памятка для родителей "Маленькие хитрости по развитию связной речи дошкольников"
материал (подготовительная группа)

игры для развития связной речи, которые можно поиграть с ребенком дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

                      Памятка для родителей

«Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников».

  • Занимайтесь с ребенком каждый день.  
  • Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка.
  • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не

торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.

  • Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам, подбадривайте его, если что-то не получается.
  • Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  • Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

Что делать, если вы заняты, а ребенок рядом?

Игры— «превращалки»
Жили-были разные слова. Но, однажды они так веселились, играли, бегали, танцевали, что перепутали свои буквы и слоги. Наведи порядок в словах: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и т. д. 
Замени первый звук в словах, которые я скажу, звуком «Щ» и назови новое слово. 
Был кит, а стал щит, тучка — щучка, река — щека, венок — щенок, мель — щель. 
Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка (коробочка, мешочек и т. д.), в которую мы их будем складывать. 
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?..

Игра в «слово»
Я найду слова везде: 
И на небе, и в воде, 
На полу, на потолке, 
На носу и на руке! 
Вы не слышали такого? 
Не беда! Играем в СЛОВО!
Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все. 
Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Игра «Наши помощники»
Как  одним словом назвать прибор, который варит кофе (кофеварка), режет овощи (овощерезка), мелет кофе (кофемолка), выжимает сок (соковыжималка), чистит картофель (картофелечистка)? 

Игра«Приготовим сок»
Спросите ребенка, какой сок получается из яблок (яблочный), из груш (грушевый), из слив (сливовый), из вишни (вишневый), из моркови, лимонов, апельсинов и т. д. 
И наоборот — из чего получается апельсиновый сок?

Игра «Назови ласково»
Попросить ребенка назвать ласково все предметы на кухне.

Игра «Что где лежит?»
Предложить ребенку рассказать где какие предметы находятся (вверху, внизу, слева, справа, в…., на…., под…, за…, между…, около…. и т.д.)

Игра «Веселый счет»
Предложить малышу посчитать посуду (тарелки, вилки…и т.д.). Например, одна тарелка, две тарелки, три тарелки, четыре тарелки, пять тарелок… и т.д.

Игра «Чего не стало?»
Попросить ребенка внимательно посмотреть, что лежит на столе. Затем малыш закрывает глаза, а взрослый убирает один из предметов.

Игра «Приготовим вкусный обед (салат, суп, кашу, компот)»
Взрослый просит ребенка озвучить его действия (Например: «Что я делаю?», «Ты трешь…, шинкуешь…, отрезаешь…»

Игра «Упражнения с тестом»
Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки).
Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальцев. 
Отпечатывать на тесте пальцы, палочки.
Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой).
Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок.

Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу — обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

Игра “Доскажи словечко”:  взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.

Игра в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:

  • какими словами, красками можно описать время года;
  • расскажи о предмете, какой он( назови как можно больше прилагательных); что он может делать( назови как можно больше глаголов)

Игра “Хорошо-плохо”. Что хорошего в Бабе –Яге, а что плохого? Что хорошего в дождике, а что плохого?

Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

Игра “Найди ошибку в предложении”

 Упражнение 1. Подбери эпитеты и определения к слову. Например: слон – … (большой, серый, толстый, добрый) ; мяч – … (круглый, футбольный, кожаный) ; торт – … (сладкий, фруктовый, шоколадный, вкусный) и т. д. (Ответы родителей) .

Упражнение 2. Узнай по описанию. Например: косолапый, любит мед и малину, спит в берлоге. Кто это? Медведь; ветвистая, высокая, зеленая, колючая. Что это? Ель; старый, кирпичный, двухэтажный. Что это? Дом; грозный, большой, с лохматой гривой. Кто это? Лев.

Упражнение 3. «А если бы… ». Предложить помечтать: «А если бы у меня был ковёр-самолёт… », «А если бы у меня были сапоги-скороходы… », «А если бы у меня была машина времени… », «А если бы у меня была шапка- невидимка… ».

Упражнение 4. Придумай продолжение сказки. Например, как ты думаешь, что было после того, как лиса съела Колобка?

Игра «Один – много» (один стол- много столов, один стул – много…)или (стол – столы, стул - …)

Игра «Назови ласково» (кошка – кошечка, замок –замочек, лавка – лавочка и т.д.)

Игра «Назови детенышей» (у кошки –котенок, у лошади - …)

Игра «Назови родителей» (у котенка мама –кошка, папа –кот, ит.д.)

Игра «Скажи наоборот» (большой – маленький, высокий – низкий, встать –сесть, день – ночь, холодно -…)

Сахар сладкий, а лимон (кислый). Луна видна ночью, а солнце (днем).

Огонь горячий, а лед (холодный). Тополь высокий, а шиповник (низкий). Река широкая, а ручей (узкий).Камень тяжелый, а пух (легкий). Редька горькая, а груша (сладкая).Если суп не горячий, то, значит (холодный).

Если в комнате не светло, то в ней (темно). Если сумка не тяжелая, то она (легкая). Если нож не тупой, то он (острый). И т.д.

Игра «Изменяй слово вместе со мной» (я иду, ты идешь, он идет, мы идем, вы идете, они идут и т.д.)

Игра  «Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

Игра «Угадай-ка». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

Игра «Исправляй-ка». Произнесите слова с «дефектным» произношением и попросите ребенка исправить ошибку.

Игра «Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

Игра «Мы — артисты». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно). Закрепляемый звук произносите чуть дольше обычного.

Игра «Можно или нельзя?». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Памятки по развитию связной речи дошкольников

В статье представлены вниманию педагогов виды рассаказывания по всем возрастным группам...

Памятка для родителей «Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников

Памятка для родителей«Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников1.«Как читать детям»2.Артикуляционная гимнастика:а)Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.б)Уп...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...

памятка для родителей "Развитие связной речи дошкольника 5-6 лет"

Развитие связной речи дошкольника 5-6 летСвязная речь - смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. (А. М. Бородич)Значение связной речи бесценно. Прежде всего,...

Памятка для родителей «Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников». Для детей дошкольного возраста 4-5 лет

Памятка для родителей«Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников». Для детей дошкольного возраста 4-5 лет...

Памятка для родителей «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Памятка для родителей «Использование  мнемотехники в развитии  связной речи дошкольников»...