Применение тактильных технологий для коррекции и развития речи у детей с ТНР
консультация (старшая группа)

Абужарова Валентина Вячеславовна

Применение тактильных технологий для коррекции и развития речи у детей с ТНР 

Детям – логопатам свойственно первичное или вторичное нарушение фонематического восприятия, слухового внимания и памяти, которая обеспечивает процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т. д.

Без памяти немыслимо формирование личности дошкольника, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений навыков, привычек - все это связано с работой памяти, когда еще недостаточно развито мышление.

Для улучшения памяти, а через нее и мышления, необходимо у детей воспитывать приемы запоминания и припоминания. В этом и помогает мнемотехника и тактильные тренажеры.

Использование мнемотехники (в переводе – «искусство запоминания) как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Тактильные тренажеры развивают тактильную память через ощущение от прикосновения к различным предметам и ассоциации их в детском сознании с чем – то, что ребенок уже знает и помнит. Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развитияпамяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления.

Мы не можем заменить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного, слухового, артикуляторного и кинетического)запоминание возможно только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем – либо, что мы уже знаем и помним. Большинство ассоциативных привязок с чем – то известным происходит бессознательно. Многие не ощущают развития процессов, которые протекают в подсознании. И, тем не менее то, что прочно ассоциируется,- запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, - забывается.

Наблюдательность и память идут рука об руку. Ребенок не может запомнить то, что не наблюдал, а запомнить и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало. Деятельность ребенка необходимо построить на интересе.

Для эффективной коррекционной работы создала и использую тактильныетренажеры по всем временам года, где при помощи ощущений от прикосновения к различным предметам и дополнительных ассоциативных связей значительно улучшаются результаты коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями речи.

Технологическая карта к тактильным тренажерам

«Удивительные времена года»

Вид игры Дизайн игровой среды Игровые цели Технология игры

Область «Познавательное развитие»«Социально – коммуникативное развитие»

Предметно – обучаемая, экологическая, коррекционно- развивающая,

дидактическая, познавательная, обучающая. Макеты четырех тренажеров

(зима, весна, лето, осень, на которых расположены вращающиеся круги. Круги разделены на сектора, все сектора разные на ощупь, из различного природного и бросового материала (скорлупа яиц, кора и почки деревьев, перья, вата, нитки, шнурки, тонкие веточки и т. д.) Все материалы ассоциируются с каждым временем года 1. Расширять знания детей о характерных особенностях времен года, явлений окружающего мира.

2. Закрепить умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических, тактильных аналогий, владение устных коммуникаций.

3. Развивать долговременную память, тактильную память, устойчивое внимание, мышление, умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, артикуляционную моторику, связную речь, интонационную выразительность речи.

4. Обогащать, активизировать, систематизировать словарь детей по лексическим темам.

5. Воспитывать у детей любовь к природе, интерес, заботливое отношение к растительному и животному миру. Дидактические игры:

«Назови признаки времен года»

«Угадай на ощупь»

«Живое и неживое»

«Парные картинки»

«Четвертый лишний»

«Что сначала, что потом»

«Когда это бывает»

«Загадаем, отгадаем»

«Что из чего»

«Легкий -тяжелый»

«Один-много»

Составление рассказов по сенсорно-графической схеме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение тактильных технологий для коррекции и развития речи у детей с ТНР (ОНР)

Детям – логопатам свойственно первичное или вторичное нарушение фонематического восприятия, слухового внимания и памяти, которая обеспечивает процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т. д.

Без памяти немыслимо формирование личности дошкольника, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений навыков, привычек - все это связано с работой памяти, когда еще недостаточно развито мышление.

Для улучшения памяти, а через нее и мышления, необходимо у детей воспитывать приемы запоминания и припоминания. В этом и помогает мнемотехника и тактильные тренажеры.

Использование мнемотехники (в переводе – «искусство запоминания) как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Тактильные тренажеры развивают тактильную память через ощущение от прикосновения к различным предметам и ассоциации их в детском сознании с чем – то, что ребенок уже знает и помнит. Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развитияпамяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления.

Мы не можем заменить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного, слухового, артикуляторного и кинетического)запоминание возможно только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем – либо, что мы уже знаем и помним. Большинство ассоциативных привязок с чем – то известным происходит бессознательно. Многие не ощущают развития процессов, которые протекают в подсознании. И, тем не менее то, что прочно ассоциируется,- запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, - забывается.

Наблюдательность и память идут рука об руку. Ребенок не может запомнить то, что не наблюдал, а запомнить и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало. Деятельность ребенка необходимо построить на интересе.

Для эффективной коррекционной работы создала и использую тактильныетренажеры по всем временам года, где при помощи ощущений от прикосновения к различным предметам и дополнительных ассоциативных связей значительно улучшаются результаты коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями речи.

Технологическая карта к тактильным тренажерам

«Удивительные времена года»

Вид игры Дизайн игровой среды Игровые цели Технология игры

Область «Познавательное развитие»«Социально – коммуникативное развитие»

Предметно – обучаемая, экологическая, коррекционно- развивающая,

дидактическая, познавательная, обучающая. Макеты четырех тренажеров

(зима, весна, лето, осень, на которых расположены вращающиеся круги. Круги разделены на сектора, все сектора разные на ощупь, из различного природного и бросового материала (скорлупа яиц, кора и почки деревьев, перья, вата, нитки, шнурки, тонкие веточки и т. д.) Все материалы ассоциируются с каждым временем года 1. Расширять знания детей о характерных особенностях времен года, явлений окружающего мира.

2. Закрепить умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических, тактильных аналогий, владение устных коммуникаций.

3. Развивать долговременную память, тактильную память, устойчивое внимание, мышление, умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, артикуляционную моторику, связную речь, интонационную выразительность речи.

4. Обогащать, активизировать, систематизировать словарь детей по лексическим темам.

5. Воспитывать у детей любовь к природе, интерес, заботливое отношение к растительному и животному миру. Дидактические игры:

«Назови признаки времен года»

«Угадай на ощупь»

«Живое и неживое»

«Парные картинки»

«Четвертый лишний»

«Что сначала, что потом»

«Когда это бывает»

«Загадаем, отгадаем»

«Что из чего»

«Легкий -тяжелый»

«Один-много»

Составление рассказов по сенсорно-графической схеме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя по развитию речи детей в условиях ДОУ...

Применение речевых игр для коррекции и развития речи детей

Презентация с описанием актуальности темы, примерами речевых игр и списком используемой литературы....

Презентация "Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи"

Презентация "Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи"...

Консультация для педагогов МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ФФН и ОНР

Кинезеология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения...

«Применение ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Паспорт проектаТема проектаПрименение ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речиВид проекта РазвивающийПо времени...

Презентация «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи»

Использование здоровьесберигающих технологий в коррекционной работе говорит об их эффективности в решении разных задач по развитию речи. Грамотное их использование, расширение...