Направления работы по коррекции у детей с моторной алалией
консультация (средняя группа)
В данном материале направления и этапы развития подражания речи у детей с моторной алалией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Направления работы по коррекции у детей с моторной алалией | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Направления работы по коррекции у детей
с моторной алалией
Алалия – это отсутствие или грубое недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первичной сохранности интеллектуальных способностей. При алалии имеет место общее недоразвитие речи – ОНР (лексика, грамматика, звукопроизношение, семантика).
Тяжелые случаи алалии отличаются отсутствием речи или наличием только лепетных обрывков слов.
Более легкие случаи алалии отличаются наличием речи с ограниченным запасом слов, с аграмматизмами, с выраженным нарушением слоговой структуры слов, затруднениями в усвоении чтения и письма.
Главная задача в работе с детьми-алаликами – вызвать у них речевую инициативу и развить речевую подражательную деятельность. Для этого можно использовать следующие стимулирующие приемы:
Привлечение к работе различных анализаторов: зрительного, слухового, тактильного, двигательного. Так, одно и то же слово проговорить ребенку на ушко два раза, проговорить глядя ему в глаза – «чтение с губ», отстучать слоговой состав этого слова по его руке, отхлопать его ладошками ребенка, изобразить его жестом, записать это слово рукой ребенка (глобальное чтение), потрогать этот предмет или картинку, нарисовать его и т. д.
Подобное использование в работе комплекса анализаторов усиливает компенсаторные процессы, так как сигналы-раздражители, поступающие по анализаторам в кору головного мозга, стимулируют деятельность сохранных клеток, и речевой материал успешнее усваивается ребенком.
Обязательное развитие моторики речевого аппарата: массаж и гимнастика языка и губ. Гимнастика проводится строго перед зеркалом.
Широкое использование художественно-конструктивной деятельности для развития речевой функции (рисование, лепка, конструирование, аппликация). В процессе работы неоднократно называть одни и те же действия, предметы и их детали. Во время проговаривания взрослым речевого материала ребенок должен смотреть в лицо взрослого.
Активно использовать в работе диалоги, драматизацию, чтение, благодаря которым можно задать ребенку массу стимульных вопросов, вызывающих у него желание говорить.
Речь взрослого должна быть четкой и слегка замедленной.
Направления работы:
Задачей первого этапа является расширение кругозора и представлений об окружающем мире. Умение поддерживать на доступном уровне диалог, первые попытки комбинирования слов, владение элементарным активным словарем.
Речевое подражание (звукоподражание) — это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.
Сначала это похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Чтобы общение ребенка с взрослым не напоминало игру в «попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в практической деятельности ребёнка, в игре. При этом важен эмоциональный контакт, положительная мотивация, устойчивое внимание ребенка.
Чтобы развить речевое подражание, необходимо начать с развития подражания вообще: "Сделай, как я делаю". Необходимо научить ребёнка подражать действиям с предметами (игра в мяч), научить подражать движениям рук, ног, головы. Для развития подражательных способностей нужно ежедневно заниматься пальчиковыми играми.
Звукоподражания это начальный этап развития речевой функции и у ребёнка с нормой речи и у ребёнка с речевыми нарушениями только усваивают они их в разные сроки.
Взрослые всегда должны помнить, как звучит их речь:
-речь должна быть правильной, без речевых нарушений;
-артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;
-речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;
-слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;
-взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;
-взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.
Этапы развития речевого подражания:
Повторение отдельных звуков, которые несут смысловую нагрузку, в игре.
Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие определённый смысл:
это подражания голосам животных — гав, ква, мяу и т. д.;
подражания звукам детских музыкальных инструментов — динь-динь, бом-бом, ду-ду и т. д.;
подражания транспортным шумам — ту-ту, би-би и т. д.,
и другие различные аморфные слова: ребёнок может заменять ими слова, которые еще не способен произнести. Предлагаются такие игры как: «Кто как кричит?», «Как звучит?»
Повторение слов. Сначала это простые короткие слова — мама, папа, киса, дай, на, и т.д.
Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком слов-действий (глаголов), так как они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!
Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где папа? Там киса. Вот ложка.
Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении.
Уточнение произнесения гласных звуков.
Рассматривая с ребёнком картинку, на которой изображена девочка качающая куклу: «Это Аня она укладывает куклу спать и поёт А-а-а! Давай ей поможем. А-а-а!» Одновременно движениями имитируем укачивание куклы. Показываем малышу, как нужно широко открыть рот, когда поём.
Рассматривая с ребёнком картинку, на которой изображена девочка с больным зубом: «Это Оля у неё болит зуб, и она вздыхает: О-о-о! Как вздыхает Оля?- О-о-о!» При произнесении прижимаем ладони к щекам и качаем головой.
Пение слияний гласных звуков.
Рассматриваем с ребёнком картинку: девочка заблудилась в лесу: «Смотри девочка заблудилась в лесу и кричит Ау! Ау! Давай покричим вместе с девочкой Ау! Ау!» Крича, прикладываем ладонь к лицу.
Рассматриваем с ребёнком картинку: малыш плачет: « Как плачет малыш? Уа! Уа!
Рассматриваем с ребёнком картинку: ослик кричит, говорим: « Вот ослик он кричит Иа! Иа! Как кричит ослик? Иа! Иа!
Вызывание междометий.
1.Мячик упал в воду:
- Ах! Ах! Ах!
2.Ваза разбилась:
- Ох! Ох! Ох!
3. Девочка качается на качелях:
Ух! Ух! Ух!
Произношение согласных звуков.
Игра «Чайник Пых».
Показываем ребёнку картинку с изображением кипящего чайника «Смотри, это чайник его зовут Пых, когда он кипит он вот так пыхтит п-п-п! Давай попыхтим вместе с ним».
Игра «Накачаем колесо».
Катаем вместе с малышом машинку и говорим: «Ой! Смотри, у машины спустилось колесо. Давай его накачаем! С-с-с.» Руками изображаем работу с насосом.
Игра «Угадай, что это».
Произнесите звук Ш или С, а малыш будет отгадывать, что это: шумит лес (Ш) или накачивают шину насосом (С). Затем можно поменяться: пусть ребенок загадывает, а вы отгадывайте.
Подражание бытовым шумам.
Часы тикают – ТИК — ТАК
Вода капает – КАП — КАП (на каждый слог указательный палец ударяет в раскрытую ладонь другой руки)
Второй этап строится на развитии активного словаря. Работа педагога направлена на инициирование речевой активности ребенка. Прежде всего, преимущество отдается развитию предметного словаря. Затем – глагольного словаря. И как самой сложной категории для усвоения детьми, отдается развитию словаря – признаков.
Работа продолжается согласно тематическому планированию и в соответствии с возрастом детей. Успех в работе будет обеспечен, если работа будет осуществляться с применением наглядности, подражаний, использованием игровой ситуации, созданий проблемных, поисковых ситуаций, сюрпризности игрового момента, поощрений.
Перечень игр для развития словаря:
Предметный словарь:
«Кто кричит?» (используем картинка птиц, животных);
«Кто в домике живет?» (картинки домиков с прорезями в окне, предметные картинки живых объектов);
«Кто в гости пришел?»; «Что в коробочке гремит?» (разные звучащие предметы);
«У кого что?» (ребенок называет данный предмет, который у него в руках);
«Чудо-мешочек» (называние предметов, угадать на ощупь, либо по инструкции взрослого найти круглое, колючее);
«Подарки» (соотнесение глаголов с существительными : этот предмет может петь, летать и жить в клетке.);
«Скажи наоборот», «Что бывает холодное, белое..?», «Что может лежать в коробке?», «Доскажи словечко», работа по пониманию и употреблению в речи многозначных слов.
Глагольный словарь:
«Кто что делает?», «Где что можно делать?»; «Что можно делать с предметом?»;
«Что мы делали, не скажем, а что видели – покажем»;
«Скажи наоборот»;
«Путаница» (птица - грызет, белка – поёт);
«Я начну, а вы продолжите» (весной сосульки….);
«Невидимки» (сначала демострируются предметы, затем за ширмой с ними совершаются действия, дети называют эти действия);
«Подбери подходящее слово» соотнесение слова-предмета с действием (суп …варится, ручей … бежит).
Словарь признаков.
«Скажи какой, какая, какое»;
«Чудо мешочек»;
«Скажи наоборот»;
«Свет мой, зеркальце, скажи» (ребенок смотрит в зеркало и говорит какой он, какое у него настроение»;
«Семь гномов» (используются картинки гномиков с разными эмоциями»;
«Угадай по описанию», с/р игра «Магазин»;
«Волшебный луч» (используется лазерная указка. На какой предмет падает луч, о том предмете нужно сказать какой он);
«Веселая радуга» (называние основных цветов, оттеночных и сложных) с использованием эксперементирования для получения оттенков.
Третий этап – развитие фразовой речи. На базе сформированного словаря продолжается развитие связного высказывания. Предложения постепенно распространяются разными частями речи. При этом осуществляется контроль над правильностью структуры предложения, грамматической оформленностью. Предлагаются такие игры как:
«Я скажу, а ты продолжи» (ребенок договаривает 2-3 слова);
составление фразы, предложения по одной сюжетной или двум предметным картинкам;
«По ступенькам поднимись» (картинка лестницы, на ступеньках которых сидят герои и заняты разными делами. Ребенок шагает пальчиками по ступенькам и рассказывает кто что делает);
«Покрутись – превратись» (используются предметные картинки. Ребенок вращается вокруг себя, затем останавливается и, глядя на набор картинок, выбирает ту, кем бы он хотел стать);
«Фантазёры» (ребенку предлагается начало предложения: «Если бы я был большим,…»);
составлении предложений с данным словом, с двумя словами (используется наглядность).
Одним из элементов в развитии речи у детей с моторной алалией является формирование и развитие слоговой структуры слова. На каждом этапе, начиная с звукоподражаний, необходимо вести работу над отработкой слоговой структуры. Детям предлагается отстучать кулачками, прохлопать ладошками, протопать, пропрыгать, прошагать слова. Эти упражнения можно осуществлять как индивидуально, так и парами, группами детей, что повышает интерес и контроль за правильностью выполнения задания. Дети читающие могут делить слова и на листе бумаге и или выкладывать схемы слов.
Проводя коррекционно-образовательную деятельность по активизации, развитию, обогащению словарного запаса, необходимо помнить над формированием и развитием грамматической стороны речи, т.к. аграмматизмы в дальнейшем ведут к нарушению письма. Поэтому, организуя работу по формированию и развитию словарного запаса, связной речи, параллельно осуществляется работа по формированию и развитию грамматического строя речи.
Важные рекомендации:
Обязательно обратитесь к врачу за медикаментозной стимулирующей терапией!
Не фиксируйте свое внимание на речевом дефекте ребенка. Никогда не говорите ему, что он плохо говорит или не говорит вовсе! Хвалите его за любую речевую инициативу, даже за «приборматывание».
Чаще используйте подбадривающее выражение «Давай вместе скажем!»
Снимите «маску скорби» со своего лица! Не будьте «подавлены» речевым дефектом вашего ребенка. Будьте непосредственны и благодушны. Обязательно верьте, что при условии применения комплексной медико-психолого-логопедической терапии и вашего активного участия ваш ребенок успешно компенсируется и станет говорить очень хорошо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления работы по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями зрения
В представленной работе описаны этапы и формы работы педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОВЗ....
Направление работы по коррекции моторной алалии
Система коррекционной работы при моторной алалии...
Направление работы по коррекции моторной алалии
В работе раскрыты принципы работы с моторными алаликами....
Основные этапы и направления работы по коррекции звукопроизношения
Работа По коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования....
Направления коррекционного воздействия на начальном этапе работы с детьми с моторной алалией.
Материал может быть использован для составления индивидуального коррекционного маршрута....
Методические разработки " Некоторые направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Логопедическая работа над развитием слогового анализа".
Данные методические разработки применяются автором на протяжении более 10 лет при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С первой категорией, как пролилактика нарушений пи...
Направления работы по коррекции нарушения речи
Совершенствование речи - одна из важнейших задач каждого педагога...