Статья по теме: Развитие крупной и мелкой моторики как вспомогательное средство для развития речи
статья на тему

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что с каждым годом у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_portfolio.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Развитие крупной и мелкой моторики как

вспомогательное средство для развития речи»

Подготовила: Арутюнян И. Л.

воспитатель высшей квалификационной категории

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что с каждым годом у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребёнка не случайно называют «нежный возраст».

Родителей всегда волнует, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Одним из важных аспектов развития малыша является развитие мелкой моторики и координации умений пальцев рук.

Ученым доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.

Тонкую моторику ребенок развивает в результате манипулирования с предметами.

Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» написал так о потребностях маленького ребенка: «…он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит с ощущениями, которые получает от своих рук…».

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, по развитию крупной и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной и мелкой моторике, мы подразумеваем ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве. Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения – это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека. Точные движения органов артикуляции закладывают фундамент устной речи, а движения глаз является неотъемлемой частью зрительного обследования.

Таким образом, в настоящее время не теряет актуальности вопроса о раннем развитии детей.

Еще во ll веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга.

Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга.

Основная задача в раннем возрасте – продолжать предоставлять ребенку свободу для тренировки координации движений и развития ловкости. Более пристальное внимание следует обратить на развитие мелкой моторики. Это связано с тем, что в данном возрасте существует прямая взаимосвязь между развитием мелких движений рук и развитием речи. Развитие мелкой моторики ребенка, способствует развитию его речи.

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождают движениями пальцев.

Простые манипуляции с пальчиками оказывают:

- положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий,

иммуностимулирующий эффект;

- стимуляция мыслительных функций и речи;

- веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоции.

Таким образом пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи:

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон,

что, в конечном итоге стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон,

развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать

смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределяет.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими

стихотворными строчками, то его речь более четкой, ритмичной, яркой,

и контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать» руками целые истории.

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцев приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы по развитию крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Предлагаю Вашему вниманию систему коррекционной работы по развитию крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Ведь, как известно, развитие крупной и мелк...

Статья "Развитие мелкой моторики - одно из средств, способствующих развитию речи у детей с ОНР и подготовки руки к письму"

Эта статья знакомит с тем, какое значение в развитии речи детей с ОНР играет развитие мелкой моторики рук....

Статья и презентация на тему "Развитие мелкой моторики рук как средство интеллектуального развития ребенка"

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности...

Папка-передвижка "Крупная польза мелкой моторики и ее влияние на развитие речи детей раннего возраста"

Папка-передижка, которая даст родителям представление о пользе мелкой моторики....

Развитие крупной и мелкой моторики как вспомогательное средство для развития речи

Развитие крупной и мелкой моторики как вспомогательное средство для развития речи...

Консультация для воспитателей на тему: «Влияние крупной и мелкой моторики на активную речь детей младшего дошкольного возраста»

Моторика (лат. motor — приводящий в движение) — двигательная активность организма, его органов или систем (частей). Моторику делят на крупную(общую) и мелкую....