Причины и виды нарушения речи
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание), формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко. Основные причины нарушения речевого развития Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений -Острые и хронические заболевания матери во время беременности такие как (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность), эндокринные расстройства). -Резус – конфликт матери и ребенка. -Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы. -Аллергии матери. -Искусственное прерывание предыдущих беременностей. -Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности. -Иммунологическая несовместимость крови матери и ребенка. -Многообразная акушерская патология. -Курение во время беременности, употребление алкоголя. -Неблагоприятный возраст матери для беременности. -Особые психические нагрузки матери в период беременности. -Наследственная предрасположенность, генетические аномалии. - Гипоксия плода (кислородное голодание). -Родовые травмы (местное повреждение плода, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов). -Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни. Подробнее о некоторых….. Дислалия Особенности Хороший словарный запас. Правильное построение предложений и согласование слов. Но есть дефектное произношение некоторых звуков. Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка могут проявляться по- разному: звук отсутствует: ампа (лампа), акета (ракета); звук произносится искажённо, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо р произносится "горловой"; вместо с межзубный с; Фонетико-фонематическое недоразвитие Особенности 1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, мягкий звук т' произносится вместо звуков с', ч, ш ("тюмка", "тяска", "тяпка" вместо сумка, чашка, шапка). 2. Замена одних звуков другими, Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р, звук ф вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д ("табака" вместо собака и т.п.). 3. Смешение звуков. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, "Столял стлогает дошку" вместо Столяр строгает доску. | Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений -Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание. -Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах. -«Двуязычие» в семье. - Сюсюканье с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь. -Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию. Виды речевых нарушений дисфония (афония) - отсутствие или расстройство фонации, нарушение силы, высоты и тембра голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата; дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, проявляющееся в искаженном произнесении звуков, в заменах звуков или их смешении; ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (врожденными расщелинами нёба); дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Характеризуется голосовыми, просодическими (тон, темп, ритм) и артикуляционно-фонетическими дефектами; брадилалия - патологически замедленный темп речи; тахилалия - патологически ускоренный темп речи; заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Общее недоразвитие речи (ОНР) Особенности Позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Нарушение звукопроизношения. Нарушение фонематического слуха. Нарушение лексико-грамматического строя речи: испытывают трудности при словоизменении и словообразовании, неверно строят предложения, неправильно употребляют окончания. В эту группу попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия. звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л -у). Заикание Особенности Вынужденные остановки в речи. Повторения отдельных звуков и слогов. Добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»). Профилактика заикания
Практически любые нарушения речи можно исправить, важно- не упустить время!
| К системным или полиморфным нарушениям устной речи относятся: алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка; афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Нарушения письменной речи подразделяются на: дислексию - частичное специфическое нарушение процесса чтения; дисграфию - частичное специфическое нарушение процесса письма. В качестве основы для комплектования специальных логопедических учреждений и выбора фронтальных методов воздействия широко используется психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. В соответствии с психолого-педагогической классификацией нарушения речи подразделяются на две группы. Первая группа - нарушение языковых средств общения (компонентов речи): фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)- нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и произношения фонем; общее недоразвитие речи (ОНР 1-3 уровня, нерезко выраженное ОНР)- различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Вторая группа - нарушения в применении средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект): заикание. В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе ФФН и ОНР как их системные, отсроченные последствия. Причины и виды отклонений в речевом развитии детей Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Учитель-логопед ГБОУ Школы №949 Королева Е.В. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины и виды нарушений в речевом развитии детей
Консультация для воспитателей...
Причины задержки и нарушения речи у детей дошкольного возраста
Материалы для родителей...
ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ И НАРУШЕНИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте....
Причины и виды нарушений речи детей дошкольного возраста
В данном докладе достаточно подробно рассмотрены причины и виды нарушений речи у детей. Материал может быть полезен логопедам, дефектологам....
Консультация для воспитателей «Причины и механизмы нарушений речи у детей с ОВЗ»
Консультация для воспитателей на тему: «Причины и механизмы нарушений речи у детей с ОВЗ»...
Причины и особенности нарушений речи у детей
С каждым годом увеличивается число детей со сложной речевой патологией, в частности, практически неговорящих детей. Причины этого явления многообразны. Я бы хотела рассмотреть этиологию в контексте те...
Что такое слоговая структура слова, причины и виды нарушения
В статье раскрывается основное понятие "слоговая структура слова", причины и виды нарушения...