План-конспект родительского собрания в старшей группе ОНР
методическая разработка (старшая группа)
Тема: «Русская народная сказка как средство развития связной речи у детей».
Форма проведения: семинар-практикум
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект родительского собрания в старшей группе.
Тема: «Русская народная сказка как средство развития связной речи у детей».
Форма проведения: семинар-практикум с использованием слайдов.
Цели:
Актуализировать знания родителей (законных представителей) о значении различных форм работы со сказкой , как средство развития связной речи у старших дошкольников.
Задачи:
- Вызвать интерес родителей к совместному чтению и рассказыванию сказок детям;
- Вовлечь родителей в совместную с детьми театрализованную деятельность;
- Укрепление традиций семейного чтения;
- Раскрыть ценность совместного творчества детей и их родителей;
- Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы
Участники: родители
Способы:
Подготовительный этап
- Приглашение родителей на собрание.
- Анкета для родителей (прил.1).
- Изготовление памятки для родителей «Как поддержать у детей интерес к сказке?» ( прил.2)
- Картотека «Игровые приёмы со сказкой, которые можно использовать в работе с детьми» (прил.3)
Средства:
II Организационный этап
1.Оформление выставок:
- художественной литературы для чтения детям старшего дошкольного возраста;
- Картотека «игровые приёмы со сказкой, которые можно использовать в работе с детьми»;
- Методическая литература по теме родительского собрания;
- Раздаточный материал: ватмон, краски, кисточки, банки с водой, салфетки, карандаши, фломастеры.
- Проектор, интерактивная доска.
III Ход родительского собрания
- Организационный момент
Вступительное слово
- Добрый вечер, уважаемые родители! Я благодарю Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли на встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Сегодня мы поговорим о сказке, ее ценности для развития речи ребенка.
Мы читаем книги вместе
С папой каждый выходной.
У меня картинок двести,
А у папы ни одной.
У меня слоны, жирафы-
Звери все до одного.
И бизоны, и удавы,
А у папы- никого!
У меня в пустыне дикой
Нарисован львиный след
Папу жаль. Ну что за книга,
Если в ней картинок нет?
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать.
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый- его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Окружающий мир познают. А. Лесных.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.
Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой. Сказки легко воспринимается детьми, на ее основе у детей развивается мышление и воображение. В процессе чтения сказки перед ребенком раскрывается все великолепие и богатство русского языка. Дети приучаются замечать красоту родного языка, постепенно осваивая его, обогащают свою речь образными выражениями и литературными оборотами.
Игра «Вопрос – ответ».
- Поднимите руку те родители, которые часто читают (рассказывают) своему ребенку сказки? Очень приятно видеть заботливых родителей.
- А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок рассказывает сказки самостоятельно?
Посмотрите, как мало рук. Действительно, мы видим с чтением у нас дела обстоят неплохо, а вот с играми по сказкам крайне неудовлетворительно. Прочитали один раз сказку, рассмотрели иллюстрации, положили на полочку и забыли про неё. В наш компьютерный век многие современные родители даже не догадываются о том, что ребенку нужна сказка. Иногда мамы покупают книжки с яркими картинками, которые ребенок приносит в детский сад и просит воспитателя почитать. А мама очень занята. Ей некогда читать сказки. Она считает это не серьезным делом и не обязательным. У нее множество более важных и более серьезных дел. И все-таки каждый малыш с надеждой ждет, когда мама отложит свои важные дела, сядет и почитает ему сказку. Ведь для него важна не только сказка, но и общение с самым родным на свете человеком- мамой
- Поднимите руки те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать значение русской народной сказки на развитие связной речи у старших дошкольников.
Ваша реакция показала, что тема нашей встречи весьма значима.
Тема нашей встречи: «Развитие связной речи детей через сказку» (слайд 2)
- Основная часть
Какие же методы и приемы использовать при работе со сказками для развития красивой речи у ребенка? Умение задавать вопросы. По мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов, умение правильно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития речи дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок вам задает массу различных вопросов. Но ему на первых порах гораздо труднее будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки о Курочке Рябе (деду, бабе, курочке или мышке). Этому вам ребенка надо учить. Сначала вы вместе с малышом «задавайте» вопросы сказочным героям, постепенно передавая инициативу в руки ребенка: кому и о чем задать вопрос. Новое название. Для развития речи детей советуем чаще прибегать к испытанному методу — придумыванию новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки «Теремок». Можно придумать следующие новые названия — «Дружный домик», «Домик для зверей», «Новый домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок» и т. д. Конструирование слов, словосочетаний и предложений
Формирование основ устной речи требует специального обучения. Для этого вам вместе с ребенком нужно: • придумывать несколько однокоренных слов (лес — лесок, лесник, лесовик); • учить рифмовать два слова (кузнец — удалец), а затем постепенно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества; • составлять достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого — по словечку». Например, «Красная Шапочка» — «Красная Шапочка идет» — «Красная Шапочка идет по дорожке» — «Красная Шапочка идет по зеленой дорожке» и т. д.
Новый персонаж. При работе со сказками в нетрадиционном ключе важное место занимает упражнение по введению в фабулу сказки нового героя или персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, наконец, для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы "не"» (НЕ репка выросла на грядке, а...; Не Золушка, а...; Не Иван- царевич, а...; НЕ рукавичку потерял дед, а...; НЕ Колобка испекла баба, а...)
Словотворчество. Для развития «словотворчества» можно использовать следующие приемы при работе со сказками: • найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; • сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе — «длиннохвостая», «пушистохвостая»); • произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его, например слово «принцесса»; • определить «лишнее» слово. Ребенок должен обобщить и отобрать нужное слово (только домашних животных или только диких). Например: лиса, заяц, избушка, собака, петух (лишнее слово «избушка»).
Интервью. Сказка у ребенка должна и может способствовать умению общаться. Для этого предлагается использовать игру-задание «Интервью». Для большей достоверности ребенок может взять в руки «микрофон» (заменитель — широкий маркер, ручка от скакалки). А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу — зависит от сюжета сказки.
3. Я предлагаю познакомиться и поиграть в игры, которые способствуют активизации речевого развития ребенка.
Доскажи название
Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.(Гуси. Конек. Крошечка. Мороз. Аленький. Красная. Доктор. Цветик. Заюшкина. Бременские).
Что лишнее?
Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в загаданной сказке, но одно из них не относится к этой сказке, другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц»)
дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка «Репка»)
Машенька, утки, Ванюша, Баба-яга, гуси-лебеди (сказка «Гуси-лебеди»).
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья - царевна (сказка «По-шучьему велению»).
Старик, рыбка, старуха, машина, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)
«Угадай сказку»
• Круглый, да не мяч.
Мягкий да не вата.
Жаркий да не солнце,
Вкусный, да не яблоко. Кто это? (Колобок.)
• Отворили дверь козлята и. пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят.)
• Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко: не послушался кота, выглянул в окошко (Кот и лиса.)
• Кто-то по лесу идёт, короб за спиной несёт, вкусно пахнет пирогами! Что за сказка перед вами? (Маша и медведь.)
• Вот идёт петух с косой — будет воевать с лисой, чтоб зайчишку защитить, его дом освободить. (Лиса и заяц.)
• В огороде вырос овощ, приходите все на помощь. Вытянуть не можем, кто ещё поможет? (Репка) .
«Вопрос — ответ»
1) Назовите жилище Бабы Яги. (Избушка.)
2) Назовите сказочного персонажа, лезущего из кожи. (Лягушка.)
3) Как называется рус.нар. сказка, в которой рассказывается история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок.)
4) Что за птица снесла золотое яичко? (Курочка.)
5) Сколько человек тянуло репку? (Трое.)
6) Как зовут сестру Иванушки? (Алёнушка.)
7) Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»? (6.)
8) Как Емеля возил дрова вязанкой или врассыпную? (Ходили сами.)
9) В какой сказке описана жизнь дружной коммунальной квартиры? (Теремок.)
В детском саду мы играем в такие игры, они нравятся ребятам, но им будет вдвойне интереснее поиграть вместе с вами в семейном кругу.
- Практическая часть
Мастер-класс «Мастерим театр своими руками-Тантамарески»
Цель: познакомить с одним из видов театра- театр тантамаресок; развитие творческого воображения, связной речи и выразительной речи.
- Подведение итогов
Решения родительского собрания: Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития связной речи
1.Уделять должное внимание ознакомлению ребёнка с художественной литературой ,используя различные приемы.
2. Поощрять в семье беседы с ребёнком по сказкам.
3. Организовать дома небольшой «уголок сказки». Примерный перечень игрушек: шапочки с изображением знакомых животных, настольный плоскостной театр, игрушки-персонажи для обыгрывания сюжетов книг Рефлексия.
Перед вами яблоки. Их нужно разложить. Если вам понравилось наше собрание, вы получили новые знания, были активными участниками, положите яблочко в красивую корзиночку. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, положите яблочко в мусорное ведро.
Литература
ФГОС ДОУ
Н. Е. Арбекова «Развиваем связную речь»
Аникина В.И. Русская народная сказка. М, 1997-96
Венгер Л. А. «О чем рассказывает сказка»
Дошкольное воспитание, №3 1997г.
О.М.Дьяченко «Придумываем истории и сказки»
В.В.Коноваленко «Развитие связной речи».
Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова.А.И. Максаков.М.И. Попова и др.;
Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение. 1984.
Тихеевой Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) – М.. 1967.
Проблемы изучения речи дошкольника. Сб. научных трудов. посвященный памяти Ф. А. Сохина. – М. 1994.
Народные русские сказки.- М., «Правда», 1982.
Сказки советских писателей. – М.: «Правда», 1991.
О.С.Ушакова « Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи О.С.Ушакова Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001.
Приложение 1
Анкета для родителей
«Сказка в жизни вашего ребёнка» Ф.И.О.(родителя)__________________________________________________________
вопрос | ответы | ||
«да» | «нет» | «не знаю» | |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Приложение 2
Памятка «Как поддержать у детей интерес к сказке?»
Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день. Заведите детскую библиотечку. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
Вместе с ребёнком окунитесь в волшебный мир сказок, не только читая текст, но и рассматривая иллюстрации.
До и во время чтения книги объясните ребёнку значение трудных или незнакомых слов. Спросите, чем понравилась ребёнку книга, что нового из неё он узнал.
Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии. Поддерживайте стремление ребёнка рассказать знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке.
Организуйте дома небольшой «уголок сказки». Примерный перечень игрушек: шапочки с изображением знакомых животных, настольный плоскостной театр, игрушки-персонажи для обыгрывания сюжетов книг.
Приложение 3
Картотека «Какие игровые приёмы со сказкой можно использовать в работе с детьми»
Игры со сказками по дороге домой или в детский сад:
— «Отгадай название сказки»;
— «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»;
— «Что лишнее?».
Игры со сказками дома:
— «Сочини новое окончание сказки»;
— «Звукорежиссёры»;
— «Пропущенный кадр».
Игры со сказками для разрешения конфликтной ситуации:
— «Найди выход»;
— «Новые сказки»;
— «Сочини сказку».
Игры со сказками перед сном:
— «Сказочная цепочка»;
— «Встреча героев»;
— «Пересказ сказки по первым слогам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»
План-конспект родительского собрания в нетрадиционной форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...
План-конспект проведения родительского собрания в средней группе "Здоровье-всему голова, всего дороже"
Одна из форм работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья воспитанников...
Разработка плана-конспекта родительского собрания в старшей группе «Экологический КВН «Друзья природы»
Актуальные проблемы ДО в условиях введения ФГОС...
План-конспект родительского собрания в старшей группе
Роль семьи в формировании личности дошкольника...
Разработка плана конспекта проведения родительского собрания в средней группе на тему «Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка» по курсу «Актуальные проблемы ДО в условиях введения ФГОС ДОО» в рамках каскадной модели повышения к
План конспект проведения родительского собрания в средней группе на тему «Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка»...
План – конспект проведения родительского собрания в средней группе.
Конспект родительского собрания в средней группе по теме: «Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов»Цель...
План-конспект родительского собрания в старшей группе Тема: «Речевое развитие ребенка»
Тема: «Речевое развитие ребенка»Цель:- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;- Повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- Познакомить родителей с разными видами игр и и...