Причины и виды нарушения речи
консультация на тему

Королева Елена Валерьевна

В помощь родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_i_vidy_otkloneniy.docx121.67 КБ

Предварительный просмотр:

    Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание), формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко.

Основные причины нарушения речевого развития

Внутренние (эндогенные) причины

речевых нарушений

-Острые и хронические заболевания матери во время беременности такие как (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность), эндокринные расстройства).

-Резус – конфликт матери и ребенка.

-Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы.

-Аллергии матери.

-Искусственное прерывание предыдущих беременностей.

-Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.

-Иммунологическая несовместимость крови матери и ребенка.

-Многообразная акушерская патология.

-Курение во время беременности, употребление алкоголя.

-Неблагоприятный возраст матери для беременности.

-Особые психические нагрузки матери в период беременности.

-Наследственная предрасположенность, генетические аномалии.

- Гипоксия плода (кислородное голодание).

-Родовые травмы (местное повреждение плода, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов).

-Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни. 

Подробнее о некоторых…..

Дислалия

Особенности

 Хороший словарный запас.

 Правильное построение предложений и согласование слов.

  Но есть дефектное произношение некоторых звуков.

  Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка могут проявляться по- разному:

звук отсутствует: ампа (лампа), акета (ракета);

звук произносится искажённо, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо р произносится "горловой"; вместо с межзубный с;

Фонетико-фонематическое недоразвитие

Особенности

1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков.

 В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков.

 Например, мягкий звук т' произносится вместо звуков с', ч, ш ("тюмка", "тяска", "тяпка" вместо сумка, чашка, шапка).

2. Замена одних звуков другими,  

Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего

периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р, звук ф вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д ("табака" вместо собака и т.п.).

3. Смешение звуков.

 Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, "Столял стлогает дошку" вместо Столяр строгает доску.

Внешние (экзогенные)

причины речевых нарушений

 -Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.

-Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах.

-«Двуязычие» в семье.

- Сюсюканье с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь.

-Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию.

Виды речевых нарушений

дисфония (афония) - отсутствие или расстройство фонации, нарушение силы, высоты и тембра голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата;

дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, проявляющееся в искаженном произнесении звуков, в заменах звуков или их смешении;

ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (врожденными расщелинами нёба);

дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Характеризуется голосовыми, просодическими (тон, темп, ритм)  и артикуляционно-фонетическими дефектами;

брадилалия - патологически замедленный темп речи;

тахилалия - патологически ускоренный темп речи;

 заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Особенности

Позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам.

Нарушение звукопроизношения.

Нарушение фонематического слуха.

Нарушение лексико-грамматического строя речи: испытывают трудности при словоизменении и словообразовании, неверно строят предложения, неправильно употребляют окончания.

   В эту группу попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.

звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л -у).

Заикание

Особенности

Вынужденные остановки в речи.

Повторения отдельных звуков и слогов.

Добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»). 

Профилактика заикания

  • речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;
  • нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;
  • не допускать скандалов и конфликтов при ребенке;
  • избегать психических и физических травм (особенно головы);
  • не перегружать ребенка информацией и впечатлениями (планшеты, телефоны, телевизор);
  • не опережать развитие ребенка и не пытаться сделать из него вундеркинда;
  • не запугивать ребенка страшными сказками;
  • не оставлять ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бить ребенка.

    Практически любые нарушения речи можно исправить, важно- не упустить время! 

 

    К системным или полиморфным нарушениям устной речи относятся:

алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка;

афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

    Нарушения письменной речи подразделяются на:

дислексию - частичное специфическое нарушение процесса чтения;

дисграфию - частичное специфическое нарушение процесса письма.

    В качестве основы для комплектования специальных логопедических учреждений и выбора фронтальных методов воздействия широко используется психолого-педагогическая классификация  речевых нарушений.  В соответствии с психолого-педагогической классификацией нарушения речи подразделяются на две группы.

Первая группа - нарушение языковых средств общения (компонентов речи):

фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)- нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и произношения фонем;

общее недоразвитие речи (ОНР 1-3 уровня, нерезко выраженное ОНР)- различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Вторая группа - нарушения в применении средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект): заикание.   В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе ФФН и ОНР как их системные, отсроченные последствия.

Причины и виды отклонений                                                в речевом развитии детей

C:\Users\Сергей\Pictures\332842.jpg

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. 

Учитель-логопед ГБОУ Школы №949

Королева Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ И НАРУШЕНИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте....

Причины и виды нарушений речи детей дошкольного возраста

В данном докладе достаточно подробно рассмотрены причины и виды нарушений речи у детей. Материал может быть полезен логопедам, дефектологам....

Консультация для воспитателей «Причины и механизмы нарушений речи у детей с ОВЗ»

Консультация для воспитателей на тему: «Причины и механизмы нарушений речи у детей с ОВЗ»...

Причины и особенности нарушений речи у детей

С каждым годом увеличивается число детей со сложной речевой патологией, в частности, практически неговорящих детей. Причины этого явления многообразны. Я бы хотела рассмотреть этиологию в контексте те...

Что такое слоговая структура слова, причины и виды нарушения

В статье раскрывается основное понятие "слоговая структура слова", причины и виды нарушения...