Конспект активного занятия с родителями в младшей группе по программе «Социокультурные истоки» Тема: «Имя моего ребенка»
план-конспект занятия
Конспект активного занятия с родителями в младшей группе по программе «Социокультурные истоки»
Тема: «Имя моего ребенка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_imya_moego_rebenka.docx | 520.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД Золушка»
Конспект активного занятия с родителями в младшей группе по программе «Социокультурные истоки»
Тема: «Имя моего ребенка»
Автор
воспитатель:
Умарова И.И.
Когалым 2019г.
Занятие проводится на основе книги 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» (часть первая)
Задачи:
- Познакомить с программой «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте».
- Воспитать у родителей уважительное отношение к традиции имянаречения.
Материал: книга 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» (часть первая)
Присоединительный этап:
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада Вас видеть на нашей встрече. Теодор Рузвельт говорил: «Воспитать человека интеллектуально,не воспитав его нравственно, —значит вырастить угрозу для общества». Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Работать в этом направлении с вашими детьми нам помогает программа «Истоки и воспитание на социокультурном опыте», книга для развития детей 3-4 лет Основная цель программы – приобщение детей, их родителей, педагогов к непреходящим духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества и формирование на их базе стержневой основы личности. По насыщенности духовно-нравственными и этическими категориями программа «Социокультурные истоки» не имеет аналогов в современном образовании.
Авторы программы - профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук, главный редактор Издательского дома «Истоки» И.А. Кузьмин и доктор исторических наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук, профессор Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкин. Самое главное, и на это нацелена наша программа «Истоки», в период младшего и старшего дошкольного возраста в ребенке закладываются основные базовые нравственные и духовные ценности. Возраст дошкольного детства признан специалистами сенситивным для духовно-нравственного воспитания: для формирования нравственных чувств, нравственной позиции, нравственного облика и поведения. Ребенок доверяет и верит взрослым буквально на слово. Здесь его не приходится убеждать, что черное - это черное, а белое - это белое. Маленький ребенок любит окружающих его взрослых, доверяет им. Он верит тому, что ему говорят его мама и папа, бабушка и дедушка, воспитатель в детском саду. Ребенок мыслит не логическими категориями, а категориями любви, добра и веры. Он абсолютно открыт миру и легко впитывает ту систему ценностей, которая свойственна его ближайшему окружению. Поэтому в нашей программе мы уделяем большое внимание таким нравственным категориям, как Добро, Любовь, Милосердие, Надежда, Мудрость, Родной очаг, Родные просторы, Труд земной и Труд души... Воспитание ребенка в «Истоках» мы начинаем с мира его ближайшего окружения, которым является семья и группа детского сада. Если в этом возрасте мы успеваем сформировать основные базовые качества – доброту, любовь, милосердие, терпение, сострадание, уважение к старшим, то он с этим багажом будем жить всю оставшуюся жизнь.
Еще период младшего дошкольного возраста - с 2, 5 до 4, 5 - называется в психологии периодом накопления добра. В этот период ребенок активно усваивает понятия доброго слова, доброй книги, доброго мира. Он начинает понимать, что добрым мир становится тогда, когда мы сами проявляем к нему свое доброе отношение. В пять лет ребенок уже начинает открывать внутренний мир других людей. К семи годам душа ребенка начинает переполняться другими чувствами и эмоциями, другими, уже школьными интересами. Поэтому очень важно нам вместе с родителями успешно и усердно поработать в этот уникальный период накопления добра, успеть заложить в ребенке все самое светлое, лучшее, доброе.
«Доброе слово», которая является первой из комплекта книг в программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования. Работа по данной книге поможет взрослым и детям освоить и осмыслить социокультурную категорию «Слово». Вторая книга «Добрый мир» помогает нам с детьми освоить и осмыслить социокультурную категорию «Образ». И завершающей из этого комплекта является книга «Добрая книга», которая поможет освоить и глубоко осмыслить социокультурную категорию «Добрая книга».
Сейчас мы остановимся на изучении первой книги «Доброе слово». Через слово ребенок начал открывать и постигать удивительный мир Добра и Света. Первое слово, которое на всю жизнь вы подарили ребенку – его имя. Имя – это как свет от образа человека.
В семье ребенок слышит ласковое, доброе слово, он сам учится его произносить, а так же понимать неразрывную связь слова и вызвавшего его чувства. Ласковое слово, соединяясь с мелодией, рождает ласковую песню. Первая песня, которую поет мама – колыбельная.
Уже в трехлетнем возрасте ребенок способен почувствовать, что песня может быть частью праздника, выражением общей радости. Приход гостей, чтение стихов и пение песен, веселый хоровод вместе с родителями, красивые и вкусные подарки создают ту атмосферу, которая помнится все последующие годы.
Чтобы из младенца вырос добрый плод, нужно с измальства приучать ребенка к добру и укреплять в добре. Особо ценится доброе слово. И как важно научить детей уметь слушать доброе слово и вовремя его произносить!
Родители рассматривают книги. Воспитатель предлагает сесть на стулья, стоящие полукругом.
Воспитатель: Вот и книга «Доброе слово» направлена на приучение ребенка к добру и укрепление его в добре, которое происходит через доброе слово и доброе дело.
Основной этап
Рассказ воспитателя об отечественных традициях имянаречения.
Воспитатель: Сегодня я хочу поговорить с вами о традициях имянаречения. Американский писатель Дейл Корнеги говорил: «Имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке».
В России существовал целый ряд традиций, связанных с имянаречением.
Имя выбирали по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или дня в три по крещении.
Таким образом, чаще всего ребенка называли в честь святого, память которого приходилась на день рождения или день наречения имени, а также день крещения, потому что, христиане верят, что святые принимают живое участие в их судьбе: радуются, если они ведут богоугодную жизнь, скорбят при виде их падений, заблуждений и несчастий, предстательствуют за них в своих молитвах пред престолом Вышнего, невидимо соприсутствуют прибегающим к их помощи и ограждают их от искушений и бед своим невидимым заступлением и покровом. Имя святого обязывало уподобляться ему в подвигах и добродетелях. И в обычной жизни знаменитое, из рода в род переходящее имя предков заключает в себе как бы обязательство для их потомков поддерживать честь рода личными заслугами и доблестями. Знание жизни и подвигов святых помогает и в выборе имени.
В Исламе выбору имени как же уделяется большое внимание. Ведь дети – это дар и милость Всевышнего. После рождения ребёнка родители должны позаботиться о том, чтобы выбрать ему хорошее и красивое имя, ведь оно будет сопровождать его всю земную жизнь и по нему его призовут в День Воскресения. Ни одно мусульманское имя не дается просто так. Здесь учитываются и религиозные традиции, и значение имени, и его звучание. Среди этих имен можно обнаружить имена с персидскими, тюркскими, арабскими, татарскими корнями. В общем-то, мусульманским является любое имя, которое не противоречит исламским законам. Мужские имена в основном выбираются из имен-эпитетов Аллаха и имен его пророков. Девочек называют именами, которые упоминаются в Коране или обладают красивым, нежным значением.
Сохранилась хорошая традиция называть первенцев в честь бабушек и дедушек, что является проявлением уважения к родителям. Иногда назвать ребенка могут родители отца нарекаемого, что так же является проявлением уважения к родителям.
Работа в круге.
Ресурсный круг «Имя моего ребенка»
Воспитатели и родители сидят в круге.
Воспитатель: Надеюсь, мой рассказ был интересен для Вас. И очень хочется, чтобы каждый из Вас поделился своим опытом и мнением. Подумайте и ответьте, пожалуйста, на этот вопрос: «Почему именно это имя вы выбрали для своего ребенка?». Сделав минутную паузу, воспитатель, держа клубок в руках, первым отвечает на поставленный вопрос.
Воспитатель: У меня двое детей. Старшая моя дочь названа именем Умганат, в честь ее прабабушки. Называли по традиции старшие в семье – свекор со свекровью. А младшую назвали мы с мужем, искали красивое по звучанию имя, т.к. в мусульманской культуре это допускается.
Ответив на вопрос, воспитатель передает клубочек, сидящему слева от себя родителю, и предлагает ответить на этот вопрос. Вместе с клубочком право ответить на вопрос предоставляется слева сидящему участнику ресурсного круга, и так против часовой стрелки. Круг замыкается на воспитателе. Держа конец размотанного клубка, воспитатель обобщает ответы родителей.
Воспитатель: Спасибо Вам за столь интересную беседу! Каждый из вас руководствовался жизненным опытом имянаречения своей семьи. Некоторые из вас дали ребенку понравившееся имя, кто-то назвал его в честь своих родителей, некоторые руководствовались Святцами. Имя, с которым человек вошел в этот мир, остается с ним навечно. Учитывая это, родители должны внимательно, с большой тщательностью и любовью выбирать имя своему ребенку.
Заключительный этап:
Воспитатель: А в заключение хочу привлечь Ваше внимание к книге (показывает книгу1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово»). Вы уже с ней ознакомились. Как вы считаете, как книга поможет воспитать у детей уважительное отношение к имени?
Родители высказывают свое мнение.
Воспитатель: Мы с вами пришли к выводу, что книга лишь помогает воспитывать, а без участия взрослого это не возможно. Ведь именно нам с вами нужно быть ласковыми, нежными, заботливыми, обращаться к ребенку используя в речи только позитивные слова. Хвалите ребенка, зовите его исключительно добрым и ласковым именем. В книге «Доброе слово» на стр. 16-18 приведен литературный материал: песенки, потешки и хороводные игры, где проговариваются имена детей в ласкательной форме. Рекомендую их разучить с детьми для использования в кругу семьи, заменяя именем вашего ребенка. Предлагаю прочитать потешки, вставляя имя своего ребенка (родители по желанию читают потешки). Сейчас не трудно найти книги с потешками, закличками, песенками, колыбельными, хороводными играми. Очень много данного материала представлено на сайтах для родителей и детей.
Рефлексия
Благодарю Вас за активное участие в этом мероприятии. Хотелось бы услышать ваше мнение о сегодняшней нашей встрече. Получили ли вы неоценимый опыт общения друг с другом? Понравилось ли вам слушать, и обмениваться своими мыслями и чувствами, своим мнением? (Ответы родителей) Благодарю всех за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект активного занятия с родителями в младшей группе по программе «Социокультурные истоки» Тема: «Имя моего ребенка»
Занятие проводится на основе книги 1 для развития детей 3-4 лет «Доброе слово» (часть первая) Задачи:1. Познакомить с программой «И...
Конспект активного занятия с родителями воспитанников младшей группы «Доброе слово» по программе «Социокультурные истоки»
Данная работа с родителями направлена на повышение компетенций родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания. Данный конспект активного занятия разработан согласно методическим рекомендациям ...
Активное занятие с детьми 3-4 лет по программе "Социокультурные истоки".Тема "Новогодняя сказка "Медведюшко-батюшко" "
Новогодняя сказка для детей 3-4 лет.для проведения праздника в групповой комнате....
Активное занятия с родителями в младшей группе по программе «Социокультурные истоки» Тема: «Имя моего ребенка»
Теодор Рузвельт говорил: «Воспитать человека интеллектуально,не воспитав его нравственно, —значит вырастить угрозу для общества»....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности во второй младшей группе по программе "Социокультурные истоки" по теме "Добрая книга" на примере сказки "Репка"
Конспект НОД по ознакомлению детей второй млдшей группы по программе "Социокультурные истоки" с категорией "Добрая книга"...
Конспект активного занятия с родителями воспитанников младшей группы "Доброе слово" по программе "Социокультурные истоки"
Задачи:Продолжать освоение социокультурной категории «Слово».Развитие единого контекста в группе.Способствовать осмыслению родителями значимости доброго слова в воспитании детей....
Конспект активного занятия с родителями воспитанников младшей группы "Имя моего ребенка" по программе "Социокультурные истоки"
Задачи:1.Познакомить родителей с программой «Истоки» и «воспитание на социо-культурном опыте» для дошкольного образования.2.Научить родителей работать с этой книгой дома ...