Крупные возможности мелкой моторики.
консультация (старшая группа)
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. И задача взрослых при подготовке его к школе – помочь в развитии мелкой моторики руки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
КРУПНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Подготовила: учитель-логопед Носенко И. В.
В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика руки.
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. И задача взрослых при подготовке его к школе – помочь в развитии мелкой моторики руки, если этого не происходило раньше.
Развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, т. е. «как работают руки, так работает голова».
Работа по развитию руки содержит целый комплекс мер, в которые входят:
- разнообразные пальчиковые игры и упражнения;
- пальчиковый театр;
- рисование разными способами: пальцами, кистью, карандашом и пр.;
- графические упражнения;
- лепка;
- ручной труд, в который входят шитье, вышивание и работа в технике изонити, работа с природным материалом, бумагой или бумажная пластика, плетение.
Как школьная, так и дошкольная программы развития и обучения детей предусматривают работу с самыми разными материалами, но не одна из них не исключает работу с бумагой, которая незаменима как материал для детского творчества. Бумага пластична, легка в обработке, не требует больших усилий и специальных приспособлений, легко режется, сгибается, образуя пластичные формы.
Изменения, произошедшие в технологии изготовления бумаги, пошли ей на пользу. Не теряя своих старых свойств и возможностей, бумага приобрела новые: не рвется при многочисленных сгибаниях, позволяет применять разные способы и методы, имеет насыщенный, приятный для восприятия цвет, разнообразные фактуру и структуру.
Многие виды бумаги имеют определенный запас прочности, что позволяет им сохранять придаваемую форму (в том числе и объемную), и соответственно использовать для изготовления различных предметов, необходимых в повседневной жизни (коробочки, упаковки для подарков, предметы декора и др.).
Работая с бумагой, дети понимают, что она универсальна, ее можно складывать, вырезать, плести. Проявляя свои творческие способности, ребенок формирует зачатки познавательной и исследовательской деятельности, готовится к самореализации. Все виды бумажной пластики хороши тем, что дают возможность ребенку работать двумя руками одновременно, тогда как в других случаях основную работу выполняет ведущая рука, а в оригами (с этим может сравниться только лепка) очень часто одинаковые движения выполняют обе руки, что, безусловно, положительно влияет как на развитие моторики рук, так и на мозговую деятельность и соответственно на развитие речи.
Доступный и достаточно дешевый материал в оригами – любая бумага, но не слишком толстая и жесткая.
Специалисты – медики считают, что занятие оригами позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуется мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для подготовки руки к письму), вырабатывается усидчивость. С первых же занятий, дети учатся проглаживать на столе лист бумаги подушечками пальцев, в итоге получается двойной результат: хорошо сложенный лист бумаги и массаж подушечек пальцев. Более сложные модели, получаемые при многократном складывании бумаги, развивают силу мышц кистей и пальцев рук.
Комплекс ритмических движений при занятии оригами способствует развитию динамических качеств двигательного компонента: выполнению симметричных и асимметричных движений, переключению с одного действия на другое, динамической координации.
Занятия оригами нравятся детям, потому, что это похоже на чудо – из обычного листа бумаги рождаются различные фигурки, многие из них забавны, функциональны, подвижны, с ними можно действовать. Несколько поворотов бумаги и листок превращается то в кошку, то в мышку, то в птицу, которая, к тому же еще и машет крыльями. Задача педагога сделать этот интерес устойчивым.
Таким образом, занятия оригами способствуют: развитию мелкой моторики, скоординированности речи и движения, формированию правильного произношения, общих речевых навыков, связной речи, словаря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/28/picture-75705-1380383783.jpg)
Комплекс упражнений для развития крупной и мелкой моторики кистей рук, координированных движений обеих рук под контролем зрения.
Комплекс упражнений для развития крупной и мелкой моторики кистей рук, координированных движений обеи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/14/picture-315820-1381772246.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КРУПНАЯ ПОЛЬЗА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КРУПНАЯ ПОЛЬЗА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ"...
Статья по теме: Развитие крупной и мелкой моторики как вспомогательное средство для развития речи
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что с каждым годом у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/25/picture-551991-1419526558.jpg)
Крупная польза мелкой моторики
В настоящее время у большинства современных детей наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашней работы приходилось делать руками:...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/18/picture-726784-1642503748.jpg)
Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .
Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/04/picture-1125077-1580812250.jpg)
Консультации для родителей по развитию мелкой моторики у детей. «Крупная польза мелкой моторики».
Моторик на самом деле две – мелкая и крупная. И обе одинаково значимы для развития детей. Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами, крупная же – движе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/24/picture-1073636-1540359472.jpg)
Крупные возможности мелкой моторики у дошкольников. Польза от занятий по оригами
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Развитие и обучение детей возможно через работу с самыми разнообразными матер...