Развитие связной речи дошкольников.
занимательные факты на тему

Калягина Елена Сергеевна

Ребенок дошкольного возраста должен уже не просто уметь выражать свои мысли и просьбы, но и делать это последовательно и связно. Хорошо развитая связная речь помогает легко общаться со сверстниками и взрослыми, тренирует мышление, внимание, подготавливает к успешному освоению школьной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_u_doshkolnikov.docx13.47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у дошкольников.

Ребенок дошкольного возраста должен уже не просто уметь выражать свои мысли и просьбы, но и делать это последовательно и связно. Хорошо развитая связная речь помогает легко общаться со сверстниками и взрослыми, тренирует мышление, внимание, подготавливает к успешному освоению школьной программы.

Если ваш ребенок хорошо понимает звучащую речь, может отвечать на вопросы по тексту, сам любит их задавать, что-то рассказывать, при этом не путается с темой, не нарушает логических связей, употребляет достаточное для его возраста разнообразие слов, тогда можно говорить, что речь у него активно развивается.

Но без нашей помощи дошкольнику не научиться говорить ясно и последовательно. Задача взрослого – как можно больше разговаривать с ребенком, просить его что-нибудь рассказывать и поправлять, если он отходит от темы или допускает ошибки.

Дети любят, когда им читают сказки. Интерес к ним активизирует желание малыша слушать, узнавать новое, а затем и самому что-то рассказывать. Через слушание он запоминает правильную последовательность построения речи. Поэтому развитие связной речи можно начинать с рассказывания или чтения сказок и с обсуждения вопросов по ним. Например: «Кто из героев тебе больше понравился? Почему?» и т.д.

Другой способ развития связной речи – диалог. Он тренирует ребенка придерживаться одной темы в своих высказываниях, задавать вопросы, учит отстаивать свое мнение. Важно, оставить ребенку право на личное мнение, даже если оно ошибочно. Относитесь с уважением к мнению ребенка, спросите "Почему он так считает?". В дальнейшем можно смоделировать подобную ситуацию и предоставить ему право выбора и право оценить последствия поступка. Помните, что аргументы типа "Мама лучше знает" не очень способствуют развитию диалога. Прекрасный способ развития связной речи с помощью диалога — разыгрывание сценок и сказок. В этом случае у ребенка будут развиваться не только речь и мышление, но и воображение и фантазия.

Монолог — следующая ступенька в развитии связной речи. Пережив яркую эмоцию, ребенок обязательно захочет поделиться с вами. Но монологическая речь трудна тем, что нужно рассказать историю так, чтобы она была понятна, без отступления от темы и без ошибок. Первое время без наводящих вопросов не обойтись. Но постепенно ребенок привыкнет к последовательному изложению мыслей и будет строить свою речь логически правильно. Монолог можно использовать при описании игрушки, картинки, при рассказе, при рассуждении и пересказе. Описывая что-либо, ребенок должен говорить о качествах предмета, то есть больше отвечать на вопросы «какой», «как». При рассказе ему нужно описать главных героев, действие и место: «с кем происходило», «что происходило», «где происходило». При рассуждении свой рассказ хорошо дополнить доказательствами: «почему так случилось», «к чему это может привести». При пересказе основная задача передать своими словами какой-либо текст, сохраняя основную идею, сюжетную линию и последовательность событий.

Важно помнить, что развитие связной речи у детей — не быстрый процесс, он требует от взрослого терпения, времени, внимания. Но результат окупится сполна, когда ребенок пойдет в школу и будет уметь ясно и четко излагать свои мысли, выделять главное в речи педагога и в текстах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"

Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...

Проблемы по развитию связной речи дошкольников, профилактика нарушений речи детей

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятель...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...

Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...


 

Комментарии

Кулагина Ирина Александровна

Очень полезная и нужная информация! Спасибо, возьму на вооружение