Дидактические игры по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами цвета
методическая разработка (младшая группа)

Лямкина Анастасия Олеговна

картотека игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelno_k_etalonam_tsveta.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами цвета

Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы

Цель. Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.

Материал. Палочки 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого. Подгруппа детей обеспечивается дидактическим материалом из расчета по 10 палочек (5 одного и 5 другого цвета) на каждого ребенка.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям 5 палочек одного (синего) и 5 палочек другого (красного) цвета, перемешанных произвольно. Внимание детей фиксируется на том, что палочки разные. Показывая детям палочку красного цвета, воспитатель объясняет, что у него еще есть палочки такого цвета. Продемонстрировав предмет синего цвета, он говорит, что у него есть игрушки и такого цвета. Затем педагог группирует предметы, откладывая палочки одного цвета в одну, а другого в другую сторону. Воспитатель показывает каждый предмет, сопровождая его словами такой цвет, разные. Так, показав детям палочку красного цвета, он поясняет, что у него уже отложен в сторону предмет такого же цвета. Приложив одну палочку красного цвета к другой такой же, воспитатель поясняет, что предметы одинакового цвета, и кладет их вместе.

Таким же образом детям показывается прием группировки объектов синего цвета. После общего объяснения и показа воспитатель выясняет, как каждый ребенок понял задание. Он подзывает к своему столу кого-либо из детей и предлагает взять любую палочку, рассмотреть ее, а также две группы предметов, уже рассортированных, определить, куда надо положить данный предмет. Когда ребенок найдет идентичную по цвету группу и присоединит к ней свой предмет, ему можно предложить взять палочку другого цвета и выполнить задание еще раз.

Воспитатель приглашает к своему столу остальных детей и предлагает им по очереди выполнить задание таким же образом, как это делал первый ребенок. Затрудняющимся ребятам он помогает словесной инструкцией. Может быть также использован прием прикладывания объектов вплотную для установления их тождества или различия.

Дальше в ходе занятия воспитатель раздает малышам индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Дети оперируют с предметами следующих цветовых сочетаний: красный — синий, желтый — зеленый, черный — белый, оранжевый — фиолетовый.

После того как дети рассортируют палочки предложенного цвета, им предоставляется возможность выполнить задание еще 1—2 раза, но уже с новыми сочетаниями более близких цветовых тонов: красный — оранжевый, оранжевый — желтый, желтый — зеленый, зеленый — синий, синий — фиолетовый и т. д.

Если кто-либо из детей будет употреблять слова — названия цвета неправильно, то воспитатель должен поправить ребенка, но требовать от детей обязательного их запоминания и употребления не следует. Так, если ребенок оранжевый цвет называет красным, то воспитатель говорит: «Нет, это не красный, это оранжевый. Такого цвета бывают морковка и апельсины». Пояснение должно быть кратким, не отвлекающим от выполнения задания ни данного ребенка, ни остальных детей.

Занятие длится 10—12 мин, проводится с детьми 1 раз.

Размещение грибков двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета

Цель. Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету соотносить по цвету разнородные предметы.

Материал. 8—10 двухцветных столиков с грибочками. На занятии используются резко различающиеся цветовые сочетания: красный — синий, желтый — зеленый, черный - белый, оранжевый — фиолетовый, а также и более близкие: красный — оранжевый, оранжевый — желтый, желтый — белый, фиолетовый — синий и т. п.

Ход занятия. Воспитатель демонстрирует столик, выкрашенный красным и синим цветом. Показывает и поясняет, что часть столика одного цвета, а другая часть другого цвета. Затем показывает грибки красного и синего цвета и объясняет, что часть столика и некоторые грибки одинакового цвета. Так, «посадив» красный грибок, воспитатель подчеркивает, что грибок «спрятался», его не видно. Далее размещает синий грибок на части столика, окрашенной в синий цвет. («Грибок тоже «спрятался», его не видно».)

Педагог приглашает по очереди к столу детей и предлагает каждому разместить 2 грибочка разного цвета на части столика такого же цвета.

После объяснения и показа воспитатель раздает детям индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Вначале дети размещают грибки резко различных цветовых сочетаний: красный — синий, черный — белый, оранжевый — фиолетовый и т. п.

По мере выполнения детьми первого задания воспитатель пре доставляет им возможность выполнить задание повторно, но уже с более близкими цветовыми сочетаниями: желтый — оранжевый, красный — оранжевый, синий — фиолетовый и т. д.

Занятие проводится с детьми 1 раз в течение 12—15 мин.

Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех

Цель. Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные предметы по цвету.

Материал. Четырехцветные столики с грибочками: 2 двухцветных столика составляются вместе продольными сторонами. 20 грибков 4 цветов перемешиваются произвольно.

Ход занятия. Для выполнения задания дети объединяются по двое. Воспитатель предлагает каждому ребенку «посадить» грибочки двух цветов. Одни и те же столики поворачиваются различными сторонами. Дети по 3—4 раза выполняют задание с разными сочетаниями цвета. Так, составив столик красного и синего цвета со столиком желтого и зеленого цвета, одному ребенку предлагают разместить красные и синие грибки. После того как ребенок разместит материал в соответствии с заданным цветом, воспитатель поворачивает столики на 90° и дает задание отобрать и разместить красные и зеленые грибки. После очередного поворота столиков еще на 90° перед ребенком ставится задача отобрать грибки желтого и зеленого цвета, и, наконец, последний поворот дает ребенку возможность упражняться в группировке и размещении грибков желтого и синего цвета. Второй ребенок в это время выполняет задание с предметами зеленого и желтого, затем желтого и синего, далее синего и красного и в конце красного и зеленого цвета.

При выполнении задания детьми воспитатель вопросами, указаниями помогает им самостоятельно исправить ошибки: «У тебя все грибки правильно «посажены»?», «Посмотри внимательно, что ты сделал неправильно. Не торопись!»

Особое внимание необходимо обратить на способ выполнения задания. Одни дети берут по 1 предмету в том порядке, в котором они предложены, и размещают объекты в соответствии с их цветовой характеристикой. Этот способ более перспективный, но и более сложный, так как в этом случае дети производят многочисленные сравнения, сопоставления объектов между собой.

Другие дети отбирают грибочки одного цвета, размещают их на соответствующей части столика, затем эту же операцию производят с грибочками другого цвета.

Часть детей может выполнять задание как путем отбора всех объектов одного цвета и их размещения, так и путем последовательного сопоставления цвета каждого грибочка с поверхностью столика.

Воспитатель должен следить, чтобы дети не мешали друг другу при пользовании общим материалом и не подавляли своей инициативностью партнера.

Занятие продолжается 10—12 мин и проводится 1 раз.

Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята»

Цель. Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал. Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждую коробку помещают 1 элемент белой и б элементов желтой мозаики. Панель с отверстиями для размещения элементов мозаики.

Ход занятия. Воспитатель начинает занятие с исполнения песенки «Цыплята». (Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.)

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки —

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка.

Выпили водицы —

Полное корытце.

Воспитатель показывает детям белую мозаику и говорит: «Такого цвета у нас будет курочка». Демонстрируя элементы желтой мозаики, поясняет: «Такого цвета у нас будут цыплятки». Воспитатель размещает в отверстии панели 1 элемент белой мозаики и еще раз объясняет, что курочка будет такого цвета.

Затем размещает за курочкой 1 элемент желтой мозаики — цыпленка. Предлагает кому-либо из детей подойти к его столу и найти 1 цыпленка, взять его и разместить на панели позади курочки. Если ребенок выполняет задание неуверенно, то ему помогают и просят найти еще цыплят.

После того как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом» за курочкой, детям раздают индивидуальный материал для самостоятельного выполнения такого же задания. В течение занятия это задание они могут выполнить дважды.

Если кто-либо из детей допускает ошибки при выполнении индивидуального задания, то воспитатель может подсказать: «У тебя все цыплятки одинаковые? Разве такого цвета цыпленок?» И т. п.

Занятие длится 8—10 мин, проводится с детьми 1 раз.

Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки» (попарное размещение цветовых элементов)

Цель. Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал. Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждую коробку отобраны по 10 элементов белой и по 10 элементов красной мозаики. Для усложнения условий выбора в каждую коробку дополнительно кладут 3 зеленых, 2 синих, 3 желтых элемента, которые не потребуются при выполнении задания.

Ход занятия. Воспитатель, показывая детям элемент белой мозаики, говорит, что такого цвета будут домики; показывая элемент красной мозаики, говорит, что такого цвета будут флажки. Затем произвольно размещает на панели домик, а флажок — над домиком.

Приглашает кого-либо из детей подойти к своему столу, найти сначала домик и разместить его на панели, а затем флажок. Воспитатель предлагает другим детям проконтролировать, правильно ли найден тот или иной элемент мозаики.

Затем поочередно приглашает к своему столу остальных детей и предлагает им это же задание. Таким образом воспитатель выясняет, как каждый из них понял задачу.

Педагог раздает индивидуальный материал и следит за правильностью выполнения малышами задания. В ходе работы обращает внимание детей на правильный подбор элементов мозаики по цвету. Размещение флажка (красного элемента мозаики) может быть несколько различным: либо сверху, либо слева сверху, либо справа сверху.

Индивидуальное руководство заключается в наводящих вопросах, обращенных к детям: «У тебя все домики с флажками?»

Отдельные, самые младшие или неподготовленные дети нуждаются в обучении координации движений мелких мышц руки. В этом случае воспитатель берет своей рукой руку ребенка и помогает ему разместить элементы мозаики в отверстиях панели.

Занятие проводится 1 раз продолжительностью 8-10 мин.

Рисование красками на тему «Огоньки ночью»

Цель. Формировать у детей отношение к цвету как к важнейшему свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета (из 4 предложенных). Обучать технике несения мазка способом примакивания, акцентируя момент прикладывания и отрыва кисти.

Материал. Лист черной бумаги размером 21х30 см (альбомный). Для каждого ребенка приготовляется гуашь красного, желтого, синего и зеленого цвета в розетках. Кисточка беличья или колонковая № 8—12.

Ход занятия. Воспитатель напоминает детям о том, что вечером они наблюдали за освещенными окнами домов, видели, как зажигаются огни, затем показывает лист черной бумаги и наносит постепенно по 2 мазка синей, зеленой, красной и желтой краской. Нанеся 2 мазка синего цвета на черный лист, воспитатель объясняет детям что такого цвета огоньки ночью видны плохо. Затем он наносит 2 зеленых мазка и спрашивает детей, хорошо ли видны огоньки такого цвета. Взрослый объясняет, что такого (зеленого) цвета огоньки тоже плохо видны ночью. Наносит 2 мазка красной краской и снова спрашивает детей, хорошо ли видны такого (красного) цвета огоньки. Дети отмечают, что огоньки видны лучше. Наконец, воспитатель наносит 2 мазка желтой краской и говорит что такого цвета огоньки видны лучше всего.

Далее воспитатель раздает детям краску 4 цветов. Предоставив каждому ребенку 4 розетки с красками, воспитатель спрашивает какой краской он будет рисовать огоньки. Дети тщательно рассматривают краски. Существенное значение при выборе краски заданного цвета имеет способ подачи материала: 4 розетки с красками лучше разместить таким образом, чтобы краска заданного цвета не была бы крайней нижней справа.

После того как все дети найдут краску нужного цвета, воспитатель поочередно подходит к каждому, дает ему кисть, вначале сухую и рукой ребенка наносит несколько мазков на своем листе бумаги акцентируя момент прикладывания и отрыва кисти от бумаги.

Затем воспитатель дает малышу лист бумаги, разрешает набрать краску на кисть и начать рисовать огоньки. В процессе работы педагог следит за тем, чтобы ребенок наносил мазки по всей поверхности листа бумаги, не накладывая один мазок на другой. После того как ребенок нанесет достаточное количество мазков (нарисует огоньки), воспитатель забирает его работу и откладывает в сторону, объяснив малышу, что работа должна высохнуть и тогда они все вместе ее посмотрят. По мере выполнения задания дети охотно остаются на своих местах, продолжают рассматривать краски, наблюдают за работой товарищей. Воспитатель забирает у каждого ребенка кисть вместе с работой.

При планомерном обучении по предлагаемой методике на данном занятии присутствуют дети в возрасте от 2 лет 3 мес. и старше. Занятие длится 6—8 мин, проводится 1 раз.

Рисование красками на тему «Листочки деревьев»

Цель. Продолжать обучать детей самостоятельно выбирать заданный цвет из 4 предложеннных. Совершенствовать умение наносить мазки путем примакивания.

Материал. Листы белой бумаги, краски (красная, желтая, зеленая, синяя), кисти, розетки для красок.

Ход занятия. Занятие в основном проходит так же, как и предшествующее. Вначале воспитатель показывает детям веточку с зелеными распустившимися листочками. Он обращает внимание детей на красивый цвет листьев. Далее предлагает рассмотреть краски, находящиеся на столе, и найти краску такого же цвета, как и листочки. Отмечает идентичность оттенков зеленого цвета краски и листьев на веточке. Далее раздает каждому ребенку по 4 розетки с красками 4 цветов и предлагает найти заданный цвет: рассмотреть краски, показать, какой из них ребенок будет рисовать листочки.

После этого поочередно подходит к малышам, дает каждому кисть и предлагает сделать несколько мазков сухой кистью на листе воспитателя.

После предварительного упражнения в сухом примакивании дети по очереди рисуют краской на своих листах бумаги. Воспитатель помогает ребенку указаниями: рисовать по всей поверхности листа, не нанося мазки один на другой. По окончании работы воспитатель собирает рисунки для просушки.

Как правило, дети легко выбирают заданную краску, с радостью рисуют, затруднений на занятии не испытывают.

Рассматривание рисунков производится после того, как все работы высохнут, а дети вернутся с прогулки.

Занятие проводится 1 раз в течение 8—10 мин.

Рисование красками на тему «Апельсин»

Цель. Подводить детей к самостоятельному выбору цвета для передачи особенностей хорошо знакомого предмета. Учить выбирать краску из 3 близких цветов (красный, оранжевый, желтый), рисовать круг одним быстрым движением слева направо, закрашивая его внутри преимущественно круговыми движениями.

Материал. Листы голубой бумаги, краски (оранжевая, красная, желтая), кисти, розетки для красок.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям апельсин, поясняет, что он круглый. Форму апельсина воспитатель подчеркивает круговым движелием руки слева направо. Затем подходит к каждому ребенку и предлагает обвести вокруг апельсина рукой. Обращает внимание на то, чтобы жест был энергичный, смелый, а линия замкнутой.

Далее одним быстрым движением рисует на листе, закрепленном на мольберте, замкнутый круг и закрашивает его круговыми движениями. Нарисовав апельсин, воспитатель сравнивает его с образцом по цвету, форме.

Затем индивидуально обучает детей рисовать замкнутый круг. Подойдя к ребенку, предлагает ему найти краску, которой он будет рисовать апельсин. Предложив малышу сухую кисть, воспитатель обхватывает руку ребенка, в которой он держит кисть, и обводит замкнутый круг 1 или 2 раза.

Только после предварительного обучения педагог разрешает малышу окунуть кисть в краску и нарисовать апельсин. Подождав, пока ребенок закрасит круг внутри, воспитатель забирает работу для просушки.

В конце занятия педагог обращает внимание детей на то, что цвет натурального апельсина и нарисованного одинаковый и что все вместе ребята нарисовали много апельсинов.

Занятие проводится 1 раз, продолжительность его 8—10 мин.

Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки»

Цель. Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать объекты по цвету.

Материал. Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждой коробке отобраны 10 элементов зеленой, 10 — красной, 5 — белой, 5 — желтой, 5 — синей мозаики.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям мозаику, поясняет, что елочки бывают такого (зеленого) цвета, и размещает у себя на панели зеленую мозаику. Затем воспитатель показывает детям элементы красной мозаики, поясняет, что такого цвета бывают грибочки. Вслед за елочкой на панели воспитатель размещает грибочек — элемент красной мозаики. Затем снова берет элемент зеленой мозаики (елочку), размещает его, чередуя по цвету елочки и грибки. Воспитатель повышает эмоциональную активность малышей словами: «Елочки нарядные стали все в рядок, и за каждой елочкой красненький грибок».

После объяснения дети по очереди выполняют задание на столе воспитателя, в чередующемся порядке размещают по 2 элемента зеленой и по 2 элемента красной мозаики.

Затем педагог раздает каждому ребенку коробку с мозаикой для самостоятельной работы.

Дифференцированное руководство осуществляется различными методами в зависимости от степени успешности выполнения детьми задания. При единичных ошибках достаточно вопроса: «У тебя все правильно? Посмотри внимательно!» В других случаях дети могут правильно разместить 2—3 пары элементов, затем начинают ошибаться. «Почему два грибка вместе?» — спрашивает воспитатель, помогая исправить ошибки.

Некоторые дети могут нуждаться в поэлементном диктанте. В таком случае помогает подсказка: «Елочка, грибочек, елочка, грибочек».

Занятие длится 10—12 мин, может проводиться 1—2 раза.

Выкладывание из мозаики на тему «Гуси с гусятами»

Выкладывание из мозаики на тему «Гуси с гусятами»

Цель. Фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов. Учить чередовать объекты по цвету, осуществляя выбор элементов 3 заданных цветов из 5 предложенных.

Материал. Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждой коробке 10 элементов желтой, 10 — белой, 5 — красной, 5 — синей, 5 — зеленой мозаики.

Ход занятия. Показывая детям элементы синей мозаики, воспитатель поясняет, что такого цвета бывает речка. Затем отбирает все элементы синей мозаики, размещает их в левой части панели сверху вниз. Показывает 1 элемент белой мозаики, поясняет, что такого цвета бывает гусь.

Далее демонстрирует элемент желтой мозаики и тоже объясняет, что такого цвета бывает гусенок.

Разместив на панели элементы белой и желтой мозаики поочередно, воспитатель говорит детям: «Гусь пошел и гусенка повел». После этого приглашает к своему столу всех детей поочередно и предлагает им найти по 1 элементу белой и желтой мозаики (гуся с гусенком) и разместить их на панели.

Когда все элементы будут поочередно размещены, воспитатель читает детям четверостишие из стихотворения М. Клоковой «Гуси».

Белые гуси на речку идут,

Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга,

Крикнули гуси: «Га-га-га!»

Затем воспитатель дает каждому ребенку комплект мозаики для самостоятельной работы.

Задание считается успешно выполненным, если ребенок чередует объекты по цвету самостоятельно или с незначительной помощью взрослого. В том случае, если ребенку требуется поэлементный диктант, с ним проводится индивидуальная работа в свободное время.

Занятие проводится 1 раз продолжительностью 10—12 мин.

В самостоятельной деятельности под контролем воспитателя дети используют мозаику восьми цветов.

Рисование красками по замыслу

Цель. Выявить, в какой мере предшествующие занятия сформировали у детей отношение к цвету как к характерному признаку предметов.

Материал. Краски 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого; разноцветные листы бумаги, кисти, розетки.

Ход занятия. Детям показывают краски 8 цветов. Указывая на каждую краску, воспитатель спрашивает, что бывает такого цвета, что можно нарисовать такой краской. Поочередно приглашает малышей к своему столу и спрашивает, что они хотят нарисовать той или иной краской.

Если ребенок затрудняется в ответе, не может спланировать заранее свои действия или выразить словесно задуманное, то ему предлагается любая понравившаяся краска. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку подобрать бумагу соответствующего цвета. Так, если ребенок изъявляет желание рисовать огурчики и берет для этого зеленый лист бумаги, то воспитатель может предложить малышу серый или белый лист бумаги.

С целью развития творчества, выявления индивидуального опыта ребят лучше рассаживать на занятии по одному, чтобы они не подражали друг другу. В ходе занятия воспитатель спрашивает каждого ребенка, что он рисует, больше внимания уделяя тем, кто в начале занятия затруднялся в выборе темы. Если ребенок снова не отвечает, его можно спросить еще раз (после того как он закончит работу), что же он нарисовал.

Далеко не все дети могут заранее сказать, что они будут рисовать. Некоторые из них осмысливают тему только в процессе работы, другие — только после ее окончания.

Занятие продолжается 10—12 мин. Проводится 1 раз. Важно создавать детям условия для самостоятельного рисования в свободное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с организмом человека»

В статье представлены дидактические игры по ознакомлению детей с организмом человека...

Игры по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с предметным миром

Основная  цель игр по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста  с предметным миром– ввести в речь детей названия предметов, их частей, некоторых признаков, свойств и качеств. Д...

Консультация в группе младшего возраста «Дидактическая игра в жизни детей младшего дошкольного возраста»

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное пе...

Дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами цвета.

В младшей группе детского сада (3 - 4 года) при ознакомлении с сенсорнми эталонами цвета используются дидактические игр на группировку и сравнение цветовых объектов, при этом дидактические задачи усло...