Характеристики речевого развития детей
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_rechi_3-4.doc | 2.73 МБ |
Артикуляционная гимнастика с мамой (памятка родителям) | 194.5 КБ |
Азбука для родителей | 682.84 КБ |
Как подготовить ребёнка к школе? | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.
При выполнении логопедических упражнений дома следует соблюдать ряд условий:
1. Приступать к выполнению логопедических упражнений следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.
2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.
3. Логопедические упражнения выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда.
4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения упражнений, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.
5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.
6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.
7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.
8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.
Желаю удачи!
«По совету логопеда»
Артикуляционная гимнастика с мамой
(памятка родителям)
учитель-логопед
Заборчик
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
Дудочка
С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
Чашечка
Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка).
Чистим зубки
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
Маляр
Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.
Лошадка
Вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).
Индюки болтают
Языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл...".
Часики
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
Качели
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.
Барабанщик
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ...".
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.
Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко называя предметы правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова (Это машина – би-би. А вот собака – ав-ав!) не позволяйте говорить малышу быстро.
Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым малыш.
Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность.
Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!)
Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях общего развития.
Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не понимаете чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребенка, тем дольше он будет молчать.
«Золотая серединка» — вот к чему нужно стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный язык (не зря в двуязычных семьях у детей наблюдается очень часто общее недоразвитие речи.
Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, — прекрасное пособие для развития речи ребенка. Рассматривайте иллюстрации, говорите о том, что или кто изображен на них, пусть малыш отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.
Критерии, по которым можно оценить речь ребенка, родители должны знать: Например, нормы звукопроизношения таковы:
- 3-4 года – [с,з,ц] уже должны правильно произноситься;
- 4-5 лет – [ш,ж,ч,щ]
- 5-6 лет – [л,й, р]
Леворукость – не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.
Мелкая моторика – так обычно называют движения кистей пальцев и рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, игра типа «Сорока-белобока…», затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.
Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.
Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова – после 2 лет, фраза – после 3 лет. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушение звукопроизношения, ограничение словарного запаса, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.
Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).
Режим очень важен для маленького ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать также натуральные масла, обладающие успокаивающим эффектом.
Соска вредна, если малыш сосет ее долго и часто. Во-первых, у него формируется высокое (готическое) небо, которое влияет на формирование правильного звукопроизношения. Во-вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики.
Только комплексное воздействие всех специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения – заикание, алалию, ринолалию, онр, дизартрию.
Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.
Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.
«Хорошо устроенный мозг лучше, чем хорошо наполненный» — эту истину провозгласил еще М. Монтень. Информация, которая сообщается ребенку, должна соответствовать его возрасту и способностям.
Цветы (ромашки, одуванчики и др.) можно использовать для развития речевого дыхания. Предлагая ребенку дуть на одуванчик (не раздувая щеки), вырабатываем направленную воздушную струю; понюхать ромашку – вырабатываем речевое дыхание: вдох носом – выдох ртом (Ах, как пахнет!) Внимание! Детям с аллергией эти упражнения противопоказаны!
«Часики» — упражнение для развития подвижности языка. Ребенок смотрит в зеркало, рот открыт, язычок тонкий и острый выглядывает изо рта. Взрослый задает ритм: «Тик-так, тик-так!», а ребенок качает языком из стороны в сторону. Скорость можно менять в зависимости от того, как легко ребенок выполняет это упражнение.
Шепотной речи тоже нужно учить. Ребенку тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы малыш не перенапрягал голосовые складки. Крик противопоказан всем, особенно детям до 10-12 (!) лет, так как их голосовые складки находятся в стадии формирования.
Щетка (любая), используемая для массажа пальцев, ладошек, стимулирует развитие мелкой моторики, повышает тонус мышц рук и пальцев. Зубная щетка поможет очистить язык, а также повысить тонус его мышц.
«Эхо» — игра, способствующая развитию умения менять силу голоса. Вы произносите громко любое слово, ребенок повторяет несколько раз, понижая силу голоса.
Юла, елка, еж, яблоко – эти слова начинаются с йотированных гласных, сложных для произношения. Обратите на них внимание, они состоят из двух звуков:
- [ю]=[й]+[у]
- [я]=[й]+[а]
- [ё]=[й]+[о]
- [е]=[й]+[э]
Язык – орган артикуляции. Научите ребенка перед зеркалом поднимать и опускать язык, делать его широким, узким. Достаточно 10-15 мин. ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у малыша не было проблем с произнесением звуков.
Предварительный просмотр:
Как подготовить ребёнка к школе?
Если ребёнок собирается поступить в 1 класс, то нет таких родителей, которые не испытывали бы чувства тревоги, волнения и беспокойства за своего ребёнка, связанного с новым этапом в его жизни. Это для родителей не только новый жизненный этап, но и повод для вполне обоснованных переживаний, потому что в жизни ребёнка меняется всё: режим дня, занятия и обязанности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Маленькому человеку нелегко даже просто приспособиться к новым условиям, а уж достигнуть успехов, осваивая современные школьные программы, и вовсе сложная задача.
Нельзя при этом забывать, что в любых условиях для каждого ребёнка очень важно постоянно получать поддержку и одобрение взрослых и чувствовать себя любимым. И совершенно очевидно, что родителям придётся приложить немало труда и терпения, проявить много любви и внимания, чтобы их дети хорошо учились, а проблемы, которые неизбежно появятся, решились бы безболезненно, грамотно и не отражались на физическом и психическом здоровье школьников.
Как правильно подготовить ребёнка к школе?
Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определённым запасом знаний. Сейчас это не цель, а средства развития ребёнка. Главное – это не само знание, а умение им пользоваться, самостоятельно его добывать, анализировать. Поэтому самым важным элементом подготовки к школе является формирование умения учиться.
Учите ребёнка сознательно подчинять свои действия общему правилу (например, читать книгу сидя, соблюдая расстояние от глаз до книги 25-30 см), внимательно слушать говорящего и точно выполнять данное задание, проявлять самостоятельность и инициативу, творчество в любом виде деятельности.
Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире. Если вы не будите отмахиваться от возникающих у ребёнка вопросов, не будете отгораживать его от окружающей взрослой жизни – подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.
Развивайте устную речь будущего школьника. Как можно чаще читайте своему ребёнку детскую литературу; беседуйте с ним о прочитанных произведениях; чаще просите ребёнка пересказать только что услышанную им сказку или рассказать о том, что интересного он увидел во время прогулки. Чаще превращайте повседневные просьбы в развивающие занятия.
Например, для лучшего ориентирования ребёнка в пространстве эффективны следующие задания:
- Подай, пожалуйста, чашку, которая стоит справа от тарелки.
- Найди на верхней полке третью книгу, считая справа налево.
Развивайте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, штриховки, конструирования из различных деталей. Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научиться писать, тем быстрее развивается его интеллект.
Приучайте будущего первоклассника к школьному режиму – рано ложиться спать и рано вставать. Прививайте привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом, мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи, соблюдать порядок.
Воспитывайте у ребёнка позитивное отношение к школе. Попробуйте создать «романтическую обстановку» вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, целый набор новых впечатлений и эмоций.
Никогда не запугивайте ребёнка школой: «Вот пойдёшь в школу, там тебя воспитают!»
Чтобы у ребёнка возникало ощущение, что он вступает в новую полосу жизни, кардинально измените его жизнь: сделайте перестановку в комнате, придумайте ему новые обязанности по дому и т.п.
Много различных навыков у детей формирует детский сад. Навык, который в основном формирует школа – это навык письма.
Как правильно сформировать навык письма?
Письмо – это способ передавать мысли, а красивое письмо – это ещё и искусство, графика. Внушите ребёнку, что всё, что будет выходить из его рук, должно быть красивым. Красивый подчерк - это в какой-то мере выражает внимательное отношение к другим людям.
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Очень важно поставить руку, подготовить её к письму. Тут эффективна штриховка предметов, развивающая мелкие мышцы пальцев и кисти ребёнка. Правила штриховки нетрудно запомнить: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами). Сначала для штриховки можно использовать трафареты с геометрическими фигурами, потом с изображением предметов и животных, причём ребёнку особенно интересно составлять композиции из разных фигур. Штриховать можно не только параллельными линиями в разных направлениях, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами и петлями.
Следующий этап формирования навыка письма – умение писать элементы письменных букв. Ребёнок должен усвоить, что элементы букв должны быть одинаковой высоты и ширины; если в буквах есть элементы, выходящие за верхнюю и нижнюю строки, они должны заканчиваться на одном расстоянии от строки сверху или снизу; расстояния между элементами букв и расстояния между буквами в слове должны быть одинаковыми, а все линии на письме – параллельными и ровными. Далее из выученных элементов ребёнок составляет буквы и учится их писать. На этом этапе очень важно, чтобы у него сформировался зрительный образ буквы.
Игры для заучивания и запоминания графического изображения букв:
- Смоделировать буквы из пластилина;
- Буквы из счётных палочек или мозайки;
- Буквы из ниток;
- Буквы из проволоки;
- Рисование букв палочкой на земле, на снегу;
- Выкладывание букв из шишек, камешков, прутиков;
- Буквы, нарисованные красками с помощью кисточки;
- Буквы нарисованные красками с помощью пальцев;
- Буквы нарисованные мелками, на запотевшем стекле;
- «рисование» букв на руке, щеке, спине ребёнка;
- «рисование» букв в воздухе, отгадывание букв;
- Узнавание букв в газетах, книгах, журналах (найди букву …).
Ни в коем случае на этом этапе не требуйте от ребёнка писать быстрее, чем он может! Чрезмерное увеличение скорости письма приводит к тому, что ребёнок не успевает закрепить правильный способ написания буквы, и в результате закрепляются каракули.
Что делать, если ребёнок пропускает буквы при письме?
Одна из главных причин пропуска ребёнком букв при письме - несформированность образа слова. Младший школьник пропускает буквы в слове, если впервые слышит это слово, если не знает его значения, если ни разу не встречал это слово написанным.
Существуют различные игры, формирующие у ребёнка образ слова и, стало быть, способствующие устранению пропуска букв в словах. Если вы будете регулярно играть в них с ребёнком, успех не замедлит себя долго ждать.
«Магазин» Задача: «продать» определённые предметы, «рекламируя» их по каждой букве, причём слова на отдельные буквы должны принадлежать к той же тематической группе, что и «продаваемое» слово. Например:
Ш – шпаргалка;
К – класс;
О – отличник;
Л – линейка;
А – азбука.
«Напиши по – арабски»
Задача: Написать слово наоборот или прочитать слово справа налево книга – агинк
«Письмо по-древнерусски»
Известно, что в Древней Руси писали только согласными буквами. Задача: записать слова только согласными, обозначая пропущенные гласные точками наверху: карандаш – к.р.н.д.ш.
Можно написать слова только гласными: фломастер – о а е. Через некоторое время предложите ребёнку написать «по – древнерусски» не только слова, но и предложения, а то и целые тексты.
Показателем мастерства считайте время в секундах и отсутствие помарок.
«Неудачный робот»
Если ваш ребёнок не дописывает слова или пропускает слоги, предложите ему игру. Робот запрограммирован так, что он пишет слово не полностью, а только какую-то его часть, остальные буквы отмечает чёрточками. Например, если школьник не дописывает концы слов, предложите ему запись слова только с двумя последними буквами : _ _ _ _ _рь – декабрь.
«Волшебный диктант» Иногда ребёнок вместо одной буквы пишет другую, например, И заменяет на У, О – на У, Ш на Щ, И – на Ц. В этом случае используйте игру «Волшебный диктант».
При различении букв И – У договариваемся, что слова, в которых есть буква И, обозначаем *; слова, в которых есть буква У, обозначаем +; остальные слова обозначаем . Тогда предложение Мыши на крыше платочками машут и пляшут, будет выглядеть так: * *+*+.
Родителям на заметку!
Если вы заметили, что ребёнок постоянно пропускает буквы или слоги, меняет их, то торопитесь обратиться за помощью к логопеду. Он даст более подробные рекомендации по устранению данных ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика речевого развития детей
Главное направление развития речи на пятом году жизни - это освоение связной монологической речи.Речь становится более связной и последовательной, совершенствуются понимание смысловой стороны ре...
Консультация для родителей. Тема "Характеристика речевого развития детей 6 лет"
"Характеристика речевого развития детей 6 лет"...
«Характеристика речевого развития детей 5–6 лет»
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интон...
Характеристика речевого развития детей
Характеристика речевого развития детей Освоение связанной монологической речи-это главное направление развития речи на пятом году жизни. Начинается активное словотворчество, п...
Характеристика речевого развития детей.
Знание возрастных особенностей речи ребенка поможет родителям и педагогам правильно оценить динамику в речевом развитии и подскажет дальнейшие действия....
Основные характеристики речевого развития детей третьего года жизни
В работе с маленькими детьми особые требования предъявляются к речи взрослого. Речь воспитателя является образцом для подражания, поэтому она и должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически...
Характеристика речевого развития детей дошкольного возраста
Раскрываются этапы речевого развития детей дошкольного возраста...