"Звуковая культура речи"
учебно-методический материал по теме

Посникова Анастасия Андреевна

Публикация материала: "Звуковая культура речи" младший дошольный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvukovaya_kultura_rechi.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект «звуковая культура речи»

Речь любого образованного человека должна быть грамотной и красивой. Воспитание этих качеств начинается с раннего детства. Речь ребенка в первую очередь формируется под влиянием тех речевых образцов, которые ежедневно малыш слышит вокруг себя. Способность произносить все звуки родного языка – необходимое условие качественной речи. Чтобы звуки речи получались у дошкольника правильно, надо научить правильной артикуляции, развивать его речевое дыхание и голос. Кроме того, малыш постепенно овладеет связной речью – сначала отвечая на вопросы к рассказам, потом самостоятельно их пересказывая и, наконец, сочиняя собственные небольшие истории.

Занятие «Пересказ»

Цели и задачи:

- научить ребенка пересказывать короткие рассказы,

- расширить словарный запас ребенка дошкольного возраста,

- научиться правильно произносить все звуки речи,

- стимулировать детей давать ответы на поставленные вопросы не односложно, а распространенно, повторяя словосочетания, содержащиеся в вопросе,

- важно учить ребенка пересказывать знакомый текст, сначала опираясь на картинки и вопросы, а затем уже самостоятельно.

Материал:

В качестве литературного материала использована русская классика – рассказы для маленьких детей Л. Толстого и К. Ушинского.

Игра «Послушай и ответь»

  1. Послушай рассказ.

«Иди, Ваня, тише. Ноги у тебя еще малы». (Л. Толстой)

Ответь на вопросы:

Как зовут малыша? Что ему советуют? Почему Ване надо идти тихо?

Перескажи этот рассказ.

  1. Послушай рассказ.

«Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры». (Л. Толстой)

Ответь на вопросы:

Кто спал на крыше? Кто сел возле кошки? Что советуют птичке? Почему птичке опасно сидеть рядом с кошкой?

Перескажи этот рассказ.

  1. Послушай рассказ.

«Была у Насти кукла. Настя звала куклу дочка. Мама дала Насте для ее куклы все, что надо. Были у куклы юбки, кофты, платки, чулки, были даже гребни, щетки и бусы». (Л. Толстой)

Ответь на вопросы.

Что было у Насти? Как Настя звала куклу? Что мама дала Насте для куклы? Какая одежда была у куклы? Что еще было у куклы?

Перескажи этот рассказ.

  1. Послушай рассказ.

«Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там ему было темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, долго в шкафу за то, что ты трус». (Л. Толстой)

Ответь на вопросы:

Чего испугался Саша? Куда он залез? Чего не слышал Саша? Сколько Саше придется сидеть в шкафу? Как называют людей, которые всего боятся?

Перескажи этот рассказ.

  1. Послушай рассказ.

«У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и не разу не пел. Варя пришла к чижу.

- Пора тебе, чиж, петь.

- Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь». (Л. Толстой)

Ответь на вопросы:

Кто был у Вари? Где жил чиж? Пел ли чиж в клетке? Что Варя сказала чижу? Что ответил чиж?

Перескажи этот рассказ.

  1. Послушай рассказ.

«Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне.

Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить». (Л. Толстой)

 Ответь на вопросы.

Как называется эта птица? Чего хотела галка? Что стояло на дворе? Сколько воды было в кувшине? Что придумала галка? Удалось ли галке напиться?

Перескажи этот рассказ.

  1. Послушай рассказ «Лгун»

«Мальчик стерег овец и, будто увидел волка, стал звать:

- Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

- Сюда, сюда скорее, волк!

Мужики подумали, что опять по - всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, боятся нечего: на просторе перерезал все стадо». (Л. Толстой)

Ответь на вопросы.

Кого стерег мальчик? Что он стал кричать? Кто прибежал на помощь? Что увидели мужики? сколько раз мальчик обманывал людей? Что случилось, когда волк по- настоящему напал на стадо? Поверили ли люди мальчику на этот раз? Как называют люде, которые обманывают других?

Перескажи этот рассказ.

  1. Послушай рассказ «Мышь, петух и кот»

«Мышка вышла погулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.  «Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый». Мать сказала: «Скажи какие это звери?»

Мышка сказала: «Один страшный ходит по двору вот эдак: ноги у него черные, хохол красный, глаза на выкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти!» - «Это петух, - сказала старая мышь. – Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?» - «Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостом чуть движет, на меня глядит». Старая мышь сказала: «Глупая ты, глупая. Ведь это сам кот». (Л. Толстой)

Ответь на вопросы.

Где гулял мышонок? Что мышонок рассказал матери, вернувшись в норку? Каких зверей видел во дворе мышонок? Как выглядел страшный зверь? Кто же это оказался на самом деле? Что посоветовала мышонку умная мышь? Что делал добрый зверь? Как он выглядел? Кем он оказался?

Перескажи этот рассказ.

  1. Послушай рассказ «Четыре желания»

«Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замершей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:

- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была!

- Запиши твое желание в мою карманную книжку, - сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя в волю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

- Вот уж сегодня я повеселился в волю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

- Осень лучше всех времен года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете». (К. Ушинский)

Ответь на вопросы.

Что делал Митя зимой во дворе?  О чем Митя рассказал отцу когда прибежал домой?

Что отец предложил Мите?

Чем Митя занимался весной? Что отец велел записать ему в книжечку?

Что делал Митя летом на сенокосе? Что он записал в книжечку?

Что Митя говорил отцу об осени? Что отец в ответ показал Мите?

Перескажи этот рассказ.

Таким образом, играя со своими близкими в такие увлекательные игры, дошкольник усовершенствует все аспекты своей устной речи и подготовится к обучению в школе.

Взрослым следует помнить, что полноценная письменная речь может сформироваться у будущего школьника только при условии достаточно высокого уровня развития устной речи – умения говорить четко и грамотно.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.

Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...