Семинар- практикум
материал (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Семинар- практикум для родителей детей, которые не посещают детский сад.
Цель:
Создание благополучной адаптации для детей раннего возраста.
Задачи:
1. Познакомить родителей и воспитателей друг с другом.
2. Начать формировать положительное взаимодействие взрослых.
Расширить теоретические и практические знания родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста.
Воспитатель. Уважаемые родители! Добро пожаловать на нашу встречу в клубе «Счастливая мама- счастливый малыш». Сегодня здесь собрались родители, у которых есть дети до 2 лет, не посещающие детский сад.
Наша встреча не совсем обычная. Она будет проходить не в форме лекции, а в форме разговора друг с другом, с играми и обменом мнениями. Поэтому я предлагаю принять несколько правил, которым мы все будем следовать в ходе разговора:
- обращаться друг к другу по имени;
- говорить только то, что чувствуем, если не можете говорить правду- молчать;
- отказаться от безличных речевых форм, заменять такие высказывания, как «большинство моих друзей считают, что», «некоторые думают» на следующие суждения: «Я считаю….», «Я думаю….».
Согласны? Поскольку мы с вами собрались впервые, давайте познакомимся и расскажем немного о себе.
Упражнение «Знакомство» (10- 15 мин)
Родители и воспитатели стоят или сидят на стульчиках по кругу. Воспитатель, держа мяч в руках, представляется. После чего передает мяч следующему сидящему (справа или слева), и так до тех пор, пока мяч не вернется в руки воспитателя.
Воспитатель:
Появление ребенка в семье- серьезное испытание для родителей. Родительство – уникальный труд, который требует самоотдачи и самовоспитания. Каждый родитель хочет своему ребенку добра, но как это добро «вырастить», каждый понимает по –разному. Мы порой не задумываемся, как наши методы воспитания влияют на то, каким будет наш малыш: вырастит ли он уверенным в себе, успешным человеком или будет замкнутым, агрессивным.
Я попрошу Вас сейчас ответить на вопросы текста о стилях воспитания в вашей семье. Из трех ответов на каждый вопрос Вы должны выбрать один, наиболее подходящий.
Тест для родителей А.И. Баркон «Стиль воспитания ребенка в семье» (3 мин.)
1. Ребенок капризничает, отказывается есть то, что обычно ел. Вы:
а) дадите ребенку другое блюдо;
б) разрешите выйти из- за стола;
в) не выпустите из- за стола до тех пор, пока все не съест.
2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую игрушку- плюшевого медведя. Вы:
а) идете во двор искать игрушку;
б) погрустите вместе с ребенком, так как вам тоже жаль потерянного мишку- он был любимым другом (когда что-то теряется, всегда грустно);
в) успокаиваете ребенка, приговаривая, чтобы не ревел из- за пустяков.
3. Ваш ребенок «прилип» к телевизору вместо того, чтобы ложиться спать. Вы:
а) без слов выключите телевизор;
б) спросите, что нужно сейчас ребенку, чтобы начать укладываться в кровать (может оказаться, что просто сесть рядом с ним);
в) начнете стыдить ребенка за непослушание.
4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы :
а) часть игрушек уберете в недоступное для ребенка место: «пусть поскучает без них»;
б) предложите свою помощь и участие в уборке, ободрите ребенка поддерживающей фразой, типа: « Я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя»;
в) накажете ребенка.
5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет время». Вы:
а) отчитаете ребенка, показывая свое недовольство им;
б) говорите ребенку, что чувствуете раздражение и досаду на такое поведение, а хотелось бы чтобы (сообщаете ребенку, чего вы хотите сейчас от него);
в) пытаетесь сами его побыстрее одеть.
Ключ.
Если в Ваших ответах преобладает ответ «б» - значит, вы с уважением относитесь к своему ребенку, признаете его право на личный опыт и ошибки, учите брать ответственность за себя и за свои поступки. Такие дети уверены в себе, способны к самоконтролю, легко чувствуют себя в окружающем мире.
Если больше ответов «а» и «в», то Вы придерживаетесь авторитарного стиля воспитания, когда родители ждут от своего ребенка неукоснительного выполнения своих требований. Такие дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны.
Воспитатель. Этот тест можно взять с собой, как руководство к отношениям между родителями и детьми.
А легко ли вообще жить детям под постоянными запретами, когда все решения за них принимают другие?
Далее следуют небольшие рассуждения. Родители вспоминают случаи, когда они были маленькими, и что они чувствовали в подобных ситуациях (5- 7 мин). Затем воспитатель предлагает родителям ролевую игру.
Упражнения с шарфами
Воспитатель выбирает одного из родителей и предлагает ему немного побыть ребенком. Далее предлагает малышу прогуляться.
- Пойдем, малыш, в магазин. Что-то ручки твои шалят (завязывает малышу руки шарфом).
Идут дальше.
- Да, что ты все скачешь и скачешь! (Завязывает шарфом ноги.)
- У меня голова болит от твоей болтовни! (Завязывает лентой рот.)
- Не верти головой и не смотри не меня так! (Завязывает глаза.)
Остановившись, воспитатель предлагает родителю снова превратиться из малыша во взрослого человека и спрашивает, что ему хотелось развязать в первую очередь (развязывает), во вторую и т.д.
Игру можно повторить с другими родителями, в конце, обсудив ситуации со всеми родителями.
Воспитатель .чтобы наши дети не чувствовали тех неудобств, которые мы с вами сейчас испытали, нам всем необходимо учиться формировать у них положительные самоощущения. Они появляются в результате эмоционально наполненных контактов ребенка с близкими людьми. Ответьте, пожалуйста, могут ли взрослые научиться вести себя так, чтобы ребенок постоянно чувствовал: его любят, о нем заботятся? (Могут.)
А что для этого необходимо? (Почаще ласково и нежно разговаривать с малышом, не скупиться на тактильный контакт: гладить по голове, обнимать и т.д.
Роль положительной эмоциональной сферы для здоровой и счастливой жизни очень важна, особенно в раннем возрасте. Раннее детство- «золотое время» для эмоциональной жизни человека. Физическое и интеллектуальное развитие идет на фоне эмоционального благополучия, которое зависит от нас и наших эмоций.
Родителям раздается шкала общения с ребенком. Задание- отметить те позиции, которые во вчерашнем дне превалировали при взаимодействии с ребенком:
Положительные эмоции, если его | Отрицательные эмоции, если его |
Хвалили, поощряли, одобряли, целовали, обнимали, ласкали, симпатизировали, сопереживали, улыбались, восхищались, делали приятные сюрпризы или подарки | Упрекали, подавляли, унижали, обвиняли, осуждали, отвергали, одергивали, позорили, читали нотации, лишали чего- нибудь необходимого, шлепали, пороли, ставили в угол. |
Показатели эмоций
Градация | Оценка |
1 | 2 |
Весь день наполнен одними отрицательными эмоциями на уровне словесной агрессии, вплоть до телесных наказаний | -2 |
Весь день наполнен одними отрицательными эмоциями на уровне словесной агрессии | -1 |
В течении дня отрицательных и положительных эмоций было поровну | 0 |
В течении дня положительные эмоции превалировали | +1 |
Весь день был наполнен одними положительными эмоциями | +2 |
Результат. Если день ребенка был наполнен одними положительными («+») эмоциями, или положительными эмоции превалировали, можно судить о том, что малыш ощущал себя нужным, необходимым. Итоговый «+» свидетельствует о нормальных отношениях между Вами и ребенком и говорит о хорошем климате в семье. В то время как итоговый «- « зовет на помощь. Малыш чувствует себя отверженным, никому не нужным, это сигнал о том, что Вы должны проанализировать, за что малыш получил замечания.
Воспитатель: Если мы выражаем недовольство, это должно быть недовольство действиями ребенка, а не ребенком как таковым и его чувствами. Следовать такому правилу очень не просто – кого из нас порой не раздражают сын или дочь? Чтобы наши замечания не задевали детского самолюбия, были высказаны не в приказном тоне и оставляли за детьми возможность самим принимать решения, нужно говорить о своих чувствах, о себе, а не о поведении ребенка. Сейчас мы с вами потренируемся.
Выдает на листочках фразы с отрицательными эмоциями, например:
- почему ты меня не слушаешь никогда? ( я расстроен, когда ты меня не слушаешь…)
- ты безобразно себя ведешь! (я вижу, ты шалишь…)
- ты всегда будешь грязнулей! (давай представим, что к тебе пришла красивая девочка…).
После чего обсуждает с родителями каждый вариант.
На этом наша сегодняшняя встреча закончилась. Я прошу Вас сейчас сказать несколько слов о том, что Вам сегодня понравилось, а что нет.
До свидания! До встречи в следующем месяце.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...
Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...
ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.
laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...
Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Что такое семинары и семинары-практикумы?
Что такое семинары и семинары-практикумы?...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...