Направления работы по коррекции нарушения речи
презентация к уроку (средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napravleniya_raboty_po_sovershenstvovaniyu_svyaznoy_rechi.pptx | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных
Однако, у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамотным строем.
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника. Формы связной речи – диалог и монолог (требования)
Связная речь Диалог Речь в диалоге может быть неполной, сокращенной, фрагментарной; характерна разговорная лексика, простые предложения, типичное использование шаблонов, клише, чаще без подготовки. Не обучают, а только стимулируют Монолог Сложное строение высказывания; длительное обдумывание, подготовка более полная формулировка информации, развернутость, логическая оформленность , завершенность Только обучение, специальное речевое воспитание
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
В группах раннего возраста ставится задачи развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. учить выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). развивать инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам формировать умение задавать вопросы Работа над диалогом
Основная форма работы – образовательная ситуация наблюдение за реальными объектами и явлениями социальной и природной жизни. демонстрация игрушек, предметов инсценировки рассматривание предметных и сюжетных картин. знакомство с ХЛ игры инсценировки (различные театры) комбинация ситуаций. Ситуация должна повторяться, но несколько усложняться. Накапливается опыт, словарный запас, формы речи должны совершенствоваться каждый раз. Ситуация общения (может быть запланирована, а может возникать стихийно). Воспитатель видит возможности этой ситуации. Может быть индивидуальной, подгрупповой, коллективной. Важно учитывать : возрастные особенности детей познавательно-речевого развития (сначала накопление словаря и знаний, речевых умений; сначала-натуральные предметы, потом образы) адаптация сезонность региональные условия
Тема «Игрушки» 1 половина года: Воспитатель учит детей узнавать и называть игрушки, учит играть ими и оречевляет «Это машина. Покатаю машину.» находить игрушку по названию, выполнять игровые действия «Принеси машину, поставь машину в гараж» отвечать на вопросы по ситуации «Что везешь в машине?» 2 половина года: Узнавать и называть части игрушки, назначение «У машины колеса, они крутятся» Называть особенности игрушки: цвет, размер Рассказывать о месте хранения игрушки.
В младшем дошкольном возрасте задачи работы по совершенствованию диалогической речи: каждый ребенок свободно вступать в общение со взрослыми и детьми, выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых. необходимо развивать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл….. р азвивать привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье ); ЭТАЛОНЫ поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем ?)
Задачи по совершенствованию диалогической речи в среднем дошкольном возрасте : детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, культуры общения поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей( учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме) коллективные беседы (отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей). Т.О. п родолжается воспитание культуры общения : формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним (ЭТАЛОНЫ)
Приемы привлечения ребенка к диалогу : демонстрация игрушек, картинок; элементарные вопросы, вызываемые обстоятельствами; сюжетно-ролевые игры; индивидуальные и коллективные разговоры, беседы; образцы ответов и вопросов; словесные поручения и совместные трудовые действия
З адачи работы по совершенствованию диалогической речи в старшем дошкольном возрасте Поощряется инициатива , умение начать, задавать вопросы, закончить, желание коммуницировать , исследовательская деятельность, основы речевого этикета, чтение произведений- беседа
Задачи и содержание обучения монологической речи Типы: Описание – это характеристика предмета в статике. Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях. Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания . В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место
В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы, в 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.
Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе: Обучение пересказу хорошо знакомых сказок и рассказов , а также рассказу по наглядному материалу (описание игрушек, по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Дети постепенно подводятся к составлению коротких рассказов – в 3 – 4 предложения – описаний игрушек и по демонстрации действий Обязательна помощь воспитателя ребенку, он задает схему высказываний («Пошел зайчик… Там он встретил… Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем. В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели выходные дни )
В средней группе Пересказ хорошо знакомых сказок и рассказов , и тех, которые они услышали впервые. Рассказ по картине и игрушке (сначала описательного типа) К концу года дети с помощью воспитателя составляют рассказ по серии сюжетных картинок : один ребёнок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т.п.). Составляют небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал обращается внимание на структурное оформление, даётся представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый даёт детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз….собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»).
В средней группе обращается внимание на структурное оформление, даётся представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый даёт детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз….собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»).
Начало исследовательской деятельности – включает в себя составление описательных рассказов, рассказ по действию и наоборот. Важно стимулировать рассуждения, размышления детей, выводы, догадки, желание поделиться ими с другими детьми. Начало творческих заданий. В средней группе
Последовательность работы над связной речью: воспитание понимания связной речи ; воспитание диалогической связной речи ; воспитание монологической связной речи : 1. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию (наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям дает образец рассказа воспитателя) 2 . Составление рассказа по следам продемонстрированного действия (наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа)
Последовательность работы над связной речью: 3 . Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа (непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе ) 4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин (наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа воспитателя дает детям необходимые речевые средства.
Последовательность работы над связной речью: Требуют накопленных знаний!!!!!!! 8. Сравнение предметов и объектов с помощью вспомогательных средств (схем для составления описательных и сравнительных рассказов) 9. Описание предметов и объектов с помощью вспомогательных средств
Спасибо за участие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников
Вот уже 6 лет коллектив МАДОУ ЦРР детский сад №13 "Петрушка" работает в инновационном режиме по программе О.А. Куревиной "Синтез исскусств в эстетическом воспитании дошкольников"...
Консультация для родителей "Эффективность работы по коррекции нарушений речи детей 5-6 лет как результат взаимодействия учителя-логопеда с родителями".
В настоящее время родители уделяют мало внимания речевым недостаткам ребёнка, считая, что в детском саду работают специалисты, которые помогут ему, однако сами при этом занимают отстранённ...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ РИНОЛАЛИИ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ МБДОУ «ДС «Солнышко» п. Ханымей
В индивидуальной программе определены коррекционные задачи, основные направления и содержание работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения у ребенка с ринолалией в групп...
Приемы привлечения родителей к работе по коррекции нарушений речи детей
Родители должны принимать активное участие в речевом развитии детей. Любая речевая игра, упражнение, беседа с ребенком — важная часть сложного процесса формирования речи. Если родители...
Приемы привлечения родителей к работе по коррекции нарушений речи детей
Работа с родителями для логопеда всегда сложна. В настоящее время родители уделяют мало внимания речевым недостаткам ребенка, считая, что в детском саду работают специалисты, котор...
Эффективность работы по коррекции нарушений речи детей дошкольного возраста как результат взаимодействия специалистов с родителями
В консультации обоснована важность взаимодействия родителей со специалистами при коррекции нарушений речи воспитанников, даны рекомендации для повышения эффективности данного взаимодействия...
Приемы привлечения родителей к работе по коррекции нарушений речи детей.
консультация для родителей по коррекции звукопроизношеня в домашних условиях....