Применение тактильных технологий для коррекции и развития речи у детей с ТНР
консультация (старшая группа)
Применение тактильных технологий для коррекции и развития речи у детей с ТНР
Детям – логопатам свойственно первичное или вторичное нарушение фонематического восприятия, слухового внимания и памяти, которая обеспечивает процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т. д.
Без памяти немыслимо формирование личности дошкольника, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений навыков, привычек - все это связано с работой памяти, когда еще недостаточно развито мышление.
Для улучшения памяти, а через нее и мышления, необходимо у детей воспитывать приемы запоминания и припоминания. В этом и помогает мнемотехника и тактильные тренажеры.
Использование мнемотехники (в переводе – «искусство запоминания) как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Тактильные тренажеры развивают тактильную память через ощущение от прикосновения к различным предметам и ассоциации их в детском сознании с чем – то, что ребенок уже знает и помнит. Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развитияпамяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления.
Мы не можем заменить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного, слухового, артикуляторного и кинетического)запоминание возможно только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем – либо, что мы уже знаем и помним. Большинство ассоциативных привязок с чем – то известным происходит бессознательно. Многие не ощущают развития процессов, которые протекают в подсознании. И, тем не менее то, что прочно ассоциируется,- запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, - забывается.
Наблюдательность и память идут рука об руку. Ребенок не может запомнить то, что не наблюдал, а запомнить и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало. Деятельность ребенка необходимо построить на интересе.
Для эффективной коррекционной работы создала и использую тактильныетренажеры по всем временам года, где при помощи ощущений от прикосновения к различным предметам и дополнительных ассоциативных связей значительно улучшаются результаты коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями речи.
Технологическая карта к тактильным тренажерам
«Удивительные времена года»
Вид игры Дизайн игровой среды Игровые цели Технология игры
Область «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Предметно – обучаемая, экологическая, коррекционно- развивающая,
дидактическая, познавательная, обучающая. Макеты четырех тренажеров
(зима, весна, лето, осень, на которых расположены вращающиеся круги. Круги разделены на сектора, все сектора разные на ощупь, из различного природного и бросового материала (скорлупа яиц, кора и почки деревьев, перья, вата, нитки, шнурки, тонкие веточки и т. д.) Все материалы ассоциируются с каждым временем года 1. Расширять знания детей о характерных особенностях времен года, явлений окружающего мира.
2. Закрепить умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических, тактильных аналогий, владение устных коммуникаций.
3. Развивать долговременную память, тактильную память, устойчивое внимание, мышление, умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, артикуляционную моторику, связную речь, интонационную выразительность речи.
4. Обогащать, активизировать, систематизировать словарь детей по лексическим темам.
5. Воспитывать у детей любовь к природе, интерес, заботливое отношение к растительному и животному миру. Дидактические игры:
«Назови признаки времен года»
«Угадай на ощупь»
«Живое и неживое»
«Парные картинки»
«Четвертый лишний»
«Что сначала, что потом»
«Когда это бывает»
«Загадаем, отгадаем»
«Что из чего»
«Легкий -тяжелый»
«Один-много»
Составление рассказов по сенсорно-графической схеме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение тактильных технологий для коррекции и развития речи у детей с ТНР (ОНР)
Детям – логопатам свойственно первичное или вторичное нарушение фонематического восприятия, слухового внимания и памяти, которая обеспечивает процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т. д.
Без памяти немыслимо формирование личности дошкольника, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений навыков, привычек - все это связано с работой памяти, когда еще недостаточно развито мышление.
Для улучшения памяти, а через нее и мышления, необходимо у детей воспитывать приемы запоминания и припоминания. В этом и помогает мнемотехника и тактильные тренажеры.
Использование мнемотехники (в переводе – «искусство запоминания) как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Тактильные тренажеры развивают тактильную память через ощущение от прикосновения к различным предметам и ассоциации их в детском сознании с чем – то, что ребенок уже знает и помнит. Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развитияпамяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления.
Мы не можем заменить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного, слухового, артикуляторного и кинетического)запоминание возможно только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем – либо, что мы уже знаем и помним. Большинство ассоциативных привязок с чем – то известным происходит бессознательно. Многие не ощущают развития процессов, которые протекают в подсознании. И, тем не менее то, что прочно ассоциируется,- запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, - забывается.
Наблюдательность и память идут рука об руку. Ребенок не может запомнить то, что не наблюдал, а запомнить и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало. Деятельность ребенка необходимо построить на интересе.
Для эффективной коррекционной работы создала и использую тактильныетренажеры по всем временам года, где при помощи ощущений от прикосновения к различным предметам и дополнительных ассоциативных связей значительно улучшаются результаты коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями речи.
Технологическая карта к тактильным тренажерам
«Удивительные времена года»
Вид игры Дизайн игровой среды Игровые цели Технология игры
Область «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Предметно – обучаемая, экологическая, коррекционно- развивающая,
дидактическая, познавательная, обучающая. Макеты четырех тренажеров
(зима, весна, лето, осень, на которых расположены вращающиеся круги. Круги разделены на сектора, все сектора разные на ощупь, из различного природного и бросового материала (скорлупа яиц, кора и почки деревьев, перья, вата, нитки, шнурки, тонкие веточки и т. д.) Все материалы ассоциируются с каждым временем года 1. Расширять знания детей о характерных особенностях времен года, явлений окружающего мира.
2. Закрепить умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических, тактильных аналогий, владение устных коммуникаций.
3. Развивать долговременную память, тактильную память, устойчивое внимание, мышление, умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, артикуляционную моторику, связную речь, интонационную выразительность речи.
4. Обогащать, активизировать, систематизировать словарь детей по лексическим темам.
5. Воспитывать у детей любовь к природе, интерес, заботливое отношение к растительному и животному миру. Дидактические игры:
«Назови признаки времен года»
«Угадай на ощупь»
«Живое и неживое»
«Парные картинки»
«Четвертый лишний»
«Что сначала, что потом»
«Когда это бывает»
«Загадаем, отгадаем»
«Что из чего»
«Легкий -тяжелый»
«Один-много»
Составление рассказов по сенсорно-графической схеме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/09/picture-370672-1725911890.jpg)
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста.
Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя по развитию речи детей в условиях ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-1101407-1547362116.jpg)
Применение речевых игр для коррекции и развития речи детей
Презентация с описанием актуальности темы, примерами речевых игр и списком используемой литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/05/picture-1130299-1617641404.jpg)
Учебное пособие. Применение кейс-технологии при фонетико-фонематическом недоразвитии речи у детей дошкольного возраста.
https://bukbook.ru/books/841/...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/28/picture-1331619-1619628023.jpg)
Презентация "Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи"
Презентация "Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/08/picture-891146-1486529125.jpg)
Консультация для педагогов МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ФФН и ОНР
Кинезеология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/27/picture-1108448-1548596843.jpg)
«Применение ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Паспорт проектаТема проектаПрименение ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речиВид проекта РазвивающийПо времени...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/16/picture-1322167-1615865296.jpg)
Презентация «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи»
Использование здоровьесберигающих технологий в коррекционной работе говорит об их эффективности в решении разных задач по развитию речи. Грамотное их использование, расширение...