Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики"
консультация
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка.
Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «Здоровьесберегающие технологии».
Один из видов здоровьесберегающих технологии: физкультурно-оздоровительная технология!
Физкультурно-оздоровительная технология включает в себя: пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, утреннюю гимнастику, гимнастику пробуждения, динамические паузы, спортивные и подвижные игры, закаливание и т.д.
Пальчиковая гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_s_ispolzovaniem_netraditsionnogo_oborudovaniya.docx | 406.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Физкультурно-оздоровительная технология: пальчиковая гимнастика»
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка.
Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «Здоровьесберегающие технологии».
Один из видов здоровьесберегающих технологии: физкультурно-оздоровительная технология!
Физкультурно-оздоровительная технология включает в себя: пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, утреннюю гимнастику, гимнастику пробуждения, динамические паузы, спортивные и подвижные игры, закаливание и т.д.
Пальчиковая гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным методам относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование различных предметов:
- массажных мячиков,
- платочков,
- прищепок,
- бигуди,
- счетных палочек,
- зубных щеток,
- бус,
- шишек, каштанов, грецких орехов,
- резинок для волос,
- карандашей и многие другие предметы.
Больше всего ребенок хочет двигаться, для него движение – способ познания мира.
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер. Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:
- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
- развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
- развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Очень интересны детям игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Перекатывать шишку между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения. Также шишки можно сжимать и разжимать обеими руками одновременно или поочередно, воздействовать на кончики пальцев и ладошки постукиванием и вращательными движениями, прокатывание шишки от кончиков пальцев к запястью, локтю и обратно.
Аналогичные упражнения можно выполнять с грецкими орехами, каштанами, косточками абрикоса или персика.
Рисование на песке и крупах очень нравится детям. На подносе ровным слоем насыпан песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки, выкладывают узоры из камней, при этом развивая мелкую моторикурук.
Крупы, косточки абрикоса, персика, вишни, семена гороха, фасоли, подсолнечника можно использовать для заполнения «сухого» бассейна. Небольшая глубокая миска заполняется промытой и просушенной крупой. Ребенок погружает руки как можно глубже, производя различные действия: «помешать» крупу, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук, найти на дне «бассейна» спрятанные игрушки или предметы.
Широкое распространение и успешное применение в практике нашел метод Су-джок- терапии. Использование тренажеров Су-джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений.
Также для самомассажа подушечек пальцев и ладоней рук можно использовать игольчатые коврики или аппликатор Кузнецова. «Прижимающий» самомассаж подушечек пальцев с использованием «колючего» коврика или аппликатора.
Из массажной щетки для волос можно изготовить тренажер «ежик» - к складной щетке прикрепить эластичную ленту, обеспечивающую плотное прилегание к ладони ребенка. Надев тренажер на одну ладонь зубцами наружу, ребенок поглаживает, хлопает по второй ладони. Можно надеть «ежиков» на обе руки и похлопать в ладоши.
Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка. Их можно использовать как для закрепления навыка открывания прищепки, прикрепляя прищепки к любым предметам – тарелки, картонки, картинки (добавление недостающих деталей, так и для проведения самомассажа подушечек пальцев.
Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу. Бусы или четки, длинные бигуди, ребристые карандаши, зубная щетка, резинки для волос, платочки, шнурки и веревочки – все это можно использовать для развития мелкой моторики. Игры с нетрадиционным оборудованием можно рекомендовать родителям для работы дома.
Игра с решеткой для раковины. Дети кладут решетку на колени или на стол, «Ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам решетки, делая «шаг» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно.
Все игры должны сопровождаться стихотворениями – это основа, на которой формируется и совершенствуется речь ребенка, чувство ритма.
Предложенные игры, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память.
Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладевать навыками письма.
Играя с детьми в игры, обращайте внимание на точность выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. По ходу игры комментируйте, помогайте, подсказывайте и оценивайте действия ребенка для закрепления правильных действий.
Желаю вам приятных минут общения с ребенком!
Воспитатель высшей квалификационной категории: Лобова Оксана Игоревна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики на занятиях тестопластики
Тесто-удивительно пластичный материал для лепки различных фигур композиций и т.д. Занимаясь лепкой, как правило, детям предлагают пластелин, но детям так же можно предложить и тесто. Овладение различ...
"РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ИГРАХ, В ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКЕ"
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ НАВЫКОВ ПИСЬМА, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА...
Развитие мелкой моторики руки при помощи пальчиковых игр.
Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой?...
Развитие мелкой моторики рук при помощи пальчиковых игр и упражнений
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усво...
Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики
Главными особенностями развития мелкой моторики является то, что период раннего детства и младшего дошкольного возраста (дети 2-4-го года жизни) является сенситивным периодом для ее развития, то, что ...
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук с помощью пальчиковой гимнастики и декоротивно - прикладного творчества для детей дошкольного возраста»
А Н О Т А Ц И ЯВ. А. Сухомлинский говори...