Консультация для воспитателей: "Причины и виды нарушений в речевом развитии детей"
консультация по развитию речи

Лапина Александра Александровна

Речь — это важнейшая твор­чес­кая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построе­нию своей личности, своего внутреннего мира через диалог с дру­гими личностями, другими мирами, другими культурами.

Речевая функция, так же, как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д.), формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Причины и виды нарушений в речевом развитии детей»

Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Речевая функция, так же, как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д.), формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко.

Этапы развития речи в норме.

2-3 месяца: гуление (произнесение звуков «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г»);

7-9 месяцев: лепет (произнесение одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»);

9-11 месяцев: малыш начинает подражать звукам речи взрослых;

11-13 месяцев: появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа», «мама», «баба», «дядя»);

2-3 года: появляются первые предложения.

Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин.

Под причиной речевых нарушений понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора, или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. Существуют две группы причин, приводящие к нарушениям речи:

Внутренние(эндогенные)

  • Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, легких, диабет, гипотония, инфекционные заболевания мочевого тракта) общие заболевания, требующие лечения.
  • Отягощенная наследственность (диабет, гипертония, пороки   развития, генетические и психические заболевания).
  • Аллергии матери.
  • Перенесенные переливания крови.
  • Токсикоз беременности, не зависимо от срока     беременности.
  • Иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору).  Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода.   В результате из эритроцитов выделяется токсическое для центральной нервной системы вещество – непрямой билирубин.

        Под его воздействием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха.

  • Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, многоплодная беременность, многоводие, недостаточность плаценты).
  • Курение во время беременности, употребление алкоголя. Научно доказано влияние алкоголя (даже минимальные дозы: пиво, коктейли, слабое вино) на возникновение различных дефектов речи.
  • Состояние после лечения бесплодия, преждевременных родов (до конца 37 недели беременности), осложненных родов (кесарева сечения), и 2 и более выкидышей (абортов).
  • Короткий промежуток между беременностями (менее 1 года).
  • Аномалии скелета (нарушение осанки матери). При плохой осанке зачастую возникает перекос костей таза, что затрудняет роды, к тому же тонус матки, а она ведь тоже состоит из мышц, понижен или повышен.
  • Беременности до достижения 18 лет или после 40 лет.
  • Особые психические нагрузки (семейного или профессионального характера).

Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений:

  • Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.
  • Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах.
  • «Двуязычие» в семье
  • Сюсюкание с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь.
  • Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию.

Признаки нарушений речи

к концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;

к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;

к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;

к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;

к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;

к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;

к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);

к1 году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;

к 1году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;

к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;

к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;

в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;

в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения.

Любое общее или нервно-психическое заболевание ребенка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития.

Основные виды речевых нарушений:

  • дислалия;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
  • общее недоразвитие речи (ОНР);
  • заикание.

Дислалия -это нарушение звукопроизношения.

 Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка могут проявляться по- разному:

  • звук отсутствует: ампа (лампа), акета (ракета);
  • звук произносится искажённо, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо [р]  произносится "горловой"; вместо [с] межзубный [с];
  • звук заменяется звуком, более простым по артикуляции [л -у].

В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии: функциональную и механическую  

Причины функциональной дислалии:

  • общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями;
  • недостаточная степень развития фонематического слуха;
  • неблагоприятные социальные и речевые условия, в которых воспитывается ребёнок;
  • двуязычие в семье.

  Причины механической дислалии:

  1. Недостатки строения челюстно-зубной системы:

  2. Патологические изменения величины и формы языка.

  3. Неправильное строение твёрдого и мягкого нёба.

  4. Атипичное строение губ.

Фонетико-фонематическое недоразвитие -это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Особенности: 

1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков.

 В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков.

 Например, мягкий звук [т'] произносится вместо звуков [с', ч, ш] («тюмка» - вместо сумка, «тяска» - чашка, «тяпка» - шапка).

2. Замена одних звуков другими,  

Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р., звук ф вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками [т] и [д](«табака» вместо собака и т.п.).

3. Смешение звуков.

 Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки [р, л] или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, «Столял стлогает дошку» вместо Столяр строгает доску.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Причины общего недоразвития речи:

  • различные неблагоприятные воздействия :
  • во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз);  
  • во время родов (родовая травма, асфиксия);
  • в первые годы жизни ребёнка.

Особенности:

  • позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам.
  • нарушение звукопроизношения.
  • нарушение фонематического слуха.
  • нарушение лексико-грамматического строя речи: испытывают трудности при словоизменении и словообразовании,
  • неверно строят предложения,
  • неправильно употребляют окончания.

В эту группу попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.

Заикание -нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2-2,5 года

Особенности: 

  • вынужденные остановки в речи,
  • повторения отдельных звуков и слогов,
  • добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»). 

Профилактика заикания:

  • речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;
  • нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;
  • не допускать скандалов и конфликтов при ребенке;
  • избегать психических и физических травм (особенно головы);
  • не перегружать ребенка информацией и впечатлениями;
  • не опережать развитие ребенка и не пытаться сделать из него вундеркинда;
  • не запугивать ребенка страшными сказками;
  • не оставлять ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бить ребенка;

Любые нарушения речи можно исправить, ВАЖНО - не упустить время.    

Литература:

Поваляева М.А «Справочник логопеда» «Феникс»,2002 г

Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников» М.Просвещение , 1985 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, перед...

Консультация для педагогов " Причины и виды отклонения в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Нарушение речи-  отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде....

Консультация для педагогов «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владен...

Консультация для педагогов «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»

В тексте говорится о причинах и видах отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста...