Готовность к школе
статья (старшая, подготовительная группа)
Материалы содержат информацию теоретического и практического характера, направлены на повышение уровня готовности детей к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 91.67 КБ |
![]() | 13.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель – Зонова Е.Г.,
педагог-психолог МАДОУ ЦРР –
детский сад, ул. Нефтяников
ИГРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Уважаемые родители!
Представленные здесь игры помогут вашим детям в занимательной форме подготовиться к школе: развить внимание, память, речь, мышление, воображение. Пожалуйста, играйте с детьми каждый день в 2 -3 игры. Не сердитесь на ребенка в случае затруднений, а помогайте ему, и обязательно хвалите, если у него все получается.
«Я знаю пять названий...»
Взрослый начинает: «Я знаю пять названий фруктов (овощей, цветов, деревьев, предметов мебели, посуды и т. д.)». Далее ребенок называет пять любых фруктов (овощей и т. д.), а взрослый считает их (яблоко - раз, груша - два...). Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
«Назови одним словом».
Взрослый говорит: «Тарелка, кружка, чайник, сахарница - это...», ребенок находит обобщающее слово (посуда).
«Лишнее слово»
Прочитав слова (рассмотрев набор картинок), ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово — лишнее? Почему?»
ТАРЕЛКА, ЧАШКА, СТОЛ, ЧАЙНИК.
БЕРЕЗА, ОСИНА, СОСНА, ДУБ.
ДИВАН, СТОЛ, КРЕСЛО, ДЕРЕВО.
КАРАНДАШ, КУКЛА, МЕЛ, ПЕНАЛ.
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ТАЙФУН, ГОРА, СМЕРЧ.
КРУГ, ТРЕУГОЛЬНИК, ПРЯМОУГОЛЬНИК, КВАДРАТ.
«Что может быть красным (тяжелым, круглым, мягким, деревянным и т. д.)?». Например, красным может быть яблоко, солнце (на закате), цветок, нос (когда замерзнешь) и т. д..
«Что может идти?» (свистеть, блестеть, греть и т. д.?) Например, идти может человек, дождь, снег, время и т. д..
«Что может делать солнце (кошка, ветер, машина и т. д.?)».
Например, солнце может светить, сиять, греть, обжигать, сушить, палить.
«Кем был?» Кем (чем) был раньше:
-Цыпленок (яйцом); -Лошадь (жеребенком); -Дуб (желудем); -Рыба (икринкой); -Бабочка (гусеницей); -Хлеб (мукой); -Шкаф (доской); -Дом (кирпичом) и т. д.
«Сочини предложение»
Взрослый предлагает два слова, ребенок придумывает предложение с этими словами. Далее ребенок и взрослый могут поменяться ролями. Если ребенок легко справляется с этим заданием, можно предложить три слова для составления предложений.
«Назови причину и следствие»
Объясните ребенку, что у всего, что происходит, у любого явления есть причина, то есть ответ на вопрос: «Почему так бывает?» Приведите пример: лед — появляется, когда очень холодно и замерзает вода.
Попросите ребенка назвать причину явлений:
наводнение (пример ответа: таяние снега, разлив реки); гололёд, почки распустились, птицы запели и т. д.; двойка, живот болит, мама сердится, пылесос работает и т.д.
«Подбери следующее»
Попросите ребенка (соответственно его возрасту) подобрать слово, которое должно следовать за предложенным: ПЕРВЫЙ – МЕТЕЛЬ -ЯНВАРЬ – ЗИМА – ИЮЛЬ – ПОЧКА - ЦЫПЛЕНОК – ЛЕТО – ДОЖДЬ –ЗАВТРАК - СЕДЬМОЙ
Если решение позволяет предложить несколько ответов (например, за словом «первый» может следовать слово «второй», а может десятый»), подробно обсудите их все, а потом выберите вместе с ребенком наиболее точный.
«Найди сходство и различия»
Ребенку для анализа предлагаются пары предметов (картинок, слов), в которых он должен отметить общее и разное.
Например: соловей—воробей, лето—зима, стул—диван, берёза—ель, самолет—автомобиль, заяц—кролик, очки—бинокль, девочка—мальчик.
«Закончи предложение»
Ребенку предлагается список незаконченных предложений.
Инструкция: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».
У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень).
У сапога всегда есть... (шнурки,подошва, молния, пряжка).
У платья всегда есть... (подол,карманы, рукава, пуговицы).
У картины всегда есть... (художник, рама, подпись).
В младшем возрасте это упражнение, естественно, следует выполнять, стоя перед конкретным деревом или картиной, разглядывая и щупая конкретное платье (кастрюлю, куклу, ананас).
"На что это похоже"?
Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.
"Составление заданной фигуры из определенного количества палочек".
Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
"Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата".
"Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника".
"Составить два разных квадрата из 7 палочек".
"В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника".
"В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата".
"Составь фигуру".
Это упражнение, так же, как и предыдущее, направлено на развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана.
а) "На каждой полоске отметь крестиком (х) две такие части, из которых можно составить круг".
"Найди закономерность".
Упражнение направлено на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.
Инструкция: "Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности".
"Светофор"
"Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков".
Источник: Гаврина С.Е., Кутявшина Н.Л. Тетрадь с заданиями для развития детей, г. Киров, 2014
Предварительный просмотр:
Составитель – Зонова Е.Г.,
педагог-психолог МАДОУ ЦРР –
детский сад, ул. Нефтяников
Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе
1. Подготовка к школе должна быть разносторонней.
Занятия по подготовке к школе должны включать задания, упражнения, игры на развитие физических и интеллектуальных способностей, эмоционально – волевых качеств (понимание ребенком важности обучения; наличие интереса к учению и получению новых знаний; способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа; усидчивость) и социально – психологической компетентности (ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми, в общении не должно проявляться агрессии; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых; ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо; ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, признавать свои ошибки, если таковые имеются). Заострение внимания только на чем-то одном, например, на интеллектуальном развитии, не даст должного результата.
2. Сделайте занятия с ребенком интересными для него. Помните, Ваш ребенок еще дошкольник, ему больше нравится играть, чем «заниматься». Если ребенку интересно, он будет заниматься прилежнее. Интерес – лучшая мотивация, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
3. Повторяйте упражнения.
Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позже или предложите ребенку более легкий вариант задания.
4. Не проявляйте излишнюю тревогу по поводу недостаточных успехов и медленного продвижения вперед.
Впереди целый год – этого времени вполне достаточно, чтобы подготовить ребенка к школе. Помните, дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями и способностями к познанию.
5. Будьте терпеливы.
Не спешите, не давайте ребенку задания, выходящие за пределы его возможностей.
6. В занятиях с ребенком нужна мера.
Не превращайте «последний» год детства в мини-школу. Не заставляйте ребенка выполнять упражнение, если он устал, постоянно вертится, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени. Тем не менее, не забывайте о том, что лучшие занятия – это занятия систематические.
7. Развивайте в ребенке навыки общения.
Научите ребенка сотрудничать и дружить с другими людьми, делить с ними успехи и неудачи – все это пригодится ему в школе не меньше, чем хорошая память и внимание.
Помните: вы для своего ребенка - самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его; терпеливо, день за днем, помогайте ему преодолевать ошибки!
УСПЕХОВ ВАМ И - БОЛЬШЕ ВЕРЫ В СЕБЯ И ВОЗМОЖНОСТИ СВОЕГО РЕБЕНКА!
Интернет-источник: www.psychologia-prosto.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/11/picture-935639-1499767251.jpg)
Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"
Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/15/picture-1217128-1581771009.jpg)
статья (подготовительная группа) на тему:"Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/06/picture-1160644-1567788500.png)
Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/30/picture-1397820-1648654795.jpg)
Готовность к школе детей, готовность к школе родителей
Готовность к школе детей, готовность к школе родителей...