"Ступеньки" Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

Петрова Татьяна Сергеевна

Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interesno_li_vam_znat.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по развитию

познавательных процессов у детей старшего

дошкольного возраста.

Уважаемый родитель, я приглашаю Вас

взяв за руку своего малыша,

вместе подняться по этим

волшебным ступенькам вверх.

Ступенька 4

Совершенствование мелкомоторных навыков

 

                 Ступенька 3

                 Развитие памяти

                                       Ступенька 2

                                       Развитие мышления и речи

                                                            Ступенька 1

                                                            Развитие внимания

Не забудьте прихватить с собой: игру

(ведь Ваш ребенок пока еще дошкольник, а мы с Вами

знаем, что развитие ребенка-дошкольника лучше всего

происходит в игровой форме), хорошее настроение, а самое главное радость от общения со своим «чадом»!!!

Педагог-психолог МБДОУ «Д/с КВ №16» Петрова Т.С.

Ступенька 1

ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ВНИМАНИЕ РАЗВИВАТЬ??

    Можно:

● Развивать слуховое внимание через упражнения,  игры  на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.

● Часто менять формы деятельности. На уроках в школе от детей потребуется быстрое

переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.

● Использовать в совместной деятельности

элементы игры.

● Приучать детей проговаривать инструкцию

игры несколько раз. Использовать дидактические игры с четко выраженными правилами.

● Почаще наблюдать с детьми и обсуждать

услышанное и увиденное.

● Способствовать формированию у ребенка

навыка сознательно направлять внимание

на определенные предметы и явления.

● Способствовать  формированию  у   ребенка навыка управлять вниманием в соответствии с целью.  Регулярно  включать  в   деятельность детей выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.

● Тренировать детей в пересказе рассказов,

сказок по схематическому плану, составленному вами.

● Учить детей сосредотачиваться на определенной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону. Включайте во взаимодействие с детьми игры и упражнения, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.

● Создавать средства — стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.

● Для развития внимания использовать игры

с правилами и игры-драматизации.

● Предлагать детям:

– повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;

– неоконченные фразы, которые нужно закончить;

– вопросы, на которые необходимо ответить,

поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.

● Предлагать сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.

Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию внимания:

● «Да и нет не говорите. Белого и черного не

носите». (Взрослый задает ребенку вопросы.

Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не

говорить «да» и «нет».)

● Игры — головоломки.

● Загадки.

● «Найди отличия».

● «Найди два одинаковых предмета».

●«Будь внимателен» (выполнение гимнастических  упражнений по  словесной  команде).

● «Волшебное слово » (взрослый показывает

упражнения,  а ребенок  их  повторяет только

 в том случае, если взрослый говорит:

«Пожалуйста!»).

● «Где что было» (ребенок запоминает пред-

меты, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).

● «Назови, что ты видишь» (ребенок за одну

минуту   должен  назвать  как  можно больше

предметов, находящихся в комнате).

● Игра «Карлики и великаны» (ребенок дол-

жен слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия).

● Упражнение: в газете, в старой книге на

одной из страниц зачеркивать карандашом

все буквы «а», стараясь не про пускать их

(задание постепенно можно усложнить, по-

просив ребенка зачеркнуть все буквы «а»,

обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть

все буквы «о»).

Ступенька 2

ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ РАЗВИВАТЬ???

Можно

● В первую очередь через дидактические игры и упражнения развивать умение:

– составлять группу из отдельных предметов;

– выделять предметы по назначению, по характерным признакам;

– классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению;

– понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов;

– сравнивать предметы;

– соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

– делать самостоятельные выводы;

– отвечать на вопросы, делать умозаключения;

– устанавливать причинно-следственные связи.

● Чаще использовать задания на:

– сравнение пары предметов или явлений — нахождение сходства и различия между ними;

– нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

– складывание целого из частей (разрезные картинки);

– последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;

– осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

– задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.

● Способствовать познанию свойств различных

материалов, их функционального потенциала,

созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).

● Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

● Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение.

● Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

● Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме.

● Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.

● Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях,

накапливать у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.

Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию мышления:

● «Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий).

● «Оканчивание слов» (учить заканчивать слово по начальному слогу).

● «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).

● «Творческий подход» (ребенку показывают

предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).

● «Антонимы» (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый - легкий», «сильный-слабый», «легкий-тяжелый и др.).

● «Уникуб», «Лото», «Домино», пазлы, конструкторы.

● Загадки.

Ступенька 3

ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ПАМЯТЬ РАЗВИВАТЬ???

Можно:

● Развивать у ребенка умения:

– произвольно вызывать необходимые воспоминания;

– вспоминать последовательность событий;

– использовать при запоминании мнемотехнические приемы;

– использовать образ как средство развития произвольной памяти;

– повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

● Для улучшения процесса памяти воспитывать у детей приемы осмысленного запоминания и

припоминания, умения:

– анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы

и явления между собой, находить в них сходства и различия;

– осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;

– классифицировать предметы и явления на

основе обобщения;

– устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.

● Способствовать овладению умением для запоминания использовать вспомогательные средства — сочетать словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь. Используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зритель ной памятью).

Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию памяти:

● «Запомни предметы» (учить ребенка запоминать и воспроизводить информацию).

● «Детектив» (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок дол жен назвать картинки, которые запомнил).

● «Пирамида» (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.).

● «Что ты видел в отпуске?» (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях).

● «Следопыт» (взрослый показывает ребенку

игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в

комнате; ребенок отворачивается; взрослый

прячет игрушку; ребенок должен ее найти).

● «Что ты ел на обед?» (ребенок должен перечислить все, что ел на обед).

● «Одежда» (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).

● «Нарисуй такой же» (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет).

● «Я положил в мешок» (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).

● «Короткий рассказ» (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести

его).

● «Башня» (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоя щей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать).

● «Фигурка из палочек» (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).

Ступенька 4

НАСТАЛО ВРЕМЯ НАМ, ДРУЗЬЯ, УЗНАТЬ, КАК НУЖНО

МЕЛКОМОТОРНЫЙ НАВЫК РАЗВИВАТЬ!!!

Для этого можно работать в 2-х направлениях.

1. Развивать непосредственно мускулатуру руки, для этого можно:

– катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;

–   разминать пальцами пластилин;

–   запускать пальцами мелкие волчки;

– сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок — бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался);

– делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может про-

сунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;

– двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);

– показывать отдельно только один палец — указательный, затем два — указательный и средний, далее три, четыре и пять; показывать только один большой палец отдельно;

– барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

– махать в воздухе только пальцами;

– кистями рук делать «фонарики»;

– хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;

– собирать все пальчики в щепотку (пальчики

собрались вместе — разбежались);

– нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;

– наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);

  – завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;

– застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.

Полезны такие виды деятельности, как изобразительная, конструктивная.

2. Формировать графический навык, для этого можно:

–   рисовать по точкам;

– рисовать в тетрадях в крупную клетку (рисунки по клеточкам);

– штриховать разными способами;

– обводить контуры фигур.

При составлении рекомендаций использованы материалы: Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб.: Валери СПД, 2002; Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5–7 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Психокоррекционный   комплекс   состоит  из   2 этапов:  установочный  блок  и  коррекционно-развивающий  блок.Цель установочного блока – снятие тревожност...

Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияФормирование адаптационных...

Консультация для родителей «Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста»

Краткий теоритеческий материал для родителей о формировании фонематических процессов дошкольников и подборка игр для их развития....

Физкультурное занятие в ДОУ для детей старшегодошкольного возраста с элементами степ-аэробики.

В статье описывается здоровьезберегающая технология-"степ-аэробика", как один из видов организации физкультурных занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартно...

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ

В современном мире, в его быстроразвивающихся событиях не всегда уделяется особое внимание развитию детского  творчества. Это может быть связанно с тем, что родителям проще дать ребенку в руки га...

Консультация для родителей "Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"

quot;Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста имеет характерные, присущие только данному периоду, особенности...

Картотека релаксационных игр и упражнений по психогимнастике для детей старшегодошкольного возраста

Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной ...