Консультация для родителей «Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста»
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Краткий теоритеческий материал для родителей о формировании фонематических процессов дошкольников и подборка игр для их развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonem._protsessy.docx | 32.49 КБ |
fonematicheskie.pptx | 74.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительский клуб по теме:
«Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста»
Подготовили учителя-логопеды:
Корсакова Т.Г.
Салтовская Э.П.
Как помочь ребенку быть успешным в школе? Как избежать орфографических ошибок на письме в будущем? Что является основой орфографической грамотности у дошкольника?
Большинство родителей полагают, что достаточно как можно раньше выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но не всегда так получается, и ребенок может столкнуться при обучении с большими трудностями. Одной из причин этого явления может быть нарушение фонематической системы, которая является основой устной и письменной речи.
Цель: расширение представлений родительской аудитории о формировании фонематических процессов у детей в игровой деятельности.
Задачи:
- познакомить родителей с теорией по данной теме;
- формировать понимание важности развития у детей фонематических процессов;
- познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
Фонематические процессы делятся на три этапа развития:
- Фонематический слух.
- Фонематическое восприятие.
- Фонематический анализ и синтез.
Фонема, в переводе с греческого «звук», то есть мы сегодня поговорим о формировании звуковых процессов.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.
При благополучном речевом развитии, формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам.
Стадии развития фонематического слуха:
- первая - формирование способности различать неречевые звуки;
- вторая – различать речевые звуки (различать голос мамы, папы).
При хорошем речевом развитии и высоком уровне сформированности фонематического слуха дети начинают достаточно рано слышать ошибки в чужой речи, а затем и в собственной. У детей развивается:
- способность узнавать звуки родного языка, различать их на уровне слова (ребёнок уже по картинкам может показать, где мишка, а где мышка);
- способность различать слова, похожие по фонетическому составу (сосна, насос).
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Если фонематический слух развивается самостоятельно, то фонематическое восприятие формируется только в процессе обучения и только при наличии хорошо сформированного и развитого фонематического слуха.
Ступени формирования фонематического восприятия вы видите на слайде.
Ступени формирования фонематического восприятия, которые развиваются в процессе обучения:
- первая – уметь узнавать звук в слове;
- вторая – выделять первый и последний звук в слове;
- третья – определять место звука в слове по отношению к другим звукам.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, и основой легкости овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения письма и чтения.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ так же формируется только в процессе обучения.
Анализ включает в себя:
- определение порядка звуков в слове;
- выделение основных качественных характеристик звуков (гласный-согласный, мягкий – твёрдый, звонкий - глухой).
Синтез:
- способность соединять части в целое (с, к, о – сок).
Фонематические процессы формируются поэтапно.
Этапы работы и подборка игр по формированию фонематического восприятия:
I этап – узнавание неречевых звуков.
- Игра « Что звучало?»
На столе несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой, и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).
- Игра «Угадай, что я делаю?»
Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т. д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т. д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом – ребёнок.
- Игра « Кто кричал?»
На столе стоят 3-4 игрушки домашних животных. Взрослый подражает крику каждого животного поочерёдно. Просит ребёнка закрыть глаза. Издаёт крик одного из животного. Просит открыть глаза и назвать (показать) того кто кричал.
- Игра «Похлопаем»
Ребенок повторяет ритмический рисунок из 2 (3-х) хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
- Игра «Узнай по голосу»
В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, «АУ». Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.
- Игра «Эхо»
Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: «ав – ав», корова мычит: «мууу», кот мяукает: «мяу» и т. д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.
- Игра «Скажи, как я»
Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.
- Игра «Светофор»
У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.
- Игра «Хлопни – топни»
Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:
- дом – ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка;
- Таня – Ваня карета – нота жар – пар карта – книга палка – галка.
- Игра «Исправь ошибку»
Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.
Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села.
Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).
Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.
- Игра «Какое слово не подходит?»
Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:
- Грач – грач – врач – грач
- Ласточка – ласточка – точка – ласточка
- Дрозд – дрозд – хвост – дрозд
- Скворец – скворец – дворец – скворец
- Шар – жар – веник – пар
IV этап - дифференциация слогов.
- Игра «Сигнальщик»
Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т. д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т. д.
- Игра «Повторюшки»
- Смена ударного слова : та - та - тА тА – та – та та – тА – та
- С общим согласным и разными гласными: да-да-до вы-ва-ву
- С общим гласным и разными согласными: та-ка па-ма
- С парными звонкими-глухими согласными сначала 2, затем 3 слога: па-ба та-да па-па-ба
- С парными твёрдыми – мягкими согласными: па-пё ма-мя ту-тю.
- Игра «Простукай (прохлопай) слово»
Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что
слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т. д.
Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.
V этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
- Игра «Поймай звук»
Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т. д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т. д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).
- Игра «Отгадай, кто это?»
Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т. д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.
- Игра «Повторялки»
Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т. д.
- Игра «Отвечай – не торопясь»
Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.
Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас. Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …) Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …) Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…) Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.) Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)
- Игра «Исправь Незнайкины ошибки»
Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.
- Коса прыгнула через забор.
- Колова даёт вкусное молоко.
- Рошадь жуёт сочную траву.
- Кочка ловит мышку.
- Собаха сторожит дом.
Предложенные речевые игры закладывают фундамент для развития фонематических процессов, формирование которых предупреждает различные ошибки на письме и чтении, а так же развивают познавательные процессы (мышление, память, внимание).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: фонематический слух; фонематическое восприятие; ф онематический анализ и синтез.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Стадии развития фонематического слуха: первая - формирование способности различать неречевые звуки; вторая – различать речевые звуки.
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. С тупени формирования фонематического восприятия: первая – уметь узнавать звук в слове; вторая – выделять первый и последний звук в слове; третья – определять место звука в слове по отношению к другим звукам.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ – операция мысленного расчленения на составные элементы ( фонемы - звуки) различных звукокомплексов : сочетаний звуков; с логов; слов. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ – операция мысленного составления (объединения) элементов ( фонем - звуков) в различные звукокомплексы : сочетаний звуков; слогов; слов.
Этапы работы по формированию фонематического восприятия: I этап – узнавание неречевых звуков; II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу; IV этап – дифференциация слогов; V этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей....
консультация для педагогов Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...
Семинар для педагогов "Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста"
Фонематические процессы включают в себя: - фонематический слух; - фонематическое восприятие; - фонемный анализ....
Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей "Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"
quot;Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста имеет характерные, присущие только данному периоду, особенности...
Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста».
В статье рассматриваются возрастные закономерности развития фонематических процессов у детей, определяется специфика коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими недоразвитие фонематическ...