Вредные привычки у детей: причины, профилактика и способы устранения
методическая разработка по теме

Морозова Елена Александровна

 

Привычка – это повторяющееся действие, часто неосознанно, имеющее свою причину и выполняющее определенную роль. Это своего рода ритуал, который ребенок выполняет всякий раз при возникновении определенных обстоятельств. В таблице систематизированы наиболее распространенные виды отрицательных привычек у детей раннего возраста, причины их возникновения и способы устранения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vrednye_privychki_u_detey.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Вредные привычки у детей: причины, профилактика и способы устранения

                                                                                             Неземная красота,
                                                                                                  Выньте палец изо рта!
                                                                                             Девочки и мальчики,
                                                                                            Не сосите пальчики.
                                                                                   Дорогие детки,
                                                                                               Пальцы - не конфетки.

                                                                                                                                    Э.Успенский

Привычка – это повторяющееся действие, часто неосознанно, имеющее свою причину и выполняющее определенную роль. Это своего рода ритуал, который ребенок выполняет всякий раз при возникновении определенных обстоятельств.

Вид

Причины

Профилактика

Сосание пальца, губы, одежды или постельного белья, кусание и грызение ногтей - невротические действия, часто не осознаваемые и не всегда контролируемые

1). Ребёнка слишком рано отлучили от груди.

Лишенные материнской груди до срока сосут соску или палец до трех-четырех лет, что в таких случаях нормально.

2). Ребенок проголодался.

3). Режутся зубы.

При зуде в дёснах ребенок находит все, что угодно: пальцы, кулаки, другие посторонние предметы, только бы почесать десна.

4). Психологические причины.

Если эта вредная привычка наблюдается у ребенка старше 3 лет.

Чаще всего причиной ее  возникновения служат недостаточное внимание родителей (близких взрослых), нежелание услышать, понять ребёнка, вникнуть в то, на что он стремится обратить внимание – то есть безразличие. Такие факторы усугубляют проблему и закрепляют привычку.

  • Нельзя всячески пытаться запретить ребенку сосать палец, тем самым еще больше привлекая к этой патологической привычке негативное внимание малыша;
  • Наблюдайте за ребенком, постарайтесь понять, что вызывает в нём беспокойство;
  • Уделяйте внимание телесному контакту с ребенком: массаж, телесные игры, «обнимашки»;
  • Рисуйте, лепите;
  • Давайте пить из трубочки, поилки;
  • Играйте с водой и в воде;
  • При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку;
  • При грызении ногтей их коротко обрезают;
  • Разрешают грызть игрушку или предмет, находящийся в руках ребенка, но обязательно чистый;
  • Можно потереть ладонь о ладонь, когда возникает импульс к грызению ногтей.

Ритмическое раскачивание головой и туловищем

Факторы, приводящие к яктации (раскачиваниям), в целом схожи с таковыми при сосании пальцев:

1).  К психотравмирующим факторам, провоцирующим возникновение яктации, в первую очередь относят, разлучение ребенка с матерью и, как следствие, воспитание его в детских закрытых учреждениях (домах ребенка).

2). Хронический дефицит внешней ритмической стимуляции (сенсорная депривация), ограничение двигательной активности. Ребёнок при помощи данного «упражнения» старается самостоятельно снизить уровень мышечного напряжения.

3). Первые проявления яктации могут возникнуть в связи с изменением жизненного стереотипа ребенка (появление зубов, переход от сидения к ползанию, от ползания к ходьбе). Малыш так готовит свой вестибулярный аппарат к смене основного двигательного процесса – готовится учиться ползать или начать ходить. Либо пытается унять болевые ощущения от прорезывания зубов.

4). В организме имеется дефицит витамина Д – для детей это означает угрозу развития рахита.

5). Проблемой может быть повышенное внутричерепное давление у детей – в таких случаях у ребёнка болит голова.

6). Яктация может быть последствием гипоксии плода, «заработанной» малышом и мамой в процессе родов.

  • Не следует удерживать ребенка от ритмических телодвижений, не следует ругать его за это потому, что обе эти меры только увеличат его нервное напряжение;
  • Незадолго до сна рекомендуются ритмические игры, танцы;
  • При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку;
  • Полезно покачать ребенка несколько раз в день по 10-15 минут на качелях;
  • В борьбе с этой привычкой помогают игрушки — качалки (лошадки, прыгуны, мячи);
  • Занятия творческими видами деятельности и физические упражнения.

Онанизм

Каковы бы ни были причины онанизма, у детей это не столько сексуальность (прикосновение детей к своим половым органам, как интерес к ним, являются частью нормального психосексуального развития), сколько такая же обыкновенная вредная привычка, как и сосание пальца, не более.

В специальной литературе среди причин появления детского онанизма выделяют следующие:

1).  Экссудативный диатез;

2). Опрелости;

3). Глисты;

4). Запоры;

5). Тесная одежда;

6). Пренебрежение или, наоборот, слишком тщательное соблюдение гигиенических норм;

7). Шлепки и порка (прилив крови к генитальной области стимулирует возбуждение);

8). Насильное кормление (генитальная область рефлекторно связана со слизистой рта и губ; насильное кормление "гасит" активность второй зоны, непроизвольно стимулируя первую);

9). Эмоциональная холодность родителей (близких взрослых), или, наоборот, гиперопека;

10). Нельзя исключать и просто подражание другим детям.

  • Не позволяйте ребенку подолгу засиживаться на горшке;
  • Следите, чтобы ребенок не загулялся и не задержал акт мочеиспускания. Такая задержка приводит к напряжению и ощущению тяжести внизу живота и в результате к онанизму;
  • Тщательно следите за гигиеной, чтобы не было зуда.;
  • Ребенок не должен носить одежду, из которой он вырос, чтобы рубчики не врезались в тело, одежда не давила и не сжимала;
  • Малыша не рекомендуется качать верхом на колене;
  • От попыток онанизма отвлекают, не заостряя внимание ребенка на нем, интересными занятиями;
  • Полезны курсы приема успокаивающих лекарственных трав, рекомендуемые врачом;
  • Пока ребенок не уснул, его поведение в постели контролируется. Ручки он должен держать поверх одеяла, как и свободную ручку, если спит на боку. Постарайтесь сказкой, уговорами помочь ему уснуть или поднимите с постели. Ребенок не должен играть в постели.

Кусание других детей

Дети кусаются по разным причинам в зависимости от их возраста.

1). В возрасте 5-7 месяцев, дети обычно кусают других, когда чувствуют дискомфорт вокруг рта, или же когда у них сильные боли, вызванные прорезыванием зубов. Дети в таком возрасте отучаются кусаться, когда видят и слышат реакцию человека, которого они укусили.

2). В возрасте 8-14 месяцев, дети обычно кусают других, когда сами очень сильно возбуждены. Чаще всего они кусают взрослых или других детей, которые находятся рядом с ними. Твердое «нет» обычно останавливает привычку кусаться у таких детей.

3). В возрасте 15-36 месяцев, дети могут кусать окружающих от раздражения или из-за желания контролировать действия другого человека. Обычно они кусают других детей. Менее часто они кусают взрослых. Дети в таком возрасте прекращают кусаться, как только понимают, что подобное поведение недопустимо.

4). После 3 лет, дети обычно кусаются, когда чувствуют свою беспомощность или же когда они напуганы, например, когда думают, что кто-то другой может их обидеть.

Избавляемся от кусания у детей в возрасте от 5 до 7 месяцев

  • Кольца для прорезывания зубов или мягкие игрушки могут уменьшить неприятные ощущения ребенка из-за прорезывания зубов;
  • Кусание или жевание чистой, смоченной и охлажденной ткани также может снизить боль от прорезывания зубов.

Избавляемся от кусания у детей в возрасте от 8 до 14 месяцев

  • Твердый голос, строгое выражение лица и четкие правила относительно кусания: «Мы никогда не кусаем людей. Мы кусаем еду, например, яблоки и печенье». Дети в таком возрасте могут не понимать слов, но они понимают язык тела, выражение лица и тон голоса. ;
  • Если ребенок кусается, скажите «Кусаться – это больно». Если ребенок укусил Вас, преувеличьте свою боль. Благодаря этому ребенок сможет понять, почему Вы расстраиваетесь, когда он кусается;

Избавляемся от кусания у детей в возрасте от 15 до 36 месяцев

  • Помогите ребенку описать его чувства словами, например, «ты наверное злишься на Ваню за то, что он забрал твою игрушку»;
  • Приучайте ребенка к сопереживанию, это умение понимать чувства окружающих;
  • Отвлеките ребенка, которого начинает раздражать игра, поделайте что-то успокаивающее, например, почитайте, порисуйте или постройте что -нибудь;
  • Остановите ребенка, если Вам кажется, что он собирается кого-то укусить. Отвлеките внимание ребенка, посмотрев прямо ему в глаза. Твердым голосом с грозным выражением лица скажите: «Нет, мы никогда не кусаем людей»;
  • Позитивная похвала поможет предотвратить кусание у ребенка. Похвалите ребенка, когда он ведет себя так, как Вы его об этом просили, например, делится, хорошо себя ведет, считается с чувствами других, проявляет терпение. В скором времени ребенок поймет, что чувствует себя лучше, когда ему уделяют внимание за хорошее поведение, чем когда ему уделяют негативное внимание за то, что он кусал других или агрессивно себя вел.

Как помочь ребенку, которого укусили

Кусание в возрасте младше 3 лет - это вполне нормальное явление. Конечно же молча наблюдать за тем, как ребенок кусается нельзя. Обычно твердо сказанное "Нет" и строгое выражение лица помогают отбить у детей желание кусаться. Когда один ребенок кусает другого, в первую очередь необходимо позаботиться о ребенке, которого укусили, поддержать его морально:

  • уведите ребенка от источника раздражения;
  • успокойте ребенка, причем этот процесс должен видеть ребенок, который его укусил;
  • помогите ребенку выразить его чувства из-за того, что его укусили. Вы можете сказать: «Можешь поплакать. Укус действительно болит»;
  • проверьте район укуса. Большинство детских укусов безвредны и практически не оставляют следа. На коже может появиться отпечаток зубов или незначительное покраснение, обычно в таких ситуациях нет необходимости в медицинском вмешательстве. Чаще всего достаточно просто приложить холодный компресс к месту укуса и показать ребенку, что Вы его любите;
  • покажите место укуса мед.персоналу, если в результате укуса была повреждена кожа и боль усиливается, развиваются признаки инфекции или ребенок, которого укусили, страдает от проблем с иммунной системой, что увеличивает риск осложнений от инфекции.

Истерики

Важно различать понятия «истерика» и «каприз»:

  • К капризам ребенок прибегает преднамеренно, чтобы добиться желаемого, чего-то запретного или невозможного в данный момент. Капризы, также как и истерики, нередко сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием предметов;
  • Истерики обычно непроизвольны. Ребенок не может справиться с эмоциями. Детская истерика сопровождается громким плачем, криками, битьем головой об пол, битьем кулаками о поверхность, царапанием лица. В тяжелых случаях могут быть непроизвольные судороги, так называемый «истерический мост», когда ребенок выгибается дугой.  Особенностью детских истерик является то, что они возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при внимании окружающих и могут быстро прекратиться после того, как внимание исчезнет.

Существуют типичные ситуации, которые приводят к истерикам и скандалам. Если ребенок:

1). Не может выразить словами свои чувства и желания;
2).Играет с игрушками, которые не подходят ему по возрасту и делают его неуспешным в игре;
3). Не получает от окружающих желаемого;
4).Отрывается от интересного занятия;                                         5).Переутомился и устал;
6). Хочет привлечь внимание взрослых.

Если капризы и истерики у ребенка постоянны, это может быть следствием заболевания нервной системы. Необходимо обращение к детскому неврологу если:

- ребенок во время истерики задерживает дыхание или теряет сознание;
- истерики становятся все более частыми и агрессивными;
- у ребенка продолжаются истерики после 4-х лет;
- малыш наносит повреждения себе и окружающим;
- истерики сопровождаются ночными кошмарами, страхами, резкими перепадами настроения;
- истерика заканчивается рвотой или отдышкой, внезапной вялостью и усталостью ребенка.

Большинство истерик можно предотвратить, поняв их причины. Используйте различные приемы, которые помогут предотвратить возникновение истерики у детей:

  • Наблюдая за ребенком, постарайтесь понять, какое состояние говорит о приближении истерики. Это могут быть поджатые губы, сопение, легкое хныканье. Если вы уловили какие-либо признаки, старайтесь переключить внимание ребенка на что-то интересное (предложите другую игрушку, книжку, перейдите в другую комнату, покажите, что происходит за окном). Этот прием может быть эффективен только тогда, когда истерика еще не разгорелась. Если страсти уже кипят, то этот метод не принесет результатов;
  • Полноценный отдых. Маленькие дети еще не умеют контролировать состояние усталости, задача взрослых – следить за состоянием ребенка и не допускать переутомления;
    • Прояснение чувств ребенка. Назовите чувства ребенка и дайте понять, что вы их разделяете: «Я понимаю, что ты разозлился», «Я думаю, ты устал, мы сегодня много гуляли», «Ты, наверное, обиделся, потому что Дима не дал тебе машинку». Это поможет малышу научиться  говорить о своих чувствах и контролировать их;
    • Время для игр. Очень важно, чтобы у малыша было достаточно свободного времени для игры, когда никто не отвлекает и не мешает игровому процессу.
    • Право выбора. Предоставляйте малышу право выбора. Выбор должен быть понятен ребенку (во что играть, какую книжку читать...);
    • Используйте просьбы. Если ребенок начал плакать, попросите его подойти к вам и дайте ему что-то в руки (это может быть игрушка, платочек, книжка и т.д.). Попросите показать книжку кому-то другому, отнести платочек на место или найти «домик» для игрушки.

Если предотвратить истерику не удалось, и она началась, не пытайтесь в этот момент успокаивать ребенка, уговаривать, ругать или кричать, это станет стимулом к продолжению истерики:

• Не бросайте ребенка в одиночестве, это может его напугать. Будьте поблизости, в поле зрения ребенка, постарайтесь сохранить спокойствие и уверенность в себе. Занимайтесь своими делами, игнорируя истерику. Ребенок поймет, что это не приносит желаемого внимания и впредь не стоит тратить свои силы;
 Если ребенок устроил истерику, чтобы получить желаемое, не уступайте;
• Не прибегайте к физическим наказаниям. Это лишь усугубит состояние ребенка, получается, что его наказывают за то, с чем он не может справиться;
Используйте тактильный контакт. Попробуйте крепко обнять ребенка и удерживать некоторое время в своих объятиях, повторяйте, что вы его любите, даже в те моменты, когда он злится, но вас огорчает, когда он громко кричит и бросается на пол. Но не стоит насильно удерживать ребенка в объятиях, если он вырывается, лучше оставить его на диване или на полу.

Самое главное – выработайте всем "семейством" единую линию запретов и поощрений. Нужно учить ребенка выражать свои желания приемлемым способом, объяснять, что криком получить требуемое невозможно, и своим поведением не закреплять у ребенка подобные манипуляции.

Упрямство

Период упрямства — необходимая фаза развития, которую проходит ребенок в кризисные моменты дошкольного развития: в 1 год, в 3 года и в 7 лет. Чаще всего, упрямство — это защитная реакция на чрезмерную опеку, либо авторитарность. Так или иначе причины упрямства связаны с различными типами отношения взрослого и ребёнка и типами воспитания:

1).
Эмоциональное отвержение ребёнка.
Эмоциональная депривации. Ребенку мало уделяют внимания, недостаточно прикасаются (гладят, обнимают), не разговаривают, молчат или ограничиваются короткими фразами. Ребёнок стремиться удовлетворить потребность в тактильных прикосновениях, эмоциональной близости капризничает, бывает навязчивым или делает что-либо «наоборот», волей-неволей привлекает внимание к себе.

2).
Отсутствие запретов.
Ребёнку всё позволяется, поощряется и, как следствие, упрямство– это лишь импульсивное поведение.

3). Негармоничность в отношениях родителей. Ребёнок капризничает, упрямится в присутствии только обоих родителей. Так бывает в тех семьях, где обычным эмоциональным фоном является постоянное недовольство друг другом, выяснение отношений.

4).
Большое количество требований и запретов. Чрезмерно категоричные требования со стороны взрослых в отношении ребёнка к формированию навыков опрятности, правильной речи, стремление всё организовать, упорядочить. Преждевременная вербально - информационная нагрузка на ещё недостаточно функционально развитое левое полушарие приводит к его быстрому утомлению и односторонне эмотивного               ( преимущественного правополушарного ) типа поведения. Это проявляется возрастающей аффективностью (капризы, недовольство, обидчивость) в ответ на возрастающие требования взрослых. Это случаи когда ребёнок «не слышит», даёт неадекватно сильную или слабую реакцию в ответ на обращение взрослых.

5).
Ограничения. Чрезмерные ограничения у детей с холерическим темпераментом и избыточной стимуляцией у детей с флегматическим темпераментом. В первом случае повышается возбудимость, во втором случае - тормозимость, что осложняет ещё в большей степени восприятие требований взрослых.

6).
Тревожные родители.
Слишком тревожные родители, как правило, мамы, постоянно боятся за ребёнка, пытаются его жалеть, опекать. Личность таких мам, как правило, слабая или дисгармоничная. Эмоциональное неблагополучие мамы передаётся  и ребёнку. В такой семье наблюдается снижение позитивных эмоций, а это причина постоянного «нытья», беспокойства ребёнка, которое воспринимается как упрямство.

7). Непоследовательность воспитания.
Такой тип предполагает нестабильность. Сегодня это можно, а завтра – нет, сегодня в эту игрушку играть можно, а завтра - нет. Или ничем не обоснованные отказы взрослых «не хочу я это делать», «некогда мне». Ребёнку непонятно такое поведение близких людей, он пытается настоять на своём.

Постарайтесь следовать изложенным ниже правилам — это будет залогом в вашей борьбе с упрямством ребенка:

  • Не фиксируйте внимание на упрямстве, "не помните зла";
  • Не забывайте хвалить ребенка, когда он этого заслуживает;
  • Не соглашайтесь с ребенком только ради того, чтобы он от вас "отстал";
  • Никогда не используйте силовых методов, не показывайте своего морального и физического превосходства;
  • Постарайтесь увлечь упрямого ребенка игрой — таким образом вы сможете победить то или иное проявление упрямства, не ущемив детского самолюбия. Ребенок должен выполнить ваше требование с мыслью, что оно совпадало с его желанием;
  • Чаще ставьте себя на место ребенка и смотрите на мир "его глазами";
  • Предоставьте ребенку право выбора!

Драчливость

Как правило, основными причинами проявления агрессии в виде драчливости являются:

1). Изучение границ вседозволенности;

2). Ревность к другим детям или к вещам;

3). Конфликты в семье;

4). Ошибки в воспитании;

5). В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.

Помните, что многое зависит от вашей реакции на драки ребенка. Кричать на ребенка и тем более его бить, бесполезно и неэффективно. Помогите ему правильно реагировать в этих ситуациях, но сначала сами этому научитесь. Ведь ребенок во всем подражает вам. Злость - это естественная реакция защиты. И важно ее не подавлять, а научиться давать ей выход. Покажите разные способы выражения злости:

  • потопать;
  • похлопать в ладошки;
  • комкать и рвать бумагу;
  • резать ножницами;
  • кидать мягкие мячики;
  • вовремя предупредите «рукоприкладство» со сторон ребенка: - когда видите, что малыш начинает нервничать и сердиться -  отвлеките его чем - нибудь, предложить вместе поиграть;

- поймайте ручку ребенка до нанесения удара и крепко обнимите. Обнимайте до тех пор, пока ребенок не успокоится;

  • если агрессивное поведение уже случилось, нужно прервать игру, удалить ребенка с места событий, присесть на уровень его глаз, взять за руки, поймать взгляд и сообщить:

«У нас есть важное правило — нельзя бить других детей (людей). И мы всегда будем его соблюдать! Маше очень больно. А я сержусь, когда кто-то бьет и обижает других детей!» ВАЖНО: все фразы формулируйте безлично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по устранению вредных привычек у детей старшей группы на 2014-2015 учебный год

Данный материал расчитан на учебный год и поможет воспитателю в работе по устранении вредных привычек у детей 5-6 лет....

Консультация для родителей. Профилактика вредных привычек у детей раннего возраста

Сосать пустышку, ходить в памперсах, держать во рту палец - все эти привычки становятся опасными и вредными, если они не исчезли вовремя, а задержались, сковы­вая ребенка, тормозя его на бол...

Вредные привычки у детей: профилактика и способы устранения

Вредные привычки у детей: профилактика и способы устранения...

Памятка для родителей по профилактике вредных привычек у детей.

Каким образом можно уберечь ребенка от вредных привычек?...

Рекомендации для родителей: "Вредные привычки у детей. профилактика и способы их устранения".

Рекомендации для родитлей : "Вредные привычки у детей .Профилактика и способы их устранения....

Причины вредных привычек у детей

на первый взгляд, детские вредные привычки (специалисты их называют аутостимуляциями) могут казаться довольно безобидными, на самом деле всё не так просто. Они не появляются сами по себе, без причин. ...