Семинар для педагогов "Портфолио интересов дошкольника"
презентация к уроку (средняя группа) на тему
Представление педагогам ДОУ технологии "портфолио дошкольника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство педагогов с технологией "портфолио интересов дошкольника" | 33.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар
«Портфолио интересов дошкольника»
Составила и провела воспитатель
Ковалёва Светлана Фёдоровна
МБДОУ ЦРР-детский сад №43 «Золотой петушок»
г. Ессентуки, ноябрь, 2018г.
Цель семинара: представить педагогам новую технологию «портфолио дошкольника».
Задачи семинара:
1. Познакомить педагогов с технологией «портфолио интересов дошкольника».
2. Раскрыть структуру и алгоритм запуска технологии.
3. Предложить примерный план работы по технологии.
4. Дать представления об оформлении и составлении портфолио дошкольника.
С особым трепетом родители предвкушают тот день, когда малыш пойдет первый раз в первый класс. И вот, когда настает этот момент, все поздравляют дорогого первоклашку, в поздравлении непременно отмечают, что "начинается новая жизнь" и "теперь ты будешь учиться", "пройдет время, и ты многого достигнешь"… А ведь ребенок растет, развивается, умножает свои знания и умения уже с первых недель жизни! Родители, записывают в альбомы, снимают на видеокамеру, фотографируют, т. е. всячески стараются сохранить для истории драгоценные мгновения. Но как-то так получается, в основном, фиксируются физический рост и внешние изменения детей. А их внутренний мир? Их интересы, их удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания? Жаль, но порой остаются "за кадром" творческие работы детей: рисунки, башни из кубиков, снежные крепости и песочные замки, пластилиновые фигурки и так далее. А с ними и впечатления от прогулок, путешествий, походов в цирк или на праздник и многое-многое другое. Хорошим решением для исправления этой "печальной ситуации" вполне может стать детское портфолио.
Что такое портфолио и для чего оно предназначено?
Личностно-ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Идея самоценности дошкольного детства и создания условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком побудила к поиску содержания, средств и педагогических технологий, позволяющих реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.
Портфолио дошкольника — это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.
Портфолио интересов дошкольника – это не только папка, в которой отражены достижения ребенка за определенный период, это еще и сотрудничество педагога и родителей по изучению и отражению в динамике способностей малыша, его физического развития. При составлении портфолио родители могут показать условия жизни и творчества ребенка дома, а педагог –успехи своего воспитанника в детском саду.
Стоит подойти к этой непростой задаче ответственно, потому что с этим самым портфолио он будет в недалеком будущем поступать в первый класс.
При составлении портфолио нужно исходить из того, что это – своего рода визитная карточка ребенка, ознакомившись с которой, совершенно посторонний человек должен будет составить мнение о вашем ребенке, его уровне развития и способностях. Соответственно, главная задача педагогов и родителей – постараться сделать так, чтобы это мнение оказалось правильным.
Портфолио дошкольника — это своеобразный маршрут его развития. Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливых детских годах. Портфолио воспитанника ДОУ является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при зачислении ребенка в 1 класс начальной школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения. Портфолио дошкольника способствует установлению преемственных связей между ДОУ и начальной школой.
Цель портфолио – увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального сопровождения воспитанника в образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретённые знания и умения.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
- создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
- поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
- поощрять его активность и самостоятельность;
- формировать навыки учебной деятельности;
- содействовать индивидуализации образования дошкольника;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
- укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.
Создание портфолио дошкольника - это новая и пока ещё не освоенная технология.
Особенности «Портфолио дошкольника»:
- Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
- Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, факторологических и алгоритмических знаний и умений.
- Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».
- Портфолио дошкольника – перспективная форма представления
индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.
- Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио интересов дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.
- Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного
оценивания – адекватного представления отдельных творческих достижений ребёнка, так и способом развития его способностей, ведь учитываются и результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности: социальной, коммуникативной, познавательной. Результаты работы показали, что в большинстве случаев – это накопительное портфолио, «Всё обо мне» - так его называют дети.
- Данный вид технологии, исходя из индивидуальных особенностей наших детей, может оказать неоценимую услугу, как педагогам, так и их родителям. Значимость данной технологии состоит в том, что она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. На этапе составления портфолио дошкольника большую роль играет использование различных диагностик, позволяющих отследить путь развития ребенка. Результаты мониторинговых исследований, проводимых в ДОУ, должны найти отражение в папке достижений. Единственное условие - результаты могут быть известны только воспитателям и должны стать частью анализа педагогической деятельности. С помощью портфолио можно зафиксировать и проанализировать изменения в развитии и воспитании ребенка, при необходимости провести коррекцию обучения, что особенно важно для наших детей.
Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:
- Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
- Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:
- для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.).
- накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени (например, от рождения до 3-х лет, от 5 до 7 лет и т. д.).
- тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, моё домашнее животное, лето - весёлая пора и т. д.
- Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
- Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
- Индивидуальность. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
- Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).
Определены основные функции портфолио:
- диагностическая – фиксирует динамику развития ребенка;
- целеполагающая – поддерживает учебные цели;
- мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты;
- содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;
- социообразующая – формирует и развивает детско-взрослый коллектив совместной деятельности;
- развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;
- рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.
Портфолио можно разделить на несколько видов:
- Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
- Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.
- Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.
Портфолио показывает динамику развития ребёнка, «картину» того, как он «расцветает», кто ему в этом помогает.
Портфолио – копилка любых успехов ребенка, полученных в различных видах деятельности, которые сопровождают его до школы:
- в быту: умение самостоятельно одеваться, кушать, умываться, класть вещи на место и т. д.;
- на занятиях, которые проводятся в детском саду;
- при посещении различных кружков, секций;
- в общении со взрослыми, сверстниками.
Заполнение портфолио поможет узнать, как развивается ребенок, когда лучше начать обучение в школе, учитель же получит представление о том, что ребенок думает о себе.
Работа с портфолио поможет нам:
- установить более близкие отношения друг с другом;
- создать атмосферу общности интересов;
- активизировать свое внимание к успехам ребенка, своевременно их отмечать;
- поддерживать интерес к различным видам деятельности малыша;
- формировать у ребенка самоконтроль и самооценку.
Таким образом, портфолио дошкольника можно определить как инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребёнка, как способ анализа индивидуальных достижений.
Принципы работы по составлению портфолио
Первый принцип – единство всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной.
Второй принцип – это совместная деятельность и общение взрослого и ребёнка как движущая сила развития. Основой такого общения становится взаимный поиск пути друг к другу и к контакту с внешним миром, который опирается не на нотации, замечания, нравоучения, а на совместное переживание минут радости, огорчений, открытий.
Этапы работы по составлению портфолио
1 этап: Постановочный.
Приступая к реализации технологии портфолио, необходимо определить цель его создания. Цель может быть, как:
- оценочная функция – «портфолио как инструмент комплексной диагностики» (Л. И. Адаменко). Оценочно-диагностическое портфолио является индивидуальной программой развития ребёнка (составляется педагогом, и хранится он у педагога) (личная папка ребёнка).
- накопительное портфолио «книжка обо мне», всесторонне демонстрирующие достижения воспитанника.
- Портфолио составляется родителями и детьми под руководством воспитателя и хранится он в группе. Структуру портфолио определяют дети и взрослые совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей.
2 этап: Поисковый.
- Сбор информации
Внедряя портфолио в деятельность дошкольного учреждения, педагог, родители и дети выбирают варианты разделов и рубрик, продумывают возможное их содержание. Родители и дети отбирают материал (фотографии, модели, схемы, рисунки, и т. д) на основе интересных событий или проявлений ребенка.
3 этап: Заключительный.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей, воспитателей и специалистов образовательного учреждения.
Работа над созданием портфолио может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой детей. Работа с подгруппой детей имеет возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами.
Взаимодействие с родителями
Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.
Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.
Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И я уверена, что работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.
Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и, непременно, фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Критерии оценивания
Трудно подвести итоги работы с портфолио с помощью цифр, т.к. она нацелена на долгосрочный результат, который, возможно, найдет отклик в душе ребенка, когда он станет старше и начнет оценивать себя с позиции успешности и реальных жизненных достижений. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к воспитанию своей уверенности он заложил еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых – родителей, педагогов. Тем не менее, оценивая портфолио дошкольника, следует обратить внимание на:
- творческий подход к оформлению;
- интерес и желание ребенка;
- значимость для ребенка, его родителей, педагогов.
Алгоритм работы по составлению портфолио
- Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
- Определение вида портфолио: вид портфолио может быть предложен педагогом, родителем или выбран по желанию детей.
- Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.
- Определение структуры портфолио: общее количество рубрик, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть - по выбору автора.
- Определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с родителями, детьми и педагогом (наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т.п.)
- Презентация.
Структура создания портфолио дошкольника
Четкой структуры создания портфолио не существует. Она подбирается исходя из индивидуальных возможностей и интересов ребенка. Главное условие – портфолио должно быть ярким и красочным, в идеальном случае, оно станет любимой книжкой с картинками для ребенка и предметом гордости для его родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Рисуем с интересом"
Участие в семинаре...
Семинар-практикум «Развитие познавательного интереса дошкольников, через экспериментирование»
Цель: представление опыта работы с детьми разного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.Задачи:- повысить уровень профессиональной компетенц...
Познавательный интерес дошкольников. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.
В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В дошкольном образовании приоритетными направлениями являются психологизация образовательного процесса, учет интересов с...
Выступление на семинаре: «Воспитание интересов дошкольников к народным традициям через музейную педагогику»
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....
Всероссийский семинар «Современный школьный музей: традиции и инновации» Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как средство развития интереса дошкольников к русской народной культуре»
Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как средство развития интереса дошкольников к русской народной культуре», презентация мини - м...
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стр
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. В основе эксперименталь...
Семинар - практикум на тему: «Роль семьи в развитии познавательного интереса дошкольников»
Семинар - практикум на тему:«Роль семьи в развитии познавательного интереса дошкольников»...