"Ступеньки" Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)
Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interesno_li_vam_znat.docx | 29.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по развитию
познавательных процессов у детей старшего
дошкольного возраста.
Уважаемый родитель, я приглашаю Вас
взяв за руку своего малыша,
вместе подняться по этим
волшебным ступенькам вверх.
Ступенька 4
Совершенствование мелкомоторных навыков
Ступенька 3
Развитие памяти
Ступенька 2
Развитие мышления и речи
Ступенька 1
Развитие внимания
Не забудьте прихватить с собой: игру
(ведь Ваш ребенок пока еще дошкольник, а мы с Вами
знаем, что развитие ребенка-дошкольника лучше всего
происходит в игровой форме), хорошее настроение, а самое главное радость от общения со своим «чадом»!!!
Педагог-психолог МБДОУ «Д/с КВ №16» Петрова Т.С.
Ступенька 1
ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ВНИМАНИЕ РАЗВИВАТЬ??
Можно:
● Развивать слуховое внимание через упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.
● Часто менять формы деятельности. На уроках в школе от детей потребуется быстрое
переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.
● Использовать в совместной деятельности
элементы игры.
● Приучать детей проговаривать инструкцию
игры несколько раз. Использовать дидактические игры с четко выраженными правилами.
● Почаще наблюдать с детьми и обсуждать
услышанное и увиденное.
● Способствовать формированию у ребенка
навыка сознательно направлять внимание
на определенные предметы и явления.
● Способствовать формированию у ребенка навыка управлять вниманием в соответствии с целью. Регулярно включать в деятельность детей выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.
● Тренировать детей в пересказе рассказов,
сказок по схематическому плану, составленному вами.
● Учить детей сосредотачиваться на определенной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону. Включайте во взаимодействие с детьми игры и упражнения, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.
● Создавать средства — стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
● Для развития внимания использовать игры
с правилами и игры-драматизации.
● Предлагать детям:
– повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;
– неоконченные фразы, которые нужно закончить;
– вопросы, на которые необходимо ответить,
поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.
● Предлагать сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию внимания:
● «Да и нет не говорите. Белого и черного не
носите». (Взрослый задает ребенку вопросы.
Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не
говорить «да» и «нет».)
● Игры — головоломки.
● Загадки.
● «Найди отличия».
● «Найди два одинаковых предмета».
●«Будь внимателен» (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).
● «Волшебное слово » (взрослый показывает
упражнения, а ребенок их повторяет только
в том случае, если взрослый говорит:
«Пожалуйста!»).
● «Где что было» (ребенок запоминает пред-
меты, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).
● «Назови, что ты видишь» (ребенок за одну
минуту должен назвать как можно больше
предметов, находящихся в комнате).
● Игра «Карлики и великаны» (ребенок дол-
жен слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия).
● Упражнение: в газете, в старой книге на
одной из страниц зачеркивать карандашом
все буквы «а», стараясь не про пускать их
(задание постепенно можно усложнить, по-
просив ребенка зачеркнуть все буквы «а»,
обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть
все буквы «о»).
Ступенька 2
ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ РАЗВИВАТЬ???
Можно
● В первую очередь через дидактические игры и упражнения развивать умение:
– составлять группу из отдельных предметов;
– выделять предметы по назначению, по характерным признакам;
– классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению;
– понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов;
– сравнивать предметы;
– соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
– делать самостоятельные выводы;
– отвечать на вопросы, делать умозаключения;
– устанавливать причинно-следственные связи.
● Чаще использовать задания на:
– сравнение пары предметов или явлений — нахождение сходства и различия между ними;
– нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;
– складывание целого из частей (разрезные картинки);
– последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
– осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
– задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.
● Способствовать познанию свойств различных
материалов, их функционального потенциала,
созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).
● Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
● Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение.
● Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
● Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме.
● Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.
● Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях,
накапливать у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.
Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию мышления:
● «Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий).
● «Оканчивание слов» (учить заканчивать слово по начальному слогу).
● «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
● «Творческий подход» (ребенку показывают
предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).
● «Антонимы» (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый - легкий», «сильный-слабый», «легкий-тяжелый и др.).
● «Уникуб», «Лото», «Домино», пазлы, конструкторы.
● Загадки.
Ступенька 3
ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ПАМЯТЬ РАЗВИВАТЬ???
Можно:
● Развивать у ребенка умения:
– произвольно вызывать необходимые воспоминания;
– вспоминать последовательность событий;
– использовать при запоминании мнемотехнические приемы;
– использовать образ как средство развития произвольной памяти;
– повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
● Для улучшения процесса памяти воспитывать у детей приемы осмысленного запоминания и
припоминания, умения:
– анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы
и явления между собой, находить в них сходства и различия;
– осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;
– классифицировать предметы и явления на
основе обобщения;
– устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.
● Способствовать овладению умением для запоминания использовать вспомогательные средства — сочетать словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь. Используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зритель ной памятью).
Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию памяти:
● «Запомни предметы» (учить ребенка запоминать и воспроизводить информацию).
● «Детектив» (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок дол жен назвать картинки, которые запомнил).
● «Пирамида» (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.).
● «Что ты видел в отпуске?» (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях).
● «Следопыт» (взрослый показывает ребенку
игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в
комнате; ребенок отворачивается; взрослый
прячет игрушку; ребенок должен ее найти).
● «Что ты ел на обед?» (ребенок должен перечислить все, что ел на обед).
● «Одежда» (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).
● «Нарисуй такой же» (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет).
● «Я положил в мешок» (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).
● «Короткий рассказ» (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести
его).
● «Башня» (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоя щей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать).
● «Фигурка из палочек» (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).
Ступенька 4
НАСТАЛО ВРЕМЯ НАМ, ДРУЗЬЯ, УЗНАТЬ, КАК НУЖНО
МЕЛКОМОТОРНЫЙ НАВЫК РАЗВИВАТЬ!!!
Для этого можно работать в 2-х направлениях.
1. Развивать непосредственно мускулатуру руки, для этого можно:
– катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;
– разминать пальцами пластилин;
– запускать пальцами мелкие волчки;
– сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок — бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался);
– делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может про-
сунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
– двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);
– показывать отдельно только один палец — указательный, затем два — указательный и средний, далее три, четыре и пять; показывать только один большой палец отдельно;
– барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
– махать в воздухе только пальцами;
– кистями рук делать «фонарики»;
– хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
– собирать все пальчики в щепотку (пальчики
собрались вместе — разбежались);
– нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;
– наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
– завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;
– застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.
Полезны такие виды деятельности, как изобразительная, конструктивная.
2. Формировать графический навык, для этого можно:
– рисовать по точкам;
– рисовать в тетрадях в крупную клетку (рисунки по клеточкам);
– штриховать разными способами;
– обводить контуры фигур.
При составлении рекомендаций использованы материалы: Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб.: Валери СПД, 2002; Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5–7 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Психокоррекционный комплекс состоит из 2 этапов: установочный блок и коррекционно-развивающий блок.Цель установочного блока – снятие тревожност...
Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияФормирование адаптационных...
Консультация для родителей «Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста»
Краткий теоритеческий материал для родителей о формировании фонематических процессов дошкольников и подборка игр для их развития....
Физкультурное занятие в ДОУ для детей старшегодошкольного возраста с элементами степ-аэробики.
В статье описывается здоровьезберегающая технология-"степ-аэробика", как один из видов организации физкультурных занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартно...
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ
В современном мире, в его быстроразвивающихся событиях не всегда уделяется особое внимание развитию детского творчества. Это может быть связанно с тем, что родителям проще дать ребенку в руки га...
Консультация для родителей "Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"
quot;Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста имеет характерные, присущие только данному периоду, особенности...
Картотека релаксационных игр и упражнений по психогимнастике для детей старшегодошкольного возраста
Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной ...