Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми.
консультация (старшая группа) на тему

Переберина Евгения Дмитриевна

Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности. Педагоги, работающие по проблемам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями (Хватцев М.С., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Миронова С.А., Каше Г.А. и др.) говорят о том, что участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_uchitelya_-logopeda_i_roditeley.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми.

Статью подготовила: учитель –логопед Переберина Е.Д.

Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности. Педагоги, работающие по проблемам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями (Хватцев М.С., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Миронова С.А., Каше Г.А. и др.) говорят о том, что участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо постоянно вовлекать родителей в коррекционный процесс.

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и учителем – логопедом или дефектологом, психологом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения. Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями, достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей. Какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей.

Работа учителя- логопеда с родителями детей определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития. Для этого учитель –логопед проводит родительские собрания (в начале учебного и года и в конце). Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям уделяется особое внимание. На первом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у различных специалистов, прохождение физиотерапии, массаж). Родители знакомиться со специалистом, решают различные организационные вопросы.   Как правило, на втором и последующем собрании подводятся итоги проделанной работы, и освещается план мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений. 

Тестирование и анкетирование родителей дает возможность получить правдивую информацию о семье и среде, где воспитывался ребенок, его периодах развития, так же знают ли родители о нарушениях речи у своего ребенка, посещал ли ребенок логопеда и другую необходимую информацию для учителя – логопеда.

Индивидуальная работа с родителями имеет преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Поэтому для более тесного взаимодействия родителей с учителем -логопедом проводятся индивидуальные консультации и беседы. В беседе с родителями можно выделить те проблемы, которые их интересуют в воспитании ребенка, коррекции речевых нарушений. Беседа может проводиться в течение всего учебного года и с каждым родителем. Зачастую родители на индивидуальных беседах задают вопросы, касающиеся непосредственно проблем развития их ребенка, они рассказывают о трудностях, которые возникают у них при воспитании и коррекции речевых нарушений. В ходе беседы родители получают советы, рекомендации. 

С целью привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка используют логопедические тетради, которые оформляет и заполняет логопед. Успех коррекционной работы зависит от добросовестного отношения родителей к выполнению рекомендаций в этих тетрадях. Родители получают возможность быть постоянно в курсе речевых проблем ребенка, следить за его успехами, вносить свой вклад в коррекционно-развивающий процесс. В основе составленных тетрадей положены дидактические принципы: переход от простого к сложному, системность, учет ведущей деятельности.

Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают логопедические группы. Наглядность обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, приемов и методов, она служит стимуляцией активности родителей. В логопедических группах обязательным считается наличие полезной информации для родителей (в папках –передвижках, на стендах, брошюры в приемных), которую они могут использовать дома или во время прогулки с детьми. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности для родителей проводятся «Дни открытых дверей», где они могут поприсутствовать на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях, вместе с логопедом и ребенком выполнять задания. Индивидуальные открытые занятия знакомят родителей с практическими приемами автоматизации звуков, проведением артикуляционной гимнастики. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с учителем-логопедом значительно повышается.

Работа учителя-логопеда с сайтом детского учреждения является доступным источником для каждого родителя, где каждый сможет найти необходимый материал для дополнительного взаимодействия с ребенком (различные игры и приемы, полезную информацию, литературу).

Таким образом, совместные действия учителя - логопеда и родителей - это важное условие для полноценного развития детей с речевыми нарушениями. С помощью вышеприведенных форм взаимодействия не только устанавливаются партнерские отношения с родителями, но и создается атмосфера общности интересов, повышающая педагогическую компетентность родителей, обучение родителей конкретным приемам логопедической работы. Важно отметить, что понятие «взаимодействия с семьёй» гораздо шире, чем просто работа с родителями, она предполагает партнерские отношения, в которых контроль осуществляется ненавязчиво, а полученный положительный результат радует и педагога, и родителей.

Список литературы

  1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольно-образовательного учреждения и семьи в логопедической работе // Логопед. 2005. №5
  2. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009
  3. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М., 2004
  4. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998. №11
  5. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми

Содружество детского сада и семьи как необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников...

Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...

Взаимодействие учителя – логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможн...