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Большое достижение – знать правила движения»...

Маленькие пальчики большие возможности

Данное занятие позволяет  научить детей посредством простых манипуляций с пальчиками и произнесением и пропеванием ритмических попевок благоприятно воздействовать на  общее развитие и оздоро...

"Знать правила движения - большое достижение!"

С дорожной азбукой и правилами безопасности на улицах ребенок знакомится очень рано – как только начинает топать ножками рядом с родителями по улицам, где совсем недавно его катали спящего в кол...