Игры по развитию речи с элементами ТРИЗ
консультация
Игры по развитию речи с элементами ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_raz.rechi_s_elementami_triz.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов
ТРИЗ технологии.
Необычные загадки Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.
Ход игры: На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, логопед дает им шуточные имена-дразнилки.
Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки –… глаза.
Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.
Забивалка, ударялка, стучалка – молоток. И т.д.
Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить свои указательные пальчики на соответствующую картинку и четко назвать ее. Тот, кому удается сделать это раньше остальных, получает призовую фишку.
Игрок, набравший наибольшее количество фишек, начинает следующий тур, в котором дети самостоятельно составляют аналогичные загадки.
В этом туре фишки не выдаются за правильные ответы, но первый разгадавший загадку игрок получает право придумать следующую загадку.
Что таким бывает? Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком
Ход игры: Дети сидят вокруг стола, на котором разложены картинки, иллюстрирующие слова на заданный звук. Логопед задает вопрос, например: «Что бывает волшебным? Синим?» и т.д., в зависимости от отрабатываемого звука. Участники игры, используя картинки, составляют с заданными прилагательными всевозможные словосочетания, за каждое из которых получают призовые фишки: волшебная палочка, синяя сумка. Можно усложнить на втором этапе задание, предлагая детям объяснить, почему тот или иной предмет бывает именно таким, например: почему сумка именно синяя? Какой она еще может быть? Выигрывает тот, кто наберет больше всего фишек.
Запоминай-ка Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком
Ход игры: Воспитатель перетасовывает картинки и выкладывает их попарно перед игроками. Двум участникам игры предстоит запомнить и назвать от десяти до двадцати (и более, по возможности, конечно) пар картинок. Логопед предварительно объясняет детям, что сделать это совсем не сложно, если «связывать» пары логически. Причем, чем забавнее и образнее эта связь, тем она надежнее. Например: лошадь- велосипед; лошадь едет на велосипеде. и т.д.
После того, как первый игрок вслух «свяжет» предложениями первые десять (сколько сможет) пар слов, логопед предлагает второму игроку вспомнить, что лежит под каждой картинкой. Второй игрок отвечает, например: под велосипедом – лошадь и т.д.
Проверяя правильность ответов, логопед показывает картинки каждой пары и меняет их местами. Теперь первому игроку нужно восстановить в памяти пары картинок в обратном порядке: под лошадью – велосипед и т.д.
Кто что делает? Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки на заданный звук
Ход игры: В центре стола раскладываются картинки. Логопед задает вопрос, например: «О ком или о чем можно сказать «идет?». Каждый игрок , используя картинки, составляет с заданным глаголом словосочетание и объясняет его значение. За правильный ответ дается призовая фишка. Выигрывает обладатель наибольшего количества фишек. Глаголы: идет, летит, растет, падают, стоят, сидят и т.д.
Игра «Угадай, чьи следы?»
Дети видят перед собой множество следов на «снежной дорожке». Воспитатель предлагает угадать, чьи следы они видят:
• След медведя – медвежий след
• След птицы – птичий след;
• След зайца – заячий след
• След волка – волчий след
Игра «Аукцион» Задание детям, назвать сказки, в которых (например, волк) является главным героем.
Варианты ответов детей:
- Лисичка и Волк
- Волк, перепелка и дергун
- Иван-царевич и серый волк
- Волк и семеро козлят
- Колобок
- Теремок
- Рукавичка
- Три поросенка
- Красная Шапочка
Игра «Наоборот» Игра с мячом, вы игроки, я – ведущая, я бросаю мяч и называю какое-нибудь слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным значением.
Добрый – злой
Трудолюбивый - ленивый
Вежливый - грубый
Грустный - веселый
Радостный – печальный
Сытый – голодный
Трусливый – храбрый
Вредный – полезный
Щедрый – скупой
Упрямый – покорный
Игра «Объяснялки» Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают.
Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.
- - В саду стояла яблонька, на которой …
- - Висели вкусные и спелые яблочки.
- - Яблочки были спелые и поэтому сами …
- - Сами падали на землю.
- - Так как яблочки падали, бабушка…
- - Бабушка их собирала.
- - Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…
- - Варила вкусное варенье.
- - Варенье было вкусное, поэтому…
- - Внуки ели его прямо ложками..
Игра «Да-нетка» (линейная) (Метод контрольных вопросов)
Воспитатель предлагает детям среди 9 картинок угадать объект, который находится в сундучке. Напоминает, что вопросы задаются такие, на которые можно ответить либо «нет», либо «да». Задавайте умные, интересные вопросы.
— Это живое? – Да.
— Живет в воде? – Нет.
— Живет на земле? – Да.
— Живет в лесу? – Нет.
— Живет дома? – Да.
— Это мама? – Нет.
— Это мальчик? – Да.
(Из коробки на наборное полотно выставляется графический рисунок мальчика). Это мальчик Вова.
Игра "Хорошо- плохо" (Метод контрольных вопросов)
- — Ребята, вы рады, что весна наступила?
- — А что хорошо весной? (Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т.д.)
- — Что плохо весной? ( Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать и т.д.)
Перед детьми предметные картинки: роза, мороженое, велосипед, воздушный шарик,
компьютер и др. Педагог поочередно показывает детям картинки. Рассмотрев их, дети высказывают свои мнения по каждому объекту, что в нем хорошего, и что плохого. Например:
- - В розе хорошо то, что она красивая и вкусно пахнет.
- - Ее можно дарить в подарок, и это доставит людям радость.
- - А плохо в розе то, что у нее шипы. Можно больно уколоть руку.
- Вопросы к детям:
- Дети, а это хорошо или плохо, что шарик легкий?
- Что в этом хорошего?
- А что плохого в том, что шарик легкий
Игра «Мои друзья»
Воспитатель: «Я – воздушный шарик. Мои друзья – это те, кто умеет летать».
Дети называют объекты и изображают
Игра «Дразнилка» Воспитатель предлагает «подразнить» например комариков по-доброму. Дети преобразуют действия объекта в слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом –лка, – чк,
Игра «Рифмы» Дети придумывают слова-рифмы к слову, например «лягушка».
Лягушка – подушка
Игровое задание «Добавь словечко» (Метод прямой аналогии).
Яркое, теплое (Что?)– солнце
Руки, лужи (Какие?) – грязные
Снег, мороженое (Что делают?) – тают
Звенит, бежит (Что?) — ручей
Котенок, девочка (Какие?) – маленькие
Чашка, тарелка (Что делают?) – стоят
Дидактическое упражнение «На что похоже?» (Метод графической символической аналогии)
Вова приготовил для вас загадку:
Днем оживает,
Ночью засыпает.
(Выставляется графическая модель загадки о сосульке)
— На что похожа сосулька? (На нос, морковку, колпак, ножик, карандаш, иголку, клюв, указку).
— Давайте назовем красивые слова о сосульке. Сосулька какая? (Прозрачная, длинная, мокрая, холодная, блестящая, прозрачная, острая)
Дидактическое упражнение «Что это может быть?» (Метод ассоциаций)
— А что еще может быть мокрым и блестящим? (Лед, лужа, трава, зеркало, окно, машина)
Дидактическая игра «Лесенка противоположностей» (Прием «Наоборот»)
— Ребята, вы так много знаете о весне, а зиму с весной не перепутаете? Давайте быстренько поднимемся по лесенке противоположностей (Два контрастных маленьких человечка выставляются на лесенку)
Пособие «Лесенка противоположностей»
Зима ушла, а весна… пришла
Зима холодная, а весна… теплая.
Зимой солнце морозит, а весной… греет.
Зимой сугробы высокие, а весной… низкие.
Зимой надевают шубы, а весной … куртки
Игра «Увеличение – уменьшение». - Вот у меня карандаш, меня он не устраивает, я хочу его увеличить. Показываю детям огромный карандаш, теперь он похож на волшебную палочку.
Что бы вы хотели увеличить или уменьшить?
Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.
Хотела бы увеличить выходные.
Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
Усложним эту игру дополнительными вопросами:
Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать? (дети приводят свои ответы)
- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.
- Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.
В «Стране небывалой», нелепицы по картине найдите, что неправильно нарисовал художник-шутник, и почему так в жизни не бывает, объясните, в чем нелепость и неправдоподобность.
Животные из страны «Выдумляндия». Отыскать в каждом из фантастических животных части тела знакомых тебе зверей. Рассказать, что может делать это необычное животное (летать, плавать, ползать, жить среды льдов, долго находиться без воды и пр.) Как его назвать?
«Что умеет делать?» Ведущий называет предмет, а дети рассказывают, что он умеет делать. Например, велосипед может катать, перевозить груз, падать, его можно разобрать на запчасти, подарить, поменять и.т.д. Предложите детям поместить предмет в фантастические условия. К примеру, велосипед можно «подарить» Красной Шапочке. Как велосипед помог бы ей?
«Что было – чем стало» Можно предложить детям называть предметы, изготовленные из названного материала:
- Что изготовлено из дерева? (бумага, мебель, спички).
- Было зёрнышком, а стало…(деревом)
- Чего было много, а стало мало? (Звёзды, потому что днём их не видно; снег, потому что растаял и.т.д.
- Было зелёным, а стало жёлтым. Что это?
Вариант задания: называем предмет, а дети рассказывают, из чего он сделан.
Игра «Дразнилка» На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, мама даёт им шуточные имена-дразнилки.
Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза
Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.
Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток.
Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь.
Игра «По кругу» Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.
Игра «Шкатулка со сказками» Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками. Содержание: Мама предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.
Пособие «Гусеничка» формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.
«Волшебная дорожка» В основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться.
"Дидактический мяч» Активно используется в младшем возрасте пособие "Дидактический мяч", с помощью которого детей учим находить слова - антонимы. Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах. Задания для детей 4-х лет. Воспитатель предлагает слово - существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть - радость; белый - чёрный; плакать - смеяться.
Пособие «Часы» Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т.д.). В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие стало универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.
«Вертолина» Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи с элементами ТРИЗа "Новая Красная Шапочка"
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе "Новая Красная Шапочка" с использованием элементов ТРИЗа. Занятие развивает связную речь детей, формирует мотивацию к учению, развивает нагля...
«В музее головных уборов» Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе.
Цель занятия: 1. Закрепить представления детей о головных уборах, которые носят люди разных профессий....
Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ - технологии "Путешествие в мир головных уборов"
Занятие заинтересует творческих педагогов, которые используют в своей работе исследовательские, поисковые методы работы с детьми. Использование игровых ТРИЗ-технологий делают занятие интересным и вовл...
Развитие речи с элементами ТРИЗ
Для обучения составлению детьми связного текста по сюжетной картине....
Конспект ООД по развитию речи с элементами ТРИЗ Подготовительная логопедическая группа «Волшебные буквы ТРИЗ»
Подготовительная логопедическая группа...
Игры на логическое мышление и развитие речи с элементами ТРИЗ
Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками...
Конспект по развитию речи с элементами ТРИЗ «Знакомство с игрой квест»
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о транспорте.Программные задачи:- Закреплять знания детей о различных видах транспорта.-Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания.-...