Дислалия: причины возникновения и необходимость ее устранения в дошкольном возрасте.
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Величкина Елена Александровна

В статье дается характеристика такого речевого нарушения, как дислалия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Дислалия.

В норме формирование звукопроизносительной стороны речи завершается к 4-5 годам, но у некоторых детей вследствие различных причин этого не происходит и возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией.

Дислалия -это нарушение звукопроизношения, обусловленное сохранной иннервацией мышц речевого аппарата, сохранным слухом и сохранным интеллектом. Различают дислалию функциональную и органическую.  Функциональная дислалия возникает вследствие: подражания дефекту взрослого в семье, педагогической запущенности (ребенку не уделяется должного внимания, родители не обращают внимания на речь ребенка), соматической ослабленности (частые простудные и вирусные заболевания), двуязычия в семье или же если взрослый подражает речи ребенка.  Причинами возникновения органической дислалии являются аномалии в строении речевого аппарата (аномалии прикуса, аномалии строения зубов, аномалии языка, короткая подъязычная уздечка).

Чаще всего в старшем дошкольном возрасте нарушается произношение свистящих , шипящих и сонорных звуков.

Звуки в речи ребенка могут заменяться, искажаться или отсутствовать. Искажение звуков называется сигматизмом, замены звуков парасигматизмом.  Нарушение произношения звуков [р] и [р,] называется ротацизмом, [л] и [л,] –ламбдацизмом.

Почему необходимо устранить дислалию в дошкольном возрасте?

Наверное самым важным фактором будет то, что  в дошкольном возрасте речь ребенка развивается  наиболее интенсивно,  и именно в дошкольном возрасте легче всего устранить недостатки звукопроизношения, так как речь еще гибка и податлива.  Также необходимо учесть и то, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Как это происходит?

Известно, что в процессе экспрессивной речи и, следовательно, при произнесении звуков возникают кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата. Импульсы от этих кинестетических раздражений идут к коре головного мозга. И. П. Павлов придавал кинестетическим раздражениям огромное значение в связи с формированием второй сигнальной системы и называл их «базальным (основным) компонентом». Именно кинестетические раздражения играют решающую роль в формировании фонематического восприятия. Само собой разумеется, что при дефектном звукопроизношении «базальный компонент» присутствует не целиком и, стало быть, не происходит и полноценного развития фонематического восприятия.

Нарушение же фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.

По той же самой причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются «неуловимыми».

Таким образом, можно отметить, что у ребенка возникает целая «цепь» нарушений: фонетико-фонематические и лексико-грамматические. Иными словами, в результате сложной дислалии появляется нарушение фонематического восприятия, которое впоследствии приводит к общему недоразвитию речи. А общее недоразвитие речи, если его не устранить в дошкольном возрасте, обязательно повлечет за собой в дальнейшем нарушения письма и чтения. Вот какие серьезные последствия в некоторых случаях может повлечь за собой дислалия, если ее своевременно не выявить и не устранить.

Установлено, что не позже 5 лет необходимо приступать к определению всех недостатков звукопроизношения. Почему?

Само собой разумеется, что маленький ребенок не может произносить правильно все звуки речи, так как его артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени. Искаженное произношение дошкольников до 4 — 5 лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое косноязычие. И только после 4 — 5 лет (эта граница может меняться в зависимости от условий развития речи ребенка) нарушение звукопроизношения считается патологией. Таким образом, именно с этого возраста и нужно начинать логопедическую работу по устранению дислалии.

Используемая литература:

  1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Изд-во "Лань", 2003
  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  3. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
  4. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
  5. Хрестоматия по логопедии под редакцией В.И.Селивёрстова. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дислалия. Причины возникновения.

Материал для  логопедов, родителей....

Причины возникновения агрессивного поведения у детей младшего дошкольного возраста

Причины возникновения агрессивного поведения у детей младшего дошкольного возраста...

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с...

Консультация для родителей на тему: «Причины возникновения и способы коррекции агрессии в дошкольном возрасте »

В данной методической разработке раскрыто психологическое просвещение родителей в вопросах, касающихся причин возникновения агрессии в детском возрасте, формах проявления агрессивного поведения, мерах...

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста...

Стёртая форма дизартрии. Причины возникновения и особенности речевого развития детей дошкольного возраста.

Дизартрия – это неврологический термин, образован (от греч. dys – частица, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное ...