Семинар - практикум для родителей "Пальчиковые игры, как средство развития речи"
материал (младшая группа) на тему

Семинар - практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_dlya_roditeley.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей 1 младшей группы

Тема: Пальчиковые игры как средство развития речи.

Цель: Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Задачи:

Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;

Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка.

Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, пальчиковых игр).

Предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Оборудование:

Картотека «Пальчиковые игры»,

«Сухой бассейн» с разными наполнителями: крупа, зернобобовые,шнуровки, прищепки, шаблоны для игр с прищепками.

Ход работы:

В. -Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня я хочу предложить вам принять участие в семинаре – практикуме «Пальчиковые игры как средство развития детей».

Наверное, каждый из вас хорошо помнит своё детство. И, глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве…

 Предлагаю вам ненадолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства…

Скажите, пожалуйста, знаете ли Вы какие-либо пальчиковые игры? Какие?

Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка? Хорошо.

Как говорил Кант: «Рука – это вышедший наружу мозг человека».

- На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.

Например,

мизинец – сердце,

безымянный – печень,

средний – кишечник,

указательный – желудок,

большой палец – голова.

Это значит что, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

В. - Представим на минуточку себя на месте малыша, поиграем…

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

В. - Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Для развития мелкой моторики рук можно использовать различные предметы.

В.  Я предлагаю вам немного  поиграть.

Игра  «Кукла с бусами»

Маша в гости собиралась,

Маша в платье наряжалась,

Туфли новые надела,

Долго в зеркало глядела.

Причесалась не спеша,

До чего же хороша!

Бусы новые надела,

Застегнула неумело,

Разбежались бусы вскачь,

Тише, Машенька, не плачь!

(Далее родителям предлагается помочь собрать бусы)

В. - Оказывается нелёгкая задача. Представляете. Каково же малышам…

Счастливое детство, говорим мы, часто не подозревая, что быть ребёнком трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа - расти, открывая мир, узнавать людей, учиться. И порой им приходится очень трудно без поддержки взрослых.

Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

2. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

3. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д).

4. В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы. Также деткам очень нравится искать мелкие игрушки в «сухом бассейне».

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Вопрос родителям:

1. Какие мелкие предметы могут быть доступны детям?

2. Как с ними играть? (родители приводят примеры)

В. - Но есть одно правило: ВСЕ ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ ДОЛЖНЫ ПРОИГРЫВАТЬСЯ ПОД ПРИСМОТРОМ СО ВЗРОСЛОГО.

В. – Я думаю у нас есть родители, которые могли бы поделиться с нами своим опытом развития мелкой моторики рук у детей. (Родители делятся опытом).

Игры с бусинами, макаронами

 Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.

Игры с прищепками

 Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Очень хороши игры с прищепками и шаблонами.

Предлагаю вам с помощью прищепок добавить не достающие элементы- солнышку лучики, ежу иголки, зайцу уши, лошади ноги.

Все показанные нами игры помогают в каждодневной работе с детьми в реализации поставленной задачи: использование пальчиковой гимнастики в процессе речевого развития детей раннего возраста

На этом можно закончить наш семинар, но ещё раз хочу напомнить о том,

что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.

Большое спасибо за активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ»

Семинар – практикум «Игра как средство развития речи  у воспитанников МАДОУ» (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа)1 слайдПроблема развития речи детей – одна из важнейших ...

Семинар – практикум «Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ» (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа)

Семинар – практикум «Игра как средство развития речи  у воспитанников МАДОУ» (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа)1 слайдПроблема развития речи детей ...

Семинар-практикум "Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ"

Семинар-практикум "Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ" (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа и игры для выразительности речи; "Игры и творческ...

Семинар-практикум "Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ"

Семинар-практикум "Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ" (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа и игры для выразительности речи; "Игры и творческ...

Семинар-практикум для воспитателей «Игра как средство развития двигательной активности детей»

Подвижная игра – специфический вид двигательной деятельности, мотивированной содержанием игры, направленный на решение двигательной задачи и ограниченной выполнением определенных правил. П/и &nd...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...