Причины и виды нарушений в речевом развитии у детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике

Леонтьева Ирина Александровна

Ознакомительный материал для педагогов, работающих в детском саду, с детьми ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_i_prichiny_narusheniya_rechi_dlya_pedagogov.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Причины и виды нарушений в речевом развитии у детей дошкольного возраста.

Учитель-логопед Леонтьева И.А.

МАДОУ «Детский сад № 21 «Алёнка»

Причины и виды нарушений речи у дошкольников

Речевые нарушения у дошкольников представляют собой важную и актуальную проблему. Эти нарушения могут значительно влиять на академическое и социальное развитие детей, поэтому важно их своевременно выявлять  и корректировать.

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.  

Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. 

Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин и в разные периоды развития ребёнка:

Органические факторы (причины)

  • перинатальный период - интоксикация организма матери, внутриутробная гипоксия плода, резус – конфликт матери и ребёнка, неблагоприятное течение беременности с угрозой выкидыша, ушибы и падения матери с дальнейшей травматизацией плода, заболевания матери во время беременности, курение и употребление алкоголя во время беременности.
  • натальный период (период родов)- родовая травма новорожденных, затяжные или стремительные роды, рождение ребёнка с родовой опухолью-гематомой, повреждения нервов, асфиксия плода (кислородная недостаточность).
  • постнатальный период (период развития после рождения)- черепно-мозговая травма, различные инфекционно – вирусные заболевания (менингит, гепатит), наследственные генетические заболевая, цепочка детских инфекций, вызывающих истощение центрально-нервной системы.

Функциональные причины

  • социальные факторы- недостаточность речевых и интеллектуальных контактов, конфликтные отношения в семье, неправильные методы воспитания, психическая депривация (неудовлетворение потребностей ребенка в материнской любви, двигательной активности, во впечатлениях и т.д.), среда, состоящая из лиц с речевой патологией, госпитализм (совокупность психических и соматических нарушений, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и от дома), многоязычие в семье, стрессы, испуги, неблагоприятные социально-бытовые условия.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями

  • Они не соответствуют возрасту говорящего.
  • Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;
  • Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;
  • Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;
  • Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;
  • Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Речевые нарушения не исчезают самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. В настоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Эти классификации при различии в группировке видов речевых нарушений не противоречат друг другу, а дополняют.

Виды речевых нарушений

Нарушение речи устной:

  • Брадилалия – медленная речь из-за сложности в членораздельном произношении, которая развивается вследствие местной патологии мозга.
  • Брадифразия – развитие медленной речи вследствие медленного мышления, которое является результатом местного заболевания головного мозга.
  • Алалия – полное или частичное отсутствие речи вследствие поражения речевых областей мозга, при этом сохраняется первичный интеллект.
  • Тахилалия – слишком быстрое произношение речи без лексических, фонетических и грамматических дефектов.
  • Дизартрия – нарушение произношения из-за ограничения подвижности органов речи вследствие нарушения их иннервации. Возникает из-за повреждения подкорковых и заднелобных отделов мозга.
  • Заикание – это нарушения темпо-ритмического течения речи из-за судорожного статуса речевых органов.
  • Ринолалия – нарушение тембра голоса с искажением произношения из-за патологии носовой полости. Ринолалия – это синдром гнусавости.
  • Дислалия – нарушение произношения звуков при нормальных слухе и работе речевых органов. Часто встречается в многоязычных семьях.
  • Афазия – системное нарушение ранее сформировавшейся речи вследствие органических поражений речевых отделов мозга.

Нарушение средств общения 

  • Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической.
  • Фонетическое недоразвитие (ФНР) – нарушение процессов формирования произносительной стороны речи, т.е. звукопроизношения
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом

Причины фонетического недоразвития речи (ФНР)

  • дефекты речевого аппарата (неправильный прикус, короткая уздечка языка, особенности строения нёба и др.);
  • привычка говорить слова неправильно (без аномалий речевого аппарата);
  • различные негативные воздействия во внутриутробном периоде, во время родов и в младенчестве;
  • недоразвитие нервных процессов;
  • подражание взрослым и детям с искажённым произношением звуков;
  • неблагоприятная обстановка в семье (дефицит внимания и общения, психотравмирующие условия);
  • слаборазвитые артикуляционные мышцы;
  • двуязычие в семье.

Признаки фонетического недоразвития речи

  • игнорирование, замена или искажение звуков;
  • нарушение темпа, ритма, выразительности речи;
  • перестановка, сокращение слогов.

Признаки фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР)

  • искажение одного или нескольких звуков (сигматизм, ротацизм и т.д.);
  • замена артикуляционно-сложных звуков на более простые;
  • недифференцированное произношение звуков, для которого характерна замена одним целого ряда других звуков;
  • смешение, либо непостоянное использование звуков в речи; иными словами, иногда ребенок произносит звуки правильно, но в некоторых случаях заменяет их на другие;
  • часто нет различия между мягкими и твердыми звуками ([сь] вместо [с], [тя] вместо [та]).
  • не различаются на слух глухие и звонкие звуки («папка» вместо «бабка» и т.д.);
  •  у ребёнка не сформирован фонематический слух (особенный слух на звуки), поэтому он не слышит и не различает звуки на слух, не может определить их количество и последовательность их в слове;
  • речь неразборчивая, нечёткая дикция;
  • неправильное употребление предлогов, окончаний в словах.

Признаки общего недоразвития речи (ОНР)

Часто встречаются дети и с общим недоразвитием речи (ОНР), т. е. дети, у которых нарушено и звукопроизношение, и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто строят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании. При этом интеллект и слух ребенка сохранены, а непосредственно речь может как полностью отсутствовать, так и быть лишь слегка непонятной или неправильной. 

1 уровень речевого развития (ОНР первой степени): сопровождается полным отсутствием речи;

словарный запас, состоящий из простейших слов, их отрывков или звукоподражаний;

максимальное сокращение сложных слов до 1-2 слогов или их отсутствие в речи;

активное использование мимики и жестов для дополнения общения;

отсутствие фразовой речи;

относительно богатый пассивный словарь (ребенок хорошо понимает обращенные к нему слова).

2 уровень речевого развития (ОНР второй степени):ребенок может общаться, но с трудом. Речь состоит из небольшого количества общеупотребительных слов. Зачастую, ребенок произносит их неправильно, но в правильном контексте. Как правило, ребенок не пользуется прилагательными, не понимает обобщений. Во время разговора используются короткие предложения без согласования слов. Артикуляция значительно нарушена.

3 уровень речевого развития (ОНР третьей степени): ребенок активно и много общается, обладает богатым словарным запасом и неплохо строит фразы, в том числе сложносочиненные предложения. Страдает, главным образом, произношение звуков, которые произносятся неправильно, заменяются более простыми и нередко сливаются между собой. Так же страдает, что-то в меньшей степени, а что-то в большей обобщение, употребление предлогов (сложных), словообразование, образование мн.ч и уменьшительно-ласкательной формы сущ-х. им сложно овладеть пересказом, составить рассказ-описание по схеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задержка речевого развития у детей дошкольного возраста

В статье обозначены характеристики ЗРР, причины возникновения, рекомендации для родителей....

Коррекция речевого развития у детей дошкольного возраста - основа их полноценного психического развития

Своевременное овладение речью перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему осознанно воспринимать действительность.Поэтому необходимо  вовремя заботится о развитии речи детей в дошкольном воз...

Консультация для родителей на тему: «Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста».

Функция кисти руки уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением,  с переживаниями, трудом, что стала вспомогательн...

Консультация для родителей на тему:" Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".

Развитие мелкой моторики и координации движений руки и глаза,гибкость рук, ритмичность.содействовать нормализации речевой функции....

Консультация для родителей на тему: «Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей на тему: «Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста»....

«Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста».

laquo;Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста»....